Андрее – Стратилатовская церковь село Андреевское

            В 1596 году в селе Львово-Андреевское на реке Протве уже была деревянная церковь, построенная церковь во имя св. мч. Андрея Стратилата. В Смутное время она подверглась разорению, стояла без совершения служб. В 1729 году тщанием прихожан построена новая однопрестольная деревянная церковь с колокольней. В 1848 году, когда в округе свирепствовала холера, в Андреевский храм приносили чудотворную Колочскую икону Божией Матери из Колоцкого монастыря. После этого в храме установили список с Колочской иконы, а в 1874 году при строительстве ныне существующей каменной церкви мученика Андрея Стратилата устроили придел в честь этого святого образа.

         В советское время церковь была закрыта, в здании устроили столовую. В 2005 году начались реставрационные работы. Была полностью перекрыта крыша на храме и на колокольне, сделаны новые главки, установлены кресты, застеклены и вставлены новые оконные рамы и внутренние двери. В воскресные дни и двунадесятые праздники совершаются молебны, панихиды.

                            

Смоленская церковь село Бородино

        До Смуты в этой местности числился «погост Воздвиженский на государеве цареве земле на речке Вейне с церковью Воздвижения Креста Господня и приделом святителя Николая», в 1626 г. отмечено, что «место церковное, пашни лесом поросли». В 1697-1701 гг. селом владел окольничий Тимофей Савелов (брат будущего Патриарха Иоакима). В 1698 г. он построил церковь Рождества Христова, которую освятили в 1701 г. В 1798 г. село Бородино купил отставной бригадир В.Д.Давыдов, соратник Суворова. Здесь прошло детство героя войны 1812 г. Дениса Давыдова. После изгнания французов восстановление храма начала М.М.Тучкова. Ее муж пал смертью храбрых на Бородинском поле. В церкви Смоленской иконы Божией Матери ее усердием был устроен нижний храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

        С 1830 г. село стало собственностью императорской фамилии. В верхнем храме села был иконостас из московского Алексеевского монастыря в Москве, перенесенного на новое место при строительстве Храма Христа Спасителя. В нижнюю Сергиевскую церковь иконостас пожаловал император Александр II. В церкви хранилась древняя Смоленская икона Божией Матери, сопровождавшая во всех сражениях князя П.И.Багратиона. Накануне столетнего юбилея Бородинского сражения церковь отремонтировали, художник А.П.Хатулев расписал ее в древнем стиле. Храм закрыли в 1930 г. Поле, на котором произошло величайшее сражение, постепенно заросло сорняком. В1932 г. взорвали главный памятник на месте Бородинской битвы и склеп с прахом князя Багратиона.

       Осенью 1941 г. на колокольне храма устроили пулеметное «гнездо». После войны и в начале 1950-х гг. из стен верхнего храма добывали кирпич, колокольня была уничтожена полностью. Тогда же полуразрушенный храм стал предметом заботы сотрудников Бородинского военно-исторического музея. Его поддержали многие деятели науки и культуры. К 150-летней годовщине сражения здание храма восстановили.

        В 1989 г. прошло первое богослужение в нижнем Сергиевском храме. По инициативе дирекции музея-заповедника церковь передали Московской епархии. В 1995 г. началось служение и в верхнем храме Смоленской иконы Божией Матери. В 1999 г. на средства благотворителей развернулись активные ремонтно-реставрационные работы. 16 июля 2006 г. по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение верхнего храма. Организованы занятия воскресной школы. Имеются библиотека, видеотека.

 

 Димитриевская церковь село Большое Тёсово

       Сельцо Тесово Дягилева стана упоминается в документах с начала XVII в. В 1725 г. к церкви пристрои¬ли придел во имя Архангела Михаила. В 1736 г. селом владел Василий Дмитриевич Камы¬нин. Его сын Дмитрий, в 1811 г. возвел существующую поныне каменную церковь, престолы которой были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери, Казанской иконы Божией Матери и во имя пророка Илии (по состоянию на 1866 г.). Камыниным усадьба принадлежала до 1917 г. Пять приделов были освящены во имя святого великомученика Дмитрия Солунского, Смоленской и Казанской икон Божьей Матери, архангела Михаила и святителя Николая. В советское время, ещё до войны, церковь была закрыта, лишилась колокольни, апсиды, четырёх колонных портиков.

        В 1995 г. указом митрополита Ювеналия в храм святого великомученика Дмитрия Солунского был назначен настоятель. С 2001г. начались восстановительные работы, которые были закончены к 2007 г. Заново выстроены алтарь и портики, возвращена медная кровля и золоченый крест. Храм заново оштукатурен и выкрашен. В главном приделе новый иконостас. Освещают храм 4 хороса. Построена каменная ограда с коваными решётками.

 

 Воскресенская церковь село Борисово

              Село Борисово было вотчиной Бориса Годунова еще до его воцарения. Здесь в 1585-1586 гг. он воздвиг каменную шатровую церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1600 г. по повелению Бориса Годунова был основан Царь-Борисов городок, построена каменная крепость с четырьмя башнями, выкопаны пруд и рвы. Церковь Бориса и Глеба и остатки каменной крепости были разобраны в начале XIX в.

          Деревянная церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова впервые упоминается в документах в 1653 г. В 1811 г. построена ныне существующая каменная церковь с престолами в честь Обновления храма Воскресения Христова, Собора Божией Матери, во имя святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. К ней была приписана деревянная церковь во имя святителя Николая в селе Старом.

          В советское время храм закрыли, он лишился ротонды и колокольни и был перестроен под клуб. В конце 2001 г. под богослужение отдали старое кирпичное здание рядом с храмом. Здесь устроена домовая церковь во имя Царственных страстотерпцев. В 2009 году приходу прередана трапезная часть храма и алтарь, где на данное время ведутся восстановительные работы.

                        

 Никольская церковь село Губино

             Село Губино на речке Береге известно с 1626 г. как дворцовое. В 1675 г. царь Алексей Михайлович поменял его на вотчину патриаршего   боярина Т. П. Савелова. В 1678 г. в селе стояла деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В начале XIX в. усадьба перешла к Н.С.Воейкову, который в 1819 г. построил ныне существующую каменную церковь во имя святителя Николая. В 1860-х гг. была возведена трапезная с престолом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

         В советское время храм закрыли, разрушили алтарь, завершения храма и колокольни. Зарегистрирована община. Местные жители ведут подготовительные работы к реставрации. В храме ежемесячно совершаются молебны.

               

Богоявленская церковь  село Дровнино

               В Смуту дворцовое село Дровнино с деревянной Никольской церковью было разорено. В 1662 г. «в приселке Дровнино, дворцовой Старковой волости» вновь построили деревянную церковь во имя святителя Николая. В 1709 г. эти места стали вотчиной князя В. В. Долгорукова, сподвижника Петра I. В конце 1720-х гг. храм сгорел. По челобитью Михаила Волжкенского, служителя князя В.В.Долгорукова, на месте сгоревшей церкви возвели новую деревянную в честь Богоявления Господня с Никольским приделом. В 1730 г. ее освятил игумен Колоцкого монастыря Феодор. В 1820-х гг. в селе появилась каменная Богоявленская церковь.

        В 1852 г. её вместе с колокольней перестроили, в начале XX в. трапезную часть расширили и установили два престола, перестроили и колокольню. В 1880-х гг. в Богоявленской церкви здесь служил священник А.Лебедев. Благодаря деятельности священника и его сына, учителя Дровнинской школы В. А. Лебедева — в селе возникло общество трезвости. Совместно с крестьянами создали сельскохозяйственную артель, приносившую немалый доход. Изделия учащихся школы из лозы, соломы, камыша экспонировались на Нижегородской выставке в 1896 г., а в 1900 г. и на выставке в Париже. Возможно, последним настоятелем храма был протоиерей Сергий Лебедев. Он составил жизнеописание преподобной старицы Спасо-Бородинского монастыря схимонахини Рахили.

        В конце 1930-х гг. храм закрыли и разорили. Последняя служба в храме была в 1941г. Из воспоминаний местных жителей известно, что фашисты, захватившие село, хотели взорвать храм, но тот уцелел. Тогда они сожгли село. В послевоенные годы, большая часть церковных стен и сводов была разобрана на фундаменты и печи жилых домов. Отреставрирована часть храма, алтарь, возведены купола. Построен дом причта с подсобными помещениями, имеется библиотека

                         

Димитриевская церковь село Ивакино

         В древности здесь был погост Алексин на речке Четверже, стояла тогда и Димитриевская церковь. В начале XVII в. погост разорили. Возле бывшего погоста находилась пустошь Ивакино, на которой стольник П. Ф. Леонтьев поселил пять дворов крестьян. По его челобитью в 1690 г. на церковной земле в Алексине построили церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского После построения церкви погост стал селом. Ныне существующая каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святого великомученика Димитрия Солунского, находящаяся в руинированном состоянии, построена в 1814 г. на средства владельца села И.В.Скворцова. В советское время закрыта и разрушена. Богослужения проходят в деревянном доме возле храма

 

Введенская церковь деревня Клементьево

         Первоначально на этом месте стояла деревянная церковь во имя святителя Николая, разрушенная в Смутное время. В 1629 г. ее отстроили вновь. В 1701 г. Клементьево перешло во владение Б.И. Прозоровскому. После постройки в нем в 1703 г. каменной церкви в честь Введения во храм Божией Матери с приделом святителя Николая село стало именоваться Введенским. В 1734 г. селом владел граф Иосиф Ефимовский. Вероятно, по его прошению в 1730-х гг. была построена колокольня. В советское время храм закрыли и разрушили. Из всего некогда величественного ансамбля строений прихода Введенской церкви сохранились здания богадельни и колокольни, а также башенки церковной ограды. В декабре 2005 года была зарегистрирована православная община Введенского храма и отслужена первая литургия. Во внутренней части аварийного здания колокольни произведен ремонт и уставлен иконостас. Совершаются богослужения

Воскресенская церковь село Купрово

           В писцовых книгах Можайского уезда 1626 г. на месте села Прокофьевского, Купрово тож, значится пустошь. Ранее здесь стояла церковь Обновления храма Воскресения Христова. В 1702 г. Г.Н.Озеров получил разрешение построить в селе Воскресенскую церковь с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Ее освятили в 1703 г.

         По рассказам местных жителей, в существующей ныне церкви до ее закрытия в конце 1930-х гг. висела доска с указанием, что церковь построена в 1843 г. Архивные документы называют устроительницей храма помещицу Белобородову. Церковь стоит в лесном массиве, вдали от поселений.

        Сюда организуются походы учащихся воскресной школы Никольского соборагорода Можайска, и здесь совершаются богослужения.

 

Ильинская церковь город Можайск

         Первое упоминание в документах об Ильинской церкви в Лужецкой монастырской слободе относится к 1596 году. Церковь в то время была деревянной, на её территории находились дом священника и сторожка. Храм дал другое название слободе – Ильинская. Это древнее название северной окраины Можайска сохранилось до наших дней. В начале XVII века, в годы польско-литовской интервенции, Можайску был нанесен серьезный урон. Большая часть церквей, монастырей, сел и деревень подверглась разграблению и сожжению. Не избежал этой участи и Ильинский храм. К середине XVII века церковь святого Илии пришла в запустение и в 1678 г. на месте сгоревшего храма соорудили деревянную церковь, где и разместили спасенные иконы. В 1840-х годах Можайский мещанин М. И. Хлебников пожелал построить новый храм, который в 1852 году был освящен. До 1862 года храм был однопрестольным.

          В 1902 г. её расширили по проекту архитектора В. К. Филиппова. В советские годы богослужения в храме продолжались. В ходе боёв по освобождению города от немцев Ильинская цеь получила значительные повреждения.

          С 1955 г. возобновлены богослужения. Ведутся ремонтно – восстановительные работы и благоустройство прилегающей территории. При храме действует воскресная школа для взрослых. Имеется библиотека православной литературы. После прославления преподобного Серафима Саровского в Ильинской церкви появилась икона с девятью житейными клеймами и надписью: «Сия икона написана в память открытия мощей преподобного Серафима Саровского 19 июля 1903 года и избавления от болезни Алексея Котелина 1904 года июля месяца. Иконы «Спас Нерукотворный» и «Святитель Николай», также подаренные крестьянином Котелиным и по сей день украшают храм.

               

Иоакимо – Анновская церковь город Можайск

          Церковь Иоакима и Анны, является частью собора Якиманского монастыря (упразднён в 1764 г.) — известного с конца XVI в. приделом святителя Леонтия Ростовского. В 1770-е гг. он был капитально перестроен, а с середины XIX в., после сноса смежного с ним древнего храма, выделился в самостоятельный. Южная белокаменная стена осталась от храма, сооружённого в 1390-х гг. В 1880-х гг. пристроена трапезная. В советское время храм не действовал, в нём разместили архив. Теперь здесь воскресная школа.

         Рядом находится большой каменный храм Святых праведных Иоакима и Анны, построенный в 1871 г. с колокольней, надстроенной в 1893 г. и приделами святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери.

          Богослужения проводятся ежедневно. В храме имеются чтимые иконы: свв. правв. Иоакима и Анны, свт. Николая, Божией Матери «Скоропослушница», вмч. И целителя Пантелеимона.

 

Никольский собор город Можайск

        Можайский Никольский собор готической архитектуры стоит на высокой крутой горе. Храм двухэтажный. Первый его этаж, сложенный из огромных глыб дикого камня, — это ворота крепости XIV в. Здесь в надвратной церкви хранился чудотворный образ Николы Можайского, вырезанный из дерева в том виде, в каком святитель явился когда-то над осажденным городом. Храм на городских воротах существовал с древнейших времен и первоначально не был соборным. В документах 1596-1598 гг. он именовался Воздвиженским и имел придел в честь чудотворной иконы святителя Николая. Соборным в то время назывался иной Никольский храм, также весьма древний, обрушившийся в 1844 г., а в 1852 г. замененный новым — Петро-павловским. .В первой четверти XVII в. храм на городских воротах назывался Никольским. В 1626 г. по государевой грамоте в нем исправили наружные повреждения, причиненные ему при нашествии поляков. 14 марта 1683 г. Патриарх Иоаким приказал сделать новый иконостас. На плане Можайска от 1756 г. у него значится придел в честь Воздвижения Креста Господня. До начала XIX в. собор имел пять глав, колокольня его находилась на трапезе, а паперть — на арках.

           В 1804-1812 гг. придел, колокольня и паперть разобрали за ветхостью и устроили вновь. В подклет нового храма вошли части стен городских ворот XVI в. В верхней части храма к надвратной церкви 1680- х гг. пристроили с северной стороны разновеликий объём, общий притвор и колокольню. Пятиглавие церкви 1680-х гг. было снято. В 1812 г. французы сожгли иконостасы, расхитили и уничтожили церковное имущество. После их изгнания был обновлен придельный храм и освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а затем в 1816 г. и сам собор. Колокольню построили весною 1814 г. В 1829 г. в куполе устроили церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1933 г. собор закрыли. Во время Великой Отечественной войны разрушили ротонду. В послевоенные годы проводились частичные ремонтно-восстановительные работы.

           В 1960-е гг. в храме разместили трикотажную фабрику. В 1980-х гг. Никольский собор и другие здания Можайского кремля перешли к Государственному Бородинскому военно-историческому музею. 23 апреля 1995 года в соборе возобновились службы. На данное время богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером; в среду и пятницу читаются акафисты — Божией Матери перед ее образом «Всех Скорбящих Радость» и святителю Николаю. Ведутся восстановительные работы. При храме действует благотворительная столовая. В библиотеке духовной литературы проводятся занятия воскресной школы с детьми и взрослыми. Клирики храма духовно окормляют исправительные учреждения города Можайска. Построен и освящен храм ап. Андрея Первозванного в воспитательной колонии для подростков. В соборе поставили резную икону Николы Можайского – копию древней чудотворной, находящейся в Третьяковской галерее.

 

Никольская церковь село Мокрое

              Храм святителя Николая с отдельно стоящей колокольней построен в 1807 году князем В. В. Долгоруковым. В 1894 году купец М. А. Александров, соединил храм с колокольней, построив обширную трапезную, в которой были устроены теплые приделы во имя Архистратига Михаила и великомученицы Екатерины.

          Церковь закрыли в 1939 г. В здании разместили мастерские. Пострадав в годы ВОВ, до наших дней здание дошло в разрушенном виде, но с 2005 г. в главном приделе совершаются регулярные богослужения. Во втором ярусе колокольни устроена часовня во имя страстотерпца царевича Алексия. Особенно почитают прихожане икону Святителя Николая.

 

Богородицерождественская церковь село Поречье

         В писцовых  книгах 1596—1598 гг. Поречье упомянуто как «старинная вотчина Михаила Ивановича Протопопова». В селе находилась деревянная двухэтажная церковь с четырьмя престолами. Нижняя освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, с приделом во имя святителя Алексия, Митрополита Московского; верхняя — в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая. В Смутное время село и церковь были разорены и сожжены польско-литовскими интервентами. В 1699 г. в Поречье перенесли церковь во имя Иоанна Предтечи из села Алисавино, при этом главный ее престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Иоанновский престол занял свое место в холодном приделе церкви. Каменное здание храма построил граф Л.К.Разумовский в 1804 г. После осквернения церкви французами в 1812 г., в ней был произведен ремонт и вторичное освящение. В XIX в. храм несколько раз ремонтировался и обновлялся.

         В конце 1930-х гг. церковь закрыли, разграбили и осквернили. Здание использовали как склад С 1995 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы возобновлена служба. Подходят к концу ремонтно-восстановительные работы. Поставлен новый иконостас. Расписана трапезная часть храма. Сделаны две мозаики: свт. Алексия Митрополита Московского и св. Иоанна Предтечи. Особенно почитаемые иконы Божией Матери — «Смоленская», «Споручница грешных», переданные прихожанами деревень Глядково и Дегтяри — после реставрации заняли должное место в храме.

       

Успенская Церковь село Пушкино

            Село получило название, вероятно, по фамилии владельца, Фёдора Семёновича Пушкина, у которого в конце XVI в. были вотчины в Можайском уезде. Ныне существующая церковь Успения Божией Матери построена в 1766 г. Другой престол — Вознесения Господня. Колокольня и трапезная построены в 1888 г. по проекту архитектора Дмитрия Дмитриевича Зверева. В 1911 г. храм заново расписан.

          В XIX в. сельцом владел декабрист князь С. Г. Волконский. Справа от церкви сохранился фундамент дома Волконских. Около церкви похоронен богатый крестьянин Голованов, пожертвовавший в храм колокол.

         В советское время церковь закрыли, здание использовали в хозяйственных целях. В южной и северной стенах были прорублены ворота для заезда автотранспорта. С начала 2001 г. в храме возобновлены богослужения по воскресным и праздничным дням. Восстанавливает церковь местная община.

 

Георгиевская церковь село Семёновское

                     Первые упоминания о церковном месте в этом селе относятся к началу ХVII века. Деревянная церковь была устроена в честь Николы Чудотворца. В 1720 году село Семеновское принадлежало Анне Степановне Чернышевой. В мае 1739 году состоялось освящение новопостроенной церкви, так как прежняя была разрушена в Смуту. Известно, что перед революцией в селе существовал деревянный храм с Никольския приделом, построенный в конце девятнадцатого века. В середине двадцатого века он был разрушен.

            В 1995 г. в память о погибших в этих местах в 1942 – 1943 гг. воинах на средства частного предпринимателя выстроен храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Среди сражавшихся за Родину – два деда храмоиздателя. Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточенные бои. Множество деревень вокруг были сожжены. На территории храма расположены захоронения воинов ВОВ, остатки которых были обнаружены поисковыми отрядами за последние годы. В храме совершается регулярные богослужения. Жители села Семеновское передали храму старинные иконы: Матери Божией «Знамение», святых Николая Чудотворца и Андрея Стратилата.

 

Преображенская церковь село Сивково

                     В 1685 г. Патриарх Иоаким, брат владельца Сивково, по дороге в Колоцкий монастырь побывал в селе и благословил Тимофея Петровича строить каменную церковь в честь Преображения Господня с приделом великомученицы Екатерины, патриаршие мастера делали престол и киоты к иконам местного ряда. 20 мая 1687 г. Первосвятитель сам освятил храм, слушал всенощную и служил здесь Божественную литургию. В храме были устроены ложи для Патриарха в толще западной стены и патриаршей палатки над западной частью придела. В 1828 г. по завещанию владельца села князя П. Н. Кропоткина по проекту архитектора Григорьева построили колокольню.

            Приход возрождается. Регулярно проводятся богослужения.

 

Покровская церковь село Тропарёво

                  В XVI в. в селе была церковь Пророка Илии. Село принадлежало Юрию Пушечникову. В Смутное время селение сожгли. В середине XVII в. пустошь Тропарёва — во владении дьяка Ивана Ивановича Переносова, он поселил здеськрестьян, построил вновь церковь Покрова Божией Матери с приделами Николая Чудотворца и Илии Пророка. «А рублена та церковь о 6-ти углах с трапезною, а наверху клетки, а на клетках три круглых главы крыты чешуею, а кресты и яблоки под ними обиты жестью, да два колокола».

           В 1713 г. стольник князь Петру Алексеевичу Коркодинов построил каменную церковь, освящённую игуменом Верейского Спасо-Входоиерусалимского монастыря Арсением. В 1717 г. деревянная церковь взята в Спасо-Входоиерусалимский Верейский монастырь. В 1937 г. храм был закрыт и разграблен.

           В 1991 г. храм был передан Русской Православной Церкви, регулярно совершаются богослужения, ведутся восстановительные работы.

 

Александро-Невская церковь село Холм

           Храм, построенный в 1895 г. являлся домовой церковью двухклассной учительской школы, существовавшей с 1899 г. Заведующим и оучителем в ней со времени основания до 1917 г. был священник Н.П.Голубев, а все три учителя окончили курс Духовной семинарии. При школе имелась пасека. Попечителем школы выступал купец С.М.Гудков. Храм закрыли в советское время и перестроили под клуб. Ныне служатся молебны в праздничные дни.

 

Воскресенская церковь село Юрлово

                 Церковь в древнем селе Ельманово-Воскресенское стояла исстари. В Смутное время ее уничтожили литовцы. Село было старинной вотчиной Бартеневых и названо Воскресенским по церкви, построенной в 1654 г. Петром Борисовичем Бартеневым. В 1727 г. Анисим Иванович Березников построил ныне существующую церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова с приделом во имя великомученицы Екатерины. Закрыта в конце 193-х гг. В 1940-1960-х гг. алтарь храма, трапезная и верхние ярусы колокольни были разрушены.

          Проведены работы по консервации храма и первоначальные противоаварийные работы.

 

Покровский храм село Ельня

                    Заканчивается строительство Покровской церкви на новом месте. На территории храма устроена братская могила, где силами поисковых отрядов проводятся захоронения найденных останков воинов, сражавшихсяв годы Великой Отечественной войны. Осенью почтить память героических соотечественников приезжают земляки погибших якутов и служится панихида.

           Приход является подворьем Лужецкого монастыря.

                    

Никольская церковь село Никольское

                 Первое упоминание о церкви святителя Николая относится к 1627 г. В 1760 г. селом владел коллежский асессор А.Г. Венгерский. Его жена в1787 г. подала прошение в уездный суд о выделении части её земель для церкви. В 1788 г. А.Г. Венгерский построил в усадьбе каменную однопрестольную церковь Николая Чудотворца. В 1895 г. храм был перестроен по проекту епархиального архитектора Степана Крыгина, составившего также план церковного участка и чертеж ограды, примыкавшей с двух сторон к колокольне.

            В советское время храм был закрыт, после войны его начали разбирать на кирпич. Уничтожили часть ротонды, алтарь, боковые портики. По рассказам местных жителей, пытались разобрать и колокольню, но кирпич не поддался. Храм находится в руинированном состоянии.

 

Смоленская церковь в селе Старое Село

            Старое село названо так по имени владевшего им в конце XVI в. Василия Ивановича Старого. В XVII в. по церкви Святого великомученика Георгия Победоносца село называлось Юрьевским. В 1626 г. им владел Иван Иванович Полтев. Георгиевскую церковь с приделами Святителя Николая разрушели в Смутное время. В 1662 г. построена новая трёхпрестольная церковь Смоленской иконы Божией Матери с приделами Святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского В 1726 г. на месте деревянной церкви построили новую – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Как следует из прошения 1788 г. поданного прихожанами и складчиками Успенской Церкви « церковь от давнего построения пришла в такую ветхость, что от самого фундамента в некоторых местах подгнила, с южной стороны венцов до пяти в стене обгнили, рундуки обвалились, и крыша ветха. Синодальная контора дозволила строить церковь с переименованием в честь Смоленской иконы Богородицы. В 1790 г. владелец села майор Григорий Яковлевич Усов построил ныне существующую каменную церковь. В XIX в. к ней пристроены трапезная часть, колокольня и, вероятно, четырёхколонные портики на южном и северном фасадах. В клировой ведомости церкви Смоленской иконы Божией Матери за 1840 г. записано: «Престолов в храме два: в холодном — Смоленской Божией Матери, в приделе тёплом — Святителя Николая Чудотворца. В 1934 г. церковь в Старом Селе была закрыта и находилась в запустении.

              В данное время храм восстанавливается.

Информация из книги «Монастыри и храмы Московской епархии», том 2