Можайское благочиние

БИЗНЕС-ШКОЛА ДЛЯ… ХРИСТИАНИНА

Обычно для нас, православных христианин, видеть в бизнесе что-то совсем противное евангельскому духу и учению, относиться к нему как к чему-то нечистому. Стоит услышать само это выражение, и сразу на память приходят богач, не знающий, что ему делать с урожаем, от которого ломятся житницы, и другой богач, у дверей которого умирает праведный Лазарь, и слова Спасителя о том, что удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное.

Не буду сейчас объяснять, что разными бывают состоятельные люди, что и среди них есть те, кто старается жить жизнью благочестивой и богоугодной, тем паче что это редкость: чем больше возможностей, тем больше и искушений, да и сам путь к собиранию состояния чаще всего бывает тернист, требует от человека решений и поступков далеко не всегда нравственных. Встречаются исключения? Встречаются, но не о них речь. О другом.

Вот о чем: «Сыны века сего догадливее сынов Царствия в роде своем» (Лк. 16: 8). Это не кто-то, это Господь говорит в притче о неправедном управителе. Для чего? Для того, думаю, чтобы мы, стремящиеся стать сынами Царствия, поняли, что у сынов века сего нам есть чему поучиться, что у них имеются навыки, опыт, свои весьма ценные находки, которыми совсем не следует пренебрегать.

Прежде всего, если кого-то очень уж смущает само наименование «бизнес», то ничто не возбраняет вспомнить его перевод на русский язык: «дело». Мелочь вроде бы, но совсем по-разному звучит «Этот человек занимается бизнесом» и «Этот человеком занимается делом».

В бизнес (или в «дело») приходят многие, преуспевают далеко не все, вершин успеха достигают единицы. И если говорить не о тех, кто занят «распилом», развалом и растаскиванием чего-либо, что было собрано задолго до него, а о людях, строящих бизнес с нуля, всего добивающихся самостоятельно, то в историях их восхождения мы можем проследить одни и те же – важные для нас – закономерности.

Ни в одном деле нельзя преуспеть без трудолюбия, без основательности, последовательности и мужества

Ни в одном деле нельзя преуспеть без трудолюбия, без основательности, последовательности и мужества. Никогда ничего не добьется тот, кто работает лишь тогда, когда это доставляет ему удовольствие, а чуть наскучит – бросает начатое. Равно как и тот, кто от одного занятия с легкостью переходит к другому. Точно так же как и тот, кто готов на все, только бы избежать трудностей, и стоит ему столкнуться с ними, как он малодушно капитулирует.

Бизнес требует самоотдачи – полной, доходящей подчас до самопожертвования: ради результата человек нередко пренебрегает личной жизнью, здоровьем, едой, сном, практически всем.

Он требует также умения разделять главное и второстепенное, отсекая последнее, чтобы все свои силы посвятить важнейшему.

Деловой человек обязательно должен научиться правильно определять цель, а затем и средства, необходимые для ее достижения. Ему нужны собранность и внимательность: стоит расслабиться, рассеяться, как все сразу пойдет не так.

Если ты не учишься, не совершенствуешься – значит, ты прекратил движение вперед

Мир бизнеса пропитан духом конкуренции, это среда, в которой человек человеку волк. Это плохо. Но существенно другое: если ты не учишься, не совершенствуешься – значит, ты прекратил движение вперед, остановился, замер в своем развитии, и твое место обязательно займут те, кто не ленится и не жалеет себя.

Бизнес учит человека быть реалистом. Можно долго спорить, хороши ли то или иное предложение, идея, принцип, направление, но критерий истинности или ложности всего один: работает или не работает.

Но в то же время и без идеализма в каком-то смысле не обойтись: если ты не ставишь перед собой задачу, достижение которой кажется первоначально (тебе самому или кому-то еще) практически невозможным, то отсутствует перспектива развития, ты занижаешь свою планку и вряд ли добьешься чего-то по-настоящему впечатляющего.

Бизнес – это обязательно поиск, творчество: все шаблонное, повторяющееся быстро изживает себя, становится вчерашним днем, оказывается неинтересным для дня сегодняшнего. В каком-то смысле бизнес даже сродни искусству: в каждой его области, отрасли, направлении есть свои виртуозы, свои маэстро.

Бизнес требует терпения: поспешность, желание получить все и сразу погубили многих буквально на старте или вскоре после него. Он требует скромности: поддаваясь духу тщеславия, пускаясь в пляс под его дудку, ты непременно восстанавливаешь против себя людей, моментально наживаешь врагов. Он требует смирения: только до тех пор, пока ты продолжаешь считать себя ничего не достигшим, у тебя сохраняется способность прилагать ревность к ревности и огонь к огню и без устали стремиться вперед.

В случае неудачи ты можешь найти ей массу оправданий: козни конкурентов, непредвиденные обстоятельства, слабость команды, отсутствие оборотных средств, кризис, ошибки в расчетах, недобросовестность партнеров и прочее, прочее… Но какой в них смысл? Ты проиграл, ты, как говорят в этом жестоком, зачастую просто бесчеловечном мире, «лузер». Ты признал это, расписался в этом? Что ж… Каждый, кто не стал «лузером», немилосердно, но честно скажет тебе: ни команда, ни партнеры, ни конкуренты, ни кризис в этом не виноваты, виноват лишь ты сам, а все остальное – не учтенные тобою факторы.

Да, безусловно, бизнес и христианский подвиг – разные вещи. Первый может вдохновляться страстью наживы, эгоизмом, самолюбием; второй всему этому обязательно должен быть чужд. Первый может изуродовать душу человека, заставить забыть о небе и всецело привязаться к земле – причем как в случае успеха, так и в случае полного фиаско. Второй, напротив, имеет своей целью оторвать нас от земли и помочь обратиться горе.

Но вот беда: мы живем в такое время, когда подвижников до крайности мало, и оттого, видимо, правильное представление о самом подвиге христианском – огромная редкость. А бизнесменов – более или менее удачливых, в большей или меньшей степени преуспевших – хоть отбавляй. Отчего так, учитывая, что трудятся они ради награды временной, а мы и братия и сестры наши призваны подвизаться ради награды вечной? Мне думается, что это именно оттого, о чем говорит Господь: сыны века все же, и правда, несравненно догадливее нас в роде своем. А раз так… Раз так, то следует быть как можно внимательнее к их опыту, учиться у них тому, чего не хватает, к сожалению, нам, чтобы не выяснилось потом, в конце концов, что они ради целей суетных, конечных подвизались до крови, а мы ради вечного и бесценного не желали лишний раз и пальцем пошевелить. Ведь если вдруг окажется так, то и нам, пусть мы будем самыми бедными, вовсе ничего не имущими, не пролезть в игольное ушко…

Перейти к верхней панели