Можайское благочиние

Святой Амвросий Оптинский: Народ, не разевай рот!

Святой Амвросий каждому человеку на простом языке объяснял суть его проблемы. Память 10 июля

 

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты.

Тем, у кого слабые уши

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, … чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить. 

Про апп. Петра и Павла

Апостолы Пётр и Павел. Фрагмент иконы 19 века. Изображение с сайта radiominisat.ro

Попустил Господь первоверховным апостолам — одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом.

Почему хочется сплетничать

Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих. Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху этому от самомнения и возношения; несмотря на свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Народ! Не разевай рот!

Когда обижают близкие

Пишешь о неожиданном столкновении с сестрой… в Писании сказано: “и ближнии отдалече мене сташа”. Да и без Писания опыт показывает, что оскорбленное самолюбие и самих близких далеко друг от друга поставляет.

Что делать?

У всех нас немощь одна — желание быть всегда правыми;

и желание этой правости и другим досаждает, и людей делает виноватыми пред судом Божиим; потому что, как говорит святой Исаак Сирин, самооправдание в законе евангельском… не допущено; а сказано прямо и ясно: “аще кто тя ударит в десную ланиту, обрати ему и другую”.

И самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других. Мир душевный имей, а терпеть — терпи, и за себя и за других. Терпение и в буре тишина.

Смиримся и понудимся потерпеть и мы, и, по слову Господню, обрящем покой душам нашим. К тому же помяни слова блаженной памяти О. Иг. А., им некогда тебе сказанные:

“Пока мы находимся на земле, нигде без скорби пребыть не можем; хотя бы залезли на облака, и там от скорбей не уйдем, по свидетельству Самого Господа: “в мире скорбни будете. Но дерзайте, рек Господь: Аз победих мир”.

Слова эти показывают, чтобы мы не отчаивались в скорбях, но надеялись на помощь Божию, которую всегда и должны испрашивать от Господа.

Если не успеваешь

             Келия старца Амвросия Оптинского. Фото с сайта ussur-nikola.cerkov.ru

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

Когда богатство и на Небе пригодится

Блага здешние кратковременны, и никто богатства земного не переносит с собою в будущую жизнь, — разве только кто разумно употребит его на милостыню и благотворения. 

Про милость, уважение и терпение

            Фотография А. М. Гренкова (Амвросия Оптинского). 1870-е  годы.                                         Изображение с сайта wikipedia.org

— У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные.

— Хотящему спастись должно не забывать апостольскую заповедь: «друг друга тяготы носите, так исполните Закон Христов». Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет — «так исполните Закон Христов».

— Также берегись роптать и на людей за неисполнение каких-либо твоих требований или по другим каким причинам. Что ни посылается к нашему терпению, все это попускается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим сего нашим неблагоразумием.

— Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. Но исполнение этой заповеди невозможно без смирения и терпения. Ведь любовь и милость, и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.

Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира с ближним.

Если унываешь 

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят — слушай, а что подают — кушай.

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна — и будешь мирна!

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона.

Лицемерие

Лицемерие хуже неверия. Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

Об осторожности с врагом 

Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.

Про тяжесть долга

Преподобный Амвросий у окна кельи в скиту. Портрет. Изображение с сайта logoslovo.ru

Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение, и многие беcполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай, а молчанием не отделаешься — обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: «Толкуй больной с подлекарем».

Сила слова

Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно, обдуманно.

Всем свое, а нам — наше

Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попущаемые Промыслом Божиим к нашему смирению.

При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти — ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше, при смирении, будет и полезно, и Богоугодно, и даже приятно, если вполне возчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми.

Об обезьянах

На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

Церковь и развод

Из этого каждый может видеть, что развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться; а в противном случае связывать супругов неудобно. Этому правилу следует и Церковь

О женихах

Пишете, что желаете женить вашего единственного сына и он не прочь от женитьбы, что представляются много невест достойных, но ни одна не соответствует его вкусу.

Таково вообще направление нынешних молодых людей и таков их вкус, которому трудно удовлетворить, потому что они сами часто не знают, чего хотят. Что же для таких людей будет по душе и по чувствам? Если теперь его женить, при таком его душевном настроении, едва ли будет прок в женитьбе. Но опыт жизни и вера исправляют таковые души и чувства.

Выбор невесты

Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения, и мать имеет хорошего, неропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак.

Болезнь

От скорбей никуда не уйдешь, не уедешь. Покойный наш старец о. игумен Антоний говаривал: “тогда будет нам покой, когда пропоют над нами: со святыми упокой”. Такая уж временная жизнь человека, беспокойная и многоскорбная. Впрочем, если будем смотреть на скорби с христианской точки зрения, то и в самих скорбях увидим для себя утешение. Уже тем одним дороги для нас скорби и болезни, что ими только одними и можно достигнуть вечно бесскорбной, светло-блаженной жизни на небесах. Об одном только должно нам позаботиться, чтобы безропотно переносить их.

Если устал

Когда устанешь, полежи и отдохни, и опять вставай. Твори, пока будут силы и пока будет возможно, должное и полезное и спасительное; а в неисправности и в немощах кайся, но не смущайся; а со смирением взывай ко Господу, как и мытарь: “Боже, милостив буди мне грешной!”

Когда вера без дел мертва

Если апостол Иаков говорит о делах, что вера без дел мертва, он указывает на немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде. А апостол Павел еще яснее говорит, что неправильно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о милосердии… и любви к ближнему: “если раздадим все богатство и предадим тело во сожжение, а любви не имеем, не будет в этом никакой пользы ”.

Под христианскими делами в Писании разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто одни лишь видимые дела.

Когда вредно спорить

В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, как бы не повредить и себя. Знайте, что вы через брата должны будете выслушивать глубины сатанины, то есть пагубные вражии возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?

Одно посоветуйте брату вашему, чтобы ни с кем не спорил о понятиях нынешних людей, которые, быв побеждены грубыми наслаждениями временной жизни, хотят обвинить Бога, почему Он невольно не удержал их от зла! По этой причине и притворяются они непонимающими, для чего Бог создал человека со свободной волей.

Польза мира

И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Бозе, а не человекоугодием по духу мира; разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных.

Всем вам желаю мирного жития, поскольку взаимный мир повсюду оскудевает, а безтолковое немирствие возрастает.

Все виним друг друга, по-видимому, из-за благословенных и благовидных причин, забывая, что каждый от своих дел или прославится или постыдится.

Перейти к верхней панели