Иоанн Предтеча не умел молчать. Именно к нему, автору первых социальных заповедей еврейского народа, шли люди всех сортов: интеллигенты-книжники, силовики, налоговая, с вопросом – как жить?

ib393

7 июля — Рождество Иоанна Крестителя. На илл.: проповедь Иоанна Крестителя. Миниатюра из минология Василия II (985 г.)

Заповеди Иоанна Предтечи (Евангелие от Луки, глава 3, стихи 10-14)

«И спрашивал его народ: что же нам делать?

И Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

Иордан — неширокая речка с мутной водой, но с ней связаны великие дела. В дне ходьбы от Иерусалима 2000 лет назад здесь было место Вифавара (и сейчас есть), куда к Предтече шли местные силовики, религиозные лидеры и сотрудники налоговой, с вопросом: «Как жить»? Шли под палящим солнцем, по Иудейской пустыне Иорданской долиной (кто бывал, знает). Видно, ответы были важны.

Не знаю, много ли тогда шло к Предтече людей. У меня скорее вопрос: много ли народа вообще ищут этих ответов?

Мир полон противостояния, глобальных и локальных конфликтов, житейской суеты и повседневных забот. Но бывает, что человек не может найти покоя в собственном сердце, не понимает, так ли он живет? Куда же идти ныне человеку с живым сердцем, ищущему ответа на вечные вопросы, если Ярденит давно окружен стоянками туристических автобусов, киосками с сувенирами, но главное — нет там того, кто бы эти ответы дал.

Томас Гоббс в «Левиафане», описывает три основные причины всех конфликтов: «…во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы.

Третья категория людей прибегает к насилию из-за пустяков вроде слова, улыбки, несогласия во мнении и других проявлений неуважения по их ли адресу или по адресу их родни, друзей, народа, сословия. При отсутствии гражданского состояния всегда есть война всех против всех».

Этим философ-материалист XVII века, необычайно популярный в наше время, объясняет необходимость государственного принуждения к соблюдению общепринятых правил. Однако именно война всех против всех, в новом прочтении постиндустриальной эпохи, обнаруживает себя в отсутствии авторитетов, в декларируемом релятивизме, в толерантности ко всем проявлениям зла в мире. А значит, — в молчаливом содействии злу.

33_1410374996

Франкен, Франс II (1581— 1642), «Проповедь Иоанна Крестителя»

Следствием свободы, развития компьютерно-опосредованных, дистантных коммуникаций и общего технологического подъема в мире является нарастающая социальная атомизация.

Если в аграрном обществе человек ощущал себя частью большего и имел представление о личной ответственности за судьбу той общности, с которой себя отождествлял (включая и исполнение религиозных заповедей, социальных правил), то в нашу эпоху победившего индивидуализма заставить себя сделать что-то непривычное ради общеполезного бывает сложно.

Сложно накормить незнакомых голодных, посетить больных, отнестись к заключенным с сочувствием. Просто потому, что мы с ними -разные.

В этих условиях побуждением к исполнению «социальных заповедей» может быть или создание формальных правил — государственных законов, административных актов и т. п., или добровольная самоорганизация на негосударственных основаниях. Как пример – различные волонтерские организации, работающие pro bona и добровольческие пожарные дружины в Москве 2010 года.

Однако бывает так, что и внешнее принуждение для нас не авторитетно, и с какой-либо организацией найти общее не получается, а попытка делать добро «просто так» заканчивается на стадии обдумывания или и бывает единичным «добром».

Но мы знаем, что Слово универсально, что благая весть обращена к каждому и действенна при любой форме общества: при тирании и даже при демократии. И здесь важно понимать, что Иоанн Предтеча определил вечные на все времена принципы отношения человека к своему предназначению.

Во-первых: «Покайтесь!» — изменитесь, не мечтайте только, но сделайте поворот в своей жизни. Выйдите за пределы навязанного миром образа, повернитесь лицом к тем, к кому стояли спиной.

Во-вторых: «Мы не одни. Мы вместе» – поэтому всегда смотрите не только на себя, но дальше — на других и делитесь тем, что имеете, в той степени, в которой возможно. Это не итоговое радикальное слово Евангелия – отдай все. Это лишь приближение к нему. Недаром единственная молитва, данная Спасителем дословно, обращается к Богу от первого лица множественного числа: «Отец наш…»

В-третьих: «Будь полезен на своем месте и не делай того, чего не подобает». Не добавляй зла от себя к тому, что ты делаешь. Будь доволен тем, что у тебя уже есть.

Мытари брали налоги а, заодно, и излишнюю мзду с соплеменников – себе на пропитание. Воины убивали в бою, это было их работой. Но их работой не было грабить и насиловать мирных жителей, хотя многие так и поступали. И сказать в то время солдату: живи на одну зарплату — дорогого стоило. Отсюда и следующее правило.

Фрагмент иконы св.Иоанна Предтечи письма преп.Андрея Рублёва (15 век)

«Будь нелицеприятен ради истины». Не бойся обличить сильнейших мира сего.

Царь Ирод Антипа, женившись на собственной невестке (которая ему приходилась и племянницей) нарушил все мыслимые моральные законы тогдашнего общества и был вынужден сначала арестовать без суда, а потом и убить св. Иоанна.

Значит и сейчас важно иметь силу назвать неправду — неправдой, даже если таковая исходит от тех, кто на вершине власти. Но надо быть и готовым пострадать за это.

Там, где Евангелие и Бог занимают место национальных идолов, требующих формального почитания в обмен на внешнее благоденствие и победу над другим «христианским народом», Иоанн Предтеча дает нам уроки неформальной жизни в мире, полном зла.

И неважно, что ты маленький человек на невеликой должности, и нет у тебя возможностей творить добро во вселенских масштабах.

Иордан, — мелкая речка с мутной водой, но с этой речкой связаны великие дела Божии.