Наш Бог – Бог-Троица, — Отец, Сын и Дух Святой. Понять это невозможно. Богословие так и говорит: Бог непознаваем. Но непознаваем – не значит недоступен

Angelsatmamre-trinity-rublev-1410

Святая Троица. Преподобный Андрей Рублев. Около 1411 г. Из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Христианский Бог – «не одинокий Бог»

Бога нельзя «объяснить», невозможно сказать: «я понял, как Бог «устроен»»! Но один путь есть: попробуйте любить. Стать причастником Бога можно любовью. Потому что подобное познается подобным. Ведь Бог христиан — это Бог-Любовь.

Но Бог-Троица, как говорит св. Григорий Богослов, — это любовь одновременно отдающая и принимающая.

Каждое из Лиц Святой Троицы живет не для себя Самого, но отдает Себя другим, так что все Три пребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц – это взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью для другого.

«Христианский Бог — это “не одинокий Бог”. Бог — не просто единица, но единство; Бог — не просто личный, но — межличностный. Бог — диалогичен, — говорит епископ Каллист Уэр.

— Именно этот вневременной диалог любви столь выразительно изображен на иконе преподобного Андрея Рублева: взгляды трех Ангелов обращены не во внешнее пространство, но друг ко другу. В этой иконе присутствует всеобнимающий круг любви».

Бог и человека создал по Своему образу и подобию, по образу Троицы: не только создал таким собственно человека, Бог в Своем образе и подобии Троицы дал человеку образ, «способ» бытия.

Потому что человек как личность существует, только если есть отношения любви с другой личностью. Если другого лица нет, то … и твоего лица нет, личности нет, хотя человек как существо продолжает быть. Например, если у человека есть сын, то он отец, а если у него сына нет, то человек сохраняется, а отец «исчезает». Получается, если человек никого не любит, в Божием замысле он еще не стал человеком.

Епископ Каллист Уэр:

«Тринитарный образ, в соответствии с которым мы сотворены, исполняется только в «промежуточном пространстве» любви, только в том «и», которое соединяет «Я» с «Ты».

Триединое, божественное подобие может обрести свое истинное выражение только в межличностном общении».

Такая любовь – смысл и цель христианской жизни.

Так любить помогает Дух Святой, которого Бог посылает человеку как основу для единения, соединения человека с человеком и людей – с Богом.

«Бога можно познать только Духом Святым», — говорил святой Силуан Афонский. Даже своим ученикам, свидетелям и очевидцам многих событий Своей земной жизни Христос говорит, что только получив Святого Духа, они на деле поймут все то, о чем Он им говорил.

Это и произошло на 50-й день после Пасхи и стало праздником Пятидесятницы или Троицы – полноты свидетельства и «действия» в мире Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому день Пятидесятницы стал днем рождения Церкви, которая есть соединение в любви людей друг с другом и Богом.

Ученики Христа, получив Святого Духа, поняли, например, важнейшую вещь: почему, если Бог есть любовь, приходится столько страдать. Объясняли ученики это не словами, а делами: шли вслед Христу, поступая как Он, делая то, что должны и будь что будет. Злословили их, они благословляли, гнали – они терпели. Секрет в том, что теоретически таких вещей не объяснишь, надо практиковаться.

Борьба за Святой Дух

60749.b

Пятидесятница. Осиос Лукас, Греция. Мозаичный свод. Фрагмент. 13 век

Святой Дух нас Божией любви учит и свидетельствует, получается у нас, или нет, своими плодами: любовью, радостью, миром, долготерпением, милосердием, верой.

Противится стяжанию Святого Духа себялюбие: когда себя упорно любишь больше, чем остальных. Если человек борется с себялюбием, начинает замечать других людей вокруг, Святой Дух ему помогает.

Епископ Каллист Уэр: «Себялюбие — любовь, обращенная к самому себе — не является истинной любовью.

Любовь — это дар и взаимообмен, и поэтому для того, чтобы любовь была полной, она должна быть взаимной.

Она нуждается в «Ты» так же, как и в «Я». Условием совершенства одной личности является общение с другой.

А поэтому если Бог есть любовь, невозможно помыслить, что Он есть только одна Личность, любящая Себя Самое».

Святой Дух призывает, но не принуждает

60760.b

Святой Дух. Собор Святого Марка. Венеция. Мозаичный свод. Фрагмент. 9 век

«Дух Господень там, где свобода», — говорит апостол Павел. Дух Святой призывает, но не принуждает человека.

«Дух Божий смиренно ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе… и посещает нас, когда мы пребываем в смиренной открытости для Него. Он приближается к нам так тихо, что мы можем и не заметить Его сразу.

Не должно ждать, чтобы Бог ворвался внутрь нас силою, без нашего согласия. О, нет: Он уважает человека, смиряется пред Ним: Он любит нас не свысока, а как нежная мать своего больного младенца. Когда мы открываем для Него наше сердце, то непреоборимо сильно чувство, что Он нам “родной”, и душа преклоняется пред Ним в умиленной любви», — писал архимандрит Софроний (Сахаров).