Можайское благочиние

Воспоминания об отце. Митрофорный протоиерей Петр Иванович Деревянко

Жизнь нашего родителя, протоиерея Петра Ивановича Деревянко – это путь в Царство Небесное через терния суровых испытаний и лишений, но в постоянном предстоянии пред Богом.

Наш отец Петр Иванович Деревянко родился 8 июля 1927 года в г. Сумы. Дедушка наш Иван Корнеевич был звонарем в кафедральном соборе г. Сумы. Он был инвалидом по зрению, и, обладая необыкновенно развитой тактильной чувствительностью, мог читать, проводя пальцами по печатному тексту. Так же он обладал абсолютным слухом и отличной памятью. Помимо ежедневного молитвенного правила, канонов и молитв ко Святому Причащению, он знал наизусть акафисты, Псалтирь, Апостол и Евангелие. Наша бабушка Варвара Ильинична также была музыкально одаренным человеком и пела в церковном хоре. В семье было четверо сыновей: Григорий, Михаил, Евгений и Петр. Своих детей родители с детства приучали к храму, обучая церковному чтению, пению и искусству колокольного звона. Детские игры мальчиков зачастую были такими – ребята собирали пустые газовые баллоны, обрезки рельсов и буфера от автомобилей, подбирали их в определенной тональности и устраивали колокольные звоны.

В 1932 году на Украине начался «голодомор», который продолжался два года, до 1933 года включительно. Люди пухли и умирали от голода. Чтобы спасти детей от голодной смерти, их стали вывозить из охваченных голодомором районов и размещать в приютах. Младших братьев Евгения и Петра эвакуировали, и это спасло их от голодной смерти. Старшие Григорий и Михаил остались с родителями, и умерли вместе с матерью Варварой Ильиничной. Когда младшие вернулись, в живых остался только их отец. Поднять детей помогли родственники.

Братья Евгений и Петр учились очень хорошо. Они легко запоминали учебный материал и, обладая абсолютным слухом, прекрасно пели. Эти их способности особенно успешно стали развиваться, когда они стали прислуживать в храме. Отец хотел, чтобы сыновья посвятили свою жизнь церковному служению. Но жизненная стезя Петра складывалась по иному. «Меня с детства привлекала медицина, хотелось познать искусство врачевания», — рассказывал отец Петр. После 7 класса он поступил в медицинский техникум.

В 1941 году началась война. Старший брат Евгений со своими сверстниками был насильно отправлен в Германию, где работал на заводе в г. Кельне. Младший Петр остался с отцом, перебравшись в небольшой городок Лебедин. Жизнь на оккупированной территории была скудной. Спасаясь от нужды, люди выращивали картошку и несли в г. Сумы, где на рынке меняли на соль и спички. Эти походы всегда были связаны с риском, так как на оккупированной территории свободное передвижение было запрещено. Но нужда заставляла рисковать. И вот, в 1943 году, взяв товар на обмен, Петр вместе со своим отцом отправились в очередной поход в Сумы. Казалось, все складывалось благополучно, но, когда они отправились в обратный путь, по дороге были задержаны полицаями. Советские войска к тому времени уже теснили немцев и активизировалось партизанское движение. Петра вместе с отцом, заподозрив в связях с партизанами, привели в комендатуру. Ходокам ставилось в вину нарушение заведённого порядка. Немец-комендант, допрашивавший Петра, грозно по-немецки приказал пареньку раздеться. Нетрудно представить, чем могло всё случившееся закончиться для 16-летнего юноши, если бы не чудо – от опасных подозрений спас нательный крестик, блестевший на груди. Комендант, увидевший крестик, спросил у переводчика, что это означает. «Этот парень христианин. Он не может быть партизаном, партизаны крестиков не носят», — убежденно сказал переводчик. Это спасло Петру жизнь. Его с отцом отправили до утра в подвал. Наутро, когда комендант понял, что людей гнала в город нужда, а не злой умысел, им позволили уйти домой.

Заканчивалась война. Судьба старшего сына Евгения, вернувшегося из Германии, стала определяться сразу. Отец хотел, чтобы он стал священником, и по молитвам отца он прошёл путь от певца-псаломщика до священника. Петр также всерьез задумался о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу. По благословению отца он направился в г. Сумы, где в кафедральном соборе стал пономарить, петь на клиросе и звонить в колокола. В 1945 году в Москве по решению властей начал свою деятельность Богословский институт, преобразованный позднее в Московскую духовную семинарию и академию. Настоятель собора дал Петру рекомендацию для поступления в духовную школу, и он стал готовиться к приемным экзаменам.

«На собеседовании, — вспоминал отец Петр, — кто-то из членов Приемной комиссии попросил меня прочитать молитву перед Святым Причащением на вынос Святых Даров. Я от волнения вместо положенной молитвы «Верую Господи, и исповедую» стал читать наизусть «Хотя ясти человече, Тело Владычне, страхом приступи, да неопалишися, огнь бо есть» и далее все 10 молитв. После того, как я прочитал полностью первые три молитвы, меня остановили. На этом приемные испытания для меня закончились. Я был принят в Богословский институт без последующих экзаменов».

Однокурсниками отца Петра по духовной школе были выдающиеся личности: Константин Нечаев, будущий митрополит Юрьевский Питирим, Анатолий Мельников, впоследствии митрополит Ленинградский Антоний; Павел Голубцов, впоследствии архиепископ Новгородский Сергий, протоиерей Петр Викторович Гнедич, Гермоген Иванович Шиманский, Алексей Сергеевич Буевский, впоследствии ответственный секретарь ОВЦС.

В своих воспоминаниях о сокурсниках митрополит Питирим (Нечаев) писал: «Учился с нами на одном курсе нынешний благочинный Можайского района отец Петр Деревянко, выходец из украинского провинциального города, имевший прекрасные способности к уставу и пению. Учебников у нас тогда было мало, мы записывали лекции от руки, потом насыщали их литературой, которую могли достать в библиотеке — так вот, все наши учебники по Церковному уставу — это были труды Гермогена Шиманского и Петра Деревянко».

В 1951 году Петр Деревянко успешно закончил Московскую духовную академию со степенью «кандидата богословия». Тема его диссертации «Учение о пастырстве в пророческих ветхозаветных книгах». Церковное служение Петра Ивановича Деревянко началось в Киевской духовной семинарии в качестве преподавателя сравнительного богословия, церковно-славянского и латинского языков, а также эконома семинарии.

В том же 1951 году Петр Иванович Деревянко повенчался с Верой Алексеевной Поляковой, выпускницей Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Наша мама Полякова Вера Алекссевна по окончании МГУ преподавала русский язык для иностранцев в нескольких вузах Москвы. С 1970 года в течение 23 лет она была преподавателем Московской духовной семинарии и академии. Среди её учеников Верховный Патриарх и Католикос всех армян, первоиерах Армянской Апостолькой Церкви Герегин II (Нерсесян), многие архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви и других Поместный Православный Церквей.

В июле 1955 года архиепископом Калининским и Кашинским Варсонофием (Гриневичем) отец Петр был рукоположен в сан пресвитера и определен настоятелем в церкви Св. Иоанна Предтечи в г. Весьегонске.

С 1959 года пастырское служение отца Петра Деревянко проходит в пределах Московской епархии. В 1959 году митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) отец Петр был назначен настоятелем Спасской церкви в селе Вороново Подольского благочиния. В 1962 году митрополитом Питиримом (Свиридовым) направлен в Покровский храм села Акулово Одинцовского благочиния. В 1965 году митрополитом Пименом (Извековым), с 1971 по 1990 — Патриархом Московским и всея Руси, был назначен настоятелем в Никольскую церковь села Гребнево Щелковского благочиния. В 1970 году им же, митрополитом Пименом (Извековым), он назначен настоятелем в Георгиевский храм села Ванилово Воскресенского благочиния. В 1980 году митрополитом Ювеналием (Поярковым) отец Петр назначен в Троицкий собор города Подольска, где, несмотря на строгий запрет властей, совершал Крестные ходы на Светлую седмицу и престольные праздники.

В советские годы, помимо пастырского служения, отец Петр, по его собственным словам, «работал письмоношей» между сосланными архиереями и священнослужителями, развозя письма из Жировицкой обители в Ярославскую или Тверскую области. Среди его близких друзей были архиепископ Ермоген (Голубев), митрополит Рижский Леонид (Поляков), архимандрит Михей (Хархаров), будущий архиепископ Ярославский, архимандрит Афанасий (Кудюк), будущий архиепископ Пермский, протоиерей Петр Викторович Гнедич, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Димитрий Дудко.

В 1987 году отец Петр был назначен настоятелем храма Св. Иоакима и Анны города Можайска, где прослужил до конца своих дней. Сразу же после назначения в Можайск отец Петр пришёл к заключённым, находящимся в Можайских колониях, со словами милосердия и призывом к покаянию. Для многих из заключенных светлое пастырское слово было первым обращением церковнослужителя к душам заблудших людей, не знавших участия и сердечного тепла. Он принес им надежду на духовное возрождение. В течение 12 лет отец Петр координировал работу священников в тюрьмах всей Московской епархии.

В 2001 году Решением Совета депутатов гор. Можайска протоиерею Петру Деревянко было присвоено звание Почетного гражданина города Можайска. Помимо пастырского служения отец Петр вел большую научную, публицистическую и общественную работу. Он был членом Союза писателей РФ. За цикл статей по истории христианства и Русской Православной Церкви в 2007 году ему было присвоено звание лауреата международной премии «Имперская культура».

Надо сказать, что, обладая выдающейся памятью, отец Петр еще с отроческого возраста, со времен немецкой оккупации, отлично выучил разговорный немецкий язык, на котором свободно говорил в зрелом возрасте. Он — отец троих детей, его сыновья архимандрит Петр и иерей Алексий служат в священном сане в Москве и в Лос-Анжелесе, старшая дочь, Марина Петровна, преподаватель русского языка для иностранцев и переводчик высшей квалификации, владеющая 5 языками.

Более пятидесяти лет отец Петр предстоял у Престола Господня и проповедовал Божественную Истину. Не одно поколение верующих выросло и укрепилось на проповедях протоиерея отца Петра.

Протоиерей Петр Иванович Деревянко скоропостижно скончался на 82 году жизни в Великую субботу 18 апреля 2009 г., в канун Праздника Святой Пасхи. Обстоятельства последних минут земной жизни протоиерея Петра Деревянко позволяют с полным основанием назвать его кончину блаженной. Как свидетельствуют очевидцы, отец Петр после совершения проскомидии, предстоя перед Святым Престолом, возгласил: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!», после этих слов он упал перед престолом и, не приходя в сознание, отошел ко Господу.

«Крещение, Исповедь, Причастие, Венчание — говорил отец Петр, — все эти Таинства имеют единственную цель: спасать души людей для Вечного Царства, сделать человека нравственным, помочь правильно выбрать свой жизненный путь, не впадая в пагубные соблазны. Немыслим небесный рай на земле, но надо стремиться к лучшему, иметь терпение и помогать ближнему. Над нами есть Промысл Божий, хватило бы сил постичь его и дойти до цели». Жизнь протоиерея Петра Деревянко — это путь, по которому он, ведомый Промыслом Божиим, шел прямой дорогой к заветной цели — в Царство Божие.

Архимандрит Петр (Поляков)

Марина Петровна Полякова

Перейти к верхней панели