Можайское благочиние

7 апреля — Благовещение

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, 80-летнему старцу Иосифу (у него уже было две дочери и четверо сыновей), который также был потомок Царя Давида, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство.

В этот день святая Церковь празднует евангельское событие, положившее начало нашему спасению. Архангел Гавриил явился Пречистой Деве Марии, возвещая Ей о будущем рождении от неё Спасителя мира. Это событие именуется Благовещением— по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть».
Существует два подхода к определению даты Благовещения:

Связь с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее lV веке повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
Связь с датой сотворения человека: ряд церковных авторов ( Афанасий Великий, Анастасий Александрийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).
События Благовещения были описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. Ангел, войдя к Марии, которое в тот момент читала Священное писание, приветствовал Её такими словами:»радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.»
( Лк, 1. 28-33 )

Благой вести о рождении Христа, или Благовещения, ждал в то время весь народ Израиля, вдохновлённый на это ожидание множеством пророчеств, через которые Бог обещал послать в мир Мессию, Который, будучи «семенем Жены», «сотрёт главу змия», то есть устранит последствия грехопадения прародителей Адама и Евы, взяв на себя по праву Творца грехи всего мира. От того ветвь в руке архангела, с которой его всегда изображают на иконах Благовещения, называется «Утешительной». Не лишним будет вспомнить, что так же, по зелёной веточке в клюве голубя Ной и его семья узнали о том, что появилась суша в послепотопном мире, и можно в безопасности жить дальше.

То, что называется Благовещением, по сути является непорочным зачатием Иисуса Христа. И, как видно, такое чудо не могло произойти только по воле Бога — нужно было волевое согласие избранной Девы. Это очень важный и интересный пример, из которого ясно видно, насколько Бог уважает наши границы и личное мнение, так что даже спасать нас против нашей воли не станет.

По традиции на Благовещение в России принято отпускать на волю птиц. Это делается в напоминание о Благой вести и свободе, которые даны не только людям, но всему творению Божию.

По толкованию Иринея Лионского, послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть — через Еву, жизнь — через Марию». Августин писал: «через женщину — смерть, и через женщину — жизнь».

По уставу в этот день, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия, даже если Благовещение случается в Великую пятницу (в этот день литургия исключена). По своему величию праздник Благовещения не отменяется даже если он приходится на Пасху. Очень редко случается, что Благовещение совпадает с Пасхой и праздник как бы удваивается. Тогда Пасха называется Кириопасхой. Такое совпадение было в 1817, 1828, 1912, 1991 годах. Следующая Кириопасха будет в 2075 году.

Из события этого праздника, беседы архангела Гавриила и Девы, произошла молитва, которая известна как «Богородице Дево, радуйся», а также богослужебное песнопение «Величит душа Моя Господа», которое произносится от лица Богородицы.

Сюжет Благовещения издавна популярен в религиозной живописи. Его иконография стала складываться очень рано. Основными его атрибутами стали: лилия – символ непорочности Девы Марии; прялка, веретено (с красной пряжей) – образ плоти Христовой; книга пророка Исайи, которую читает Мария; райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь – символ примирения Бога и творения; колодец — символ чистоты Марии. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века.

Благовещение Пресвятой Богородицы

В иконописной традиции принято, чтобы одно крыло архангела оставалось простёртым за спиной, а другое — поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения.

Благовещение переводится с греческого как благая весть. Традиционно в православной церкви икона Благовещения размещается на Царских вратах в окружении четырех евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связаной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками». Врата являются дополнительным символом Богородицы (образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь).

Тропарь праздника, гл. 4
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

Кондак праздника, гл. 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Перейти к верхней панели