Н.Н. Морозова

 

Вознесенская церковь Можайска – утраченная святыня города

 

С давних пор на Руси, выверяя ценности жизни по священному писанию, наши предки возводили Божьи храмы. Эта традиция и духовная потребность были приоритетными для русских.

В Можайске «Священном городе русских»[1] к XVI в. было 16 монастырей и 75 церквей (включая приделы). Они находились в разных местах города, «опоясывая его своеобразными кольцами-ожерельями», выполняя духовную и защитную функции.

В писцовых книгах города на 1596 г. в числе приходских церквей на посаде «на Большой улице от Гонныя слободы» значатся две (пара) то есть, церкви — Мученицы Христовы Пятницы «деревянна вверх» да теплая Вознесения Христова «деревянна клецки»[2]. В материалах Н.П. Виноградова по истории церквей г. Можайска Московской губернии находим более подробное их описание: «в церквях образы и свечи, книги и всякое церковное строение приходных людей, а государеву прикладу…золотых, во дворе поп Евтихий Клементьев, пономарь Неустройко Плотников, проскурница Овдотница, да 9 келей нищих, питаются от церкви Божьей»[3].

Существование на посаде двух, «парных», приходских церквей оказалось необычным для Можайска. Подобные пары, как правило, встречались у монастырей. Но в книге Мокеева «Священный город русских» читаем, что ранее на этом месте находился Пятницкий, вероятно женский монастырь[4]. Он стоял на юге города за Государевым садом, на Большой Пятницкой улице, на дороге в Верею и Ямскую Слободу. По-видимому, он пострадал, как и многие монастыри города, в период мора, эпидемии 1570–1580 гг. А церкви – из Можайских актов архимандрита Дионисия узнаем, что церкви Святой Мученицы Пятницы и Вознесения Христова были разрушены в «Смутное время»[5]. После поляков, в 1629 г. была построена одна деревянная церковь Христовы Пятницы с приделом Вознесения Христова, церковного места 26 саж. вдоль, 26 саж. поперек. В церкви той «Образ Вознесения Христова на золоте, образ Живоначальные Троицы на празелени, образ Святой Мученицы Пятницы на празелени, да книги Евангелие в 10 тетр. «Апостол» печатный, псалтырь письменный, да минеи… письменное…»[6].

Со II половины XVII в. в документах Министерства Юстиции упоминались вознесенские священнослужители, так в 1661 г. дань с церкви платил «Вознесенский поп Василий». Храм, видимо, был возобновлен и перестроен, вместе с тем получил другое название. Однако, в последующие годы в различных документах часто называли церковь по-прежнему Пятницкой. На что в книге № 49 Патриаршего казенного приклада 1663 г. на полях было отмечено «впредь писать Вознесения Господня, Св. мученицы Пятницы в пределе»[7].

В годы Польско-литовской интервенции (начало XVII в.) и войны с Польшей (1632–1686 гг.) Можайск был значительно разрушен и опустошен «где ранее стояли дома появились пустоши, церкви разрушены, торговые лавки пусты, много посадских людей вымерло»[8]. В то время Можайские земли раздавались казакам «в оклад за государеву службу. В конце XVII в., по переписным книгам Мих. Сурина (1676 г.), в приходе ц. Вознесенья Хр. «21 двор – ратушские, 11 двор. – драгунские, 2 дв. разсыльщиков и 2 дв. крестьянских» (в основном «служилые люди»). На 1686 г. землей Вознесенской владел казак Юра Романов. Вознесенскому же попу Василию принадлежала «отхожая земля сенных покосов» бывшей церкви Николая-Чудотворца Мокрого (что в 6 м. От Горной Слободы казаков, — ныне ул. Герцена). В 1689 г. священнослужитель церкви Климент Васильев присутствовал при осмотре и обмере церковных земель на посаде и только в 1693 г. (т.е. через 4 года) земля была возращена Вознесенской церкви (во владение церкви, где священником был Васильев[9].

В плане уездного города Можайска… «1773 г. участок в виде неправильного пятиугольника под цифрой 5, в описании употребленных в этом плане обозначений, принадлежат Вознесенской церкви, владения священника Тимофея Максимова. За ней небольшой участок земли 1450 саженей» [10]. Для сравнения: у церкви Иоакима и Анны – 9 десятин 811 саженей, у Троицкой церкви 1 десятина 320 саженей. Место бывшей церкви Николая Чудотворца, что рядом с церковью Вознесения – владения из оброка Евсеева сына Грачева (уже не принадлежала церковнослужителям).

В процессе осуществления мер по изъятию «церковных имуществ» 1764 г. и по плану регулярной застройки городов Московской губернии в Можайске, часть земли храма Вознесения отошла под обывательские кварталы – 80 саженей, где разместился на 1792 г. 61 двор, в них 218 мужских душ, 198 женских.

В конце XVIII в. здание церкви стало ветхим. В 1803 г. на средства прихожан была построена новая каменная церковь. Она сохранила свое название. Храм был построен в стиле классицизма, в композиционной основе восьмерик на четверике. Церковь однокупольная, увенчанная небольшим световым барабаном с главкой. На западе от нее находилась невысокая 3-х ярусная колокольня со шпилем. Объемы храма и колокольни соединялись трапезной, перед ней крыльцо с сенью. В 1812 г. французы сожгли в церкви «иконостас со святыми иконами», «расхитили церковную утварь». После изгнания врагов в 1813 г. вначале был подготовлен придел, 22 мая 1814 г. (по ст. стилю) был освящен сам храм. В 1813 г. при храме был погост[11].

В 1816 г. священник Вознесенской церкви Иоан Иоанов с церковным притчем обратились с прошением к Августину, архиепископу Дмитровскому и Управе Московской Митрополии с просьбой об отдаче земель бывшей Успенской церкви (которая находилась у Государева двора, сожженная французами), владение возн. церковнослужителей июля 6-го дня 1816 г. консистория по согласованию с Можайским духовным правлением представила доклад и «свое определение при сем деле» архиепископу Августину. Утвержденный указ с положительным решением этого вопроса получили вознесенские священнослужители, о чем было сообщено в Можайский суд, магистрат и Московскую консисторию. Земли увеличились на 15 десятин 273 саж. В 1819 г. прихожане бывшей Успенской церкви были приписаны к Вознесенской. По их просьбе в трапезной (на левой стороне) был устроен придел Успения Богородицы, в честь храмовой иконы, чудесно сохранившейся в земле. Первое время после построения новой церкви она была бедна, «все еще не покрыта железом и ограды не имеет»[12].

На 1828 г. церковь покрыта железом, каменное здание в твердости, в церкви 3 престола, теплые приделы: 1. Успения, 2. Святой Мученицы Пятницы. В приходе 116 дворов, в городе – 37, д. Чертаново – 20, с. Колычево – 27, с. Язево – 17, Борисовская волость, с. Сокольники – 4 дв., Марфин Брод – 8, д. Ходырево – 3.

Церковный притч состоял из священника Семеона Иоанова Ильинского – 26 лет (с 14.1.1827 г.), диакона Михаила Иоанова Поспелова – 28 лет, дьячка Василия Иоанова – 28 лет[13].

В последующие годы храм внешне и внутренне обновлялся, приобретая благолепие. В 1835 году поставлена каменная …., в 1858 г. построен новый иконостас, в 80-е годы XIX в. на средства церкви и пожертвования прихожан были расписаны стены, позолочен иконостас, устроена ризница для одежды священнослужителей, убрана перегородка между храмом и трапезной. Обновление храма стоило 5500 рублей. В 1893 году на средства и усердия  прихожан почетных граждан Стефана, Николая, Константия и Сергея Алексеевичей Протопоповых был вылит новый колокол 252 п. 35 ф. В сплав его вошли 2 старых (1 – 1788 г. 38 пудов весь разбитый, 2 – 1832 г. 101 пуд).

Освящение колокола проходило 8 августа 1893 г. в присутствии Протопопова Николая Алексеевича и его сына. Он преподнес в дар церкви 600 руб. и серебряную посуду прекрасной художественной работы. За пожертвования Протопоповым, Московскому купцу Ал. Ив. Цвелеву, Можайскому купцу Александру Александровичу Петрову была объявлена признательность епархиального начальства.

В 1895 г. в храме было устроено духовое отопление. В 1922 г. проведено электричество. В 1922 г. настоятелю церкви Петру Ивановичу Виноградову за литургией, совершаемой епископом Инокентием (с 1921 г. жил в Лужецком монастыре), за 50-летие в священническом чине была вручена митра. Митрофный протоирей был затем благочинным в Можайском уезде. Он умер в преклонном возрасте. После него священником был Павел Понятовский, бывший дьякон. По данным Л.П. Волковой, он был репрессирован и расстрелян в Бутово в 1937 г.[14]

При изучении материалов по истории Вознесенской церкви в Можайске в разных документах выявлены имена 14 священников (это, конечно, не полный их перечень)[15].

Священнослужители при церкви, упоминание в документах:

1594 г. – поп Евтихей Клементьев,

1629 г. – поп Иван Львов,

1630 г. – поп Павел,

1653 г. – поп Иван,

1660 г. – поп Василей,

1676–1686 гг. – св. Василей Михайлов,

1687–1693 гг. – св. Климент Васильев,

1710–1715 гг. – св. Зиновий Фомин,

1732 г. – св. Петр Климов,

1774 г. – св. Тимофей Максимов,

1828 г. – св. Семион Иоанович Ильинский,

1835 г. – св. Алексей Иоанов,

1878–1922 гг. – св. Петр Иванович Виноградов,

1938 г. – св. Павел Понятовский.

Церковь Вознесения была закрыта в советские годы, согласно постановлению Президиума Московского областного исполнительного комитета Совета РК и К.Д. за №1175 от 25.V.1939 г. Иконостас был отдан в Вышгородскую волость Верейского уезда, в с. Дуброво. По воспоминаниям жителей города Н.И. Богачевой, 1930 г. рождения, А.Н. Малахова, 1924 г.р., с 1939 г. церковное помещение использовали под склад, церковную сторожку превратили в конюшню.

Можно выделить несколько этапов в жизни церкви:

1.     в составе монастыря до 80-х XVI в.,

2.      «парная» приходская церковь на посаде до 1629 г.,

3.     как придел церкви св. Пятницы – 1629 – II пол. XVII в.,

4.     деревянная церковь Вознесения Христова с приделом св. мученицы Пятницы. С 60-х г. XVII в. – н. XIX в.

5.     Церковь каменная 1803 г. с приделом Пятницким (с 1819 г.,) затем еще Покровским (от Покровской и Ямской слобод.).

Церковь Вознесения Христова в Можайске – частица из множества не сохранившихся до наших дней историко-архитектурных памятников, была в течение многих веков очагом духовной культуры на южной окраине города. В ее истории с XVI в. до 1942 г. – события прошлого Можайска и страны, живая связь времен и поколений, национальная гордость и печаль.

Храм каменный 1803 года, сооружение донаполеоновской поры, был значительным памятником в каменной летописи г. Можайска, несомненно, представлял историческую и культурную ценность.

Простояв без малого 140 лет, каменная церковь Вознесения была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. В протоколе Государственной комиссии по охране и восстановлению памятников, разрушенных или поврежденных немецкими захватчиками, указывалось, что она взорвана миной при отступлении фашистских войск 19 января 1942 г. и превращена в груду развалин.

До настоящего времени сохранилась лишь частично церковная сторожка, с XIX в. Ныне на месте бывшей церкви Вознесения расположены 3 жилых дома жителей города с участками. На одном из них в состав нового 2-х этажного кирпичного дома Шаровых-Тарачук по ул. Рабочей №7 (бывшая Пятницкая ул.) вошла церковная сторожка – безмолвный свидетель истории нашего города.

 


ПРИМЕЧАНИЯ




[1] Мокеев Г. «Можайск – священный город русских».

 

 

[2] Холмогоровы В. и Г. «Исторические материалы о церквах и селах XVI и XVII столетий. Можайская десятина. (Московского уезда)». М., 1901. Вып. X.

[3] Виноградов Н.П. «Материалы для истории церквей города Можайска Московской губернии». М., 1901.

[4] Мокеев Г. Там же.

[5] «Можайские акты 1506–1775 гг.» Составитель архимандрит Дионисий. СПб., 1892.

[6] ЦГАМО. Архив В.И. Горохова. «Церкви и монастыри г. Можайска». Д. 5.

[7] Там же. «Вознесенская церковь в Можайске». Д. 24.

[8] Ушаков В., Федорова О., Федоров В. «Можайск». М., 1981.

[9] ЦГАМО. Архив В.И. Горохова. «Вознесенская церковь в Можайске». Д. 24.

[10] РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 2.

[11] ЦГАМО. Архив В.И. Горохова. «Вознесенская церковь в Можайске». Д. 24.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] См. Виноградов Н.П. «Материалы для истории церквей города Можайска Московской губернии», ЦГАМО. Архив В.И. Горохова. «Церкви и монастыри г. Можайска». Д. 5; «Вознесенская церковь в Можайске». Д. 24.