Виктор Анфилатов


Единственное место, где можно и сегодня увидеть около двухсот героев Бородина, Военная галерея Зимнего дворца. Этот художественный памятник создан известным английским портретистом Джорджем Доу и его русскими помощниками Александром Поляковым и Василием Голике. В галерее находятся 332 портрета русских полководцев и военачальников, прославивших свои имена на полях сражений России и Европы в 1812-1814 гг.


Д. Доу получил заказ на исполнение портретов лично от императора Александра I и около половины из них написал собственноручно. Им свойственна яркая романтическая трактовка образов — от возвышенной героизации, порывистой динамики, до мягкого и тонкого лиризма. Портреты из царских покоев стали широко известны. По просьбе заказчиков сам Д. Доу и его помощники неоднократно повторяли их, иногда меняя размеры и композицию. В середине — второй половине XIX века с оригиналов было сделано множество живописных копий, в том числе вольных, которые со временем разошлись по всей России. Некоторые из них разными путями оказались на Бородинском поле.


В 1839 году в Бородинский императорский дворец из мастерской Д. Доу были доставлены портреты М.Б. Барклая-де-Толли, Александра I и Николая I. Портрет М.Б. Барклая-де-Толли — эскиз к большому парадному портрету из Военной галереи Зимнего дворца, которому А.С.Пушкин посвятил замечательное стихотворение «Полководец», назвав кисть художника «свободной и широкой». Император Александр I изображен в рост в общегенеральском сюртуке на фоне Царскосельского Александровского дворца. На поясном портрете Николай I представлен еще Великим Князем в мундире полковника лейб-гвардии Артиллерийской бригады. Так на Бородинском поле появился уголок Военной галереи Зимнего дворца. В 1960-е годы он пополнился оригинальным портретом К.И. Бистрома.


Многие портреты в силу различных обстоятельств Д. Доу не мог писать с натуры. Приходилось использовать в качестве оригиналов живописные, графические, миниатюрные изображения героев. Так случилось с портретом А.А.Тучкова. Для его создания художник использовал живописный портрет генерала работы А.Г. Варнека, который был доставлен маэстро в его мастерскую в Зимнем дворце и, видимо, там и остался. В 1960-х годах его передали в фонды Бородинского музея. Варнековский портрет А.А. Тучкова вскоре после Отечественной войны 1812 был гравирован А.Г.Ухтомским. Именно эту гравюру — «полустертую», с «нежным ликом» — вспоминает Марина Цветаева в стихотворении «Генералам двенадцатого года».


Живописные портреты М.А. Милорадовича, И.Ф.Паскевича, Г.А. Эмануэля, А.Ф.Щербатова, А.А. Бибикова, П.М. Капцевича — это копии очень хорошего качества, исполненные по оригиналам Д. Доу неизвестными авторами в прошлом веке. Один из них, портрет Г.А. Эмануэля, происходит из коллекции П.П. Богдановича, начальника железнодорожной станции Бородино, который в 1902 году в одном из помещений вокзала создал свой Музей 1812 года.


Многие из портретов Военной галереи в 1820-е годы были превосходно гравированы английскими мастерами Генри Доу и Томасом Райтом, а в последующее время литографированы различными русскими художниками. Эти графические портреты героев 1812 года, как экспонаты передвижных выставок Бородинского музея, путешествуют по всей России.

Экспозицию Бородинского музея-заповедника невозможно представить без портретов, рожденных Военной галереей. Герои Бородина, запечатленные на холсте Д. Доу, его помощниками, безымянными копиистами, как будто вернулись навсегда из царских чертогов на то самое «поле чести», которое они отстаивали в смертельной схватке с «двадесять языками» в кровавый день 26 августа 1812 года.