Катехизатор. Начнем нашу беседу, что я расскажу вам сказку, но это непростая сказка. В ней есть особенный смысл. Интересно, кто из вас этот смысл поймет и почувствует.

                                                            О кроте.

Жил был крот. Звали его Слепыш. Это был богатый крот. У него было много земли. В своей земле крот рыл длинные черные тоннели. Ни один лучик света не пробивался в эти тоннели, и не было в кротовых ходах никакого цвета, кроме черного. Да никакой другой цвет крот и не увидел бы, ведь он был слеп. Потому его и звали Слепыш.

Все, что попадалось в тоннелях, было добычей крота, он поедал жуков, червяков, личинок, изгрызал корешки. Слепыш был уверен, что вся жизнь ему известна и понятна. Весь мир – это или земля, которую можно рыть, или то, что можно грызть, — вот в чем был уверен Слепыш. И еще он не сомневался, что все, что только существует, конечно же, черного цвета.

Однажды крот вел подкоп так близко к поверхности земли, что услышал легкое постукивание, это две птички своими клювиками склевывали рассыпанные на поверхности земли зернышки.

Слепыш подслушал их разговор.

— Как хорошо, что прошел дождь, — щебетала одна птичка. – Все умытое, воздух такой свежий, на листьях капельки воды, в них блестит солнце, и листья не просто зеленые, а как будто лакированные!

— А будет еще лучше, — щебетала другая птичка. Солнце скоро высушит все капли, цветы расправят лепестки, лучи пронижут все листики на деревьях, небо будет синеть все ярче и ярче, а я полечу выше и выше, буду купаться в этом душистом воздухе, в радостной синеве, в теплых лучах.

Слепыш даже забыл, что выдает свое подслушивание.

— Эй, вы, что вы там врете? – заорал он из-под земли. – Какое еще солнце? Я тут рою, рою, ни разу никакого солнца носом не нащупывал! Врете вы все про солнце! Да еще цветы какие-то выдумали! И небо выдумали! Нет никакого неба!

Кто это? Кто это говорит? – всполошились птицы. Ах, бедный! Он там сидит и никогда не видел неба. Небо! Оно же такое замечательное! Синее-синее! Обязательно надо, чтобы он увидел небо!

— Как это синее? – хрюкнул из-под земли крот. Ну-ка, объясните, что значит – синее?

    Вопрос:   Как вы думаете, удалось ли птичкам объяснить кроту, что значит синее. (представьте, что это вы сквозь землю пытаетесь объяснять кроту, какие слова вы попытаетесь найти)?

Катехизатор завершает чтение. Что ни пели кроту птички, он только хрюкал ! Есть только земля, чернота, корешки да червяки!»

Потом крот ушел куда-то по своим ходам, а птичкам…

Вопрос: Что было в душе у птичек?  (птичкам было очень жалко крота…

 Вопрос: За что? За то, что он никогда не испытает счастья от дождя, неба, запаха цветов…  И еще птичкам было горько, обидно…Вопрос:Почему? Они хотели поделиться самым дорогим, а он отверг, даже не поняв, что (какое хорошее) ему предлагалось…).

Катехизатор переходит к новой смысловой части.

 Вопрос: Помните, я сказала, что сказка с намеком, что в ней есть особенный смысл? Кто это  смысл ухватил?

Как крот сидел в темных ходах, мы сидим в материальности, нам, как кроту небо, трудно представить все совершающего Бога-Любовь без тела и вещества. Поэтому некоторые люди, как только услышат слово «Бог!», сразу начинают кричать «Его нет!»

Вопрос:  Вот птичкам было обидно и горько, что крот никак не может в их мир(а он не может, ведь ему надо выйти не только из ходов, но и из своей слепоты, из самого себя…)

            Вопрос: А Богу, что горько? (что мы не выходим из смертного мира, проникнутого эгоизмом, обидами, отниманием, не хотим в мир всесильной Любви, не стареющей полноты радости).

  Вопрос:  А если бы крот не ушел по своим ходам, а просил бы, чтобы птички проталкивали ему своими носиками крошки, но в мир света, в мир радости так бы и не захотел , а только бы использовал птиц, оставаясь в своей темноте? Как было бы птичкам?

КатехизаторЕсть люди, которые соглашаются с тем, что Бог есть, но все время просят у Него или здоровья, или успехов, а выйти из нашего мира и

выйти из себя не хотят.

 Вопрос: А Бог хочет дать больше или меньше, чем мы просим?

Бог хочет дать людям гораздо большее и лучшее, чем то, что мы сами для себя хотим и у Него просим. Бог хочет дать нам Вечную Жизнь, а просим у Него все такое, с чем нам было бы удобнее сидеть в смерти и тлении. Действительно, похоже на то, как птицы хотят дать кроту свет и небо, а он хочет крошек, которыми сытее быть в туннеле. Еще это похоже на то, как беспризорник пристает к доброму, положительному человеку: «Дядь, дай на мороженое!»

 — «Я хочу усыновит тебя! Пойдем!» — «Нет! Дай на мороженое!» Тот, кому предлагается дар, не вмещает величия даримого, хочет мелкого, подстать

 своей ограниченности.

Вопрос: А мы можем захотеть Рая, Вечной Жизни больше всего?

Нам трудно любить Рай, Царство Божие, как кроту трудно было стремиться к небу, которое он никогда не видел. Но вспомним что-либо из жизни несправедливое, жестокое, когда было больно и не нам самим, а кому-то другому, кому нам хочется помочь сильно-сильно. И вот страдания  и боль сменятся на радость и утешение. Это рай…

Снился ли вам сон, который не удается вспомнить, он ускользает, но так и хочется вернуться в него, чтоб сон стал реальностью. Это отзвук рая…

Вспомните, когда вас стало ясно-ясно, что Бог есть , и все ваше существо заполнилось этим светлым знанием и чувством. В раю это состояние не

исчезает, а все усиливается.

Мир, где ни один цветок не увянет, где ни одно животное не будет растерзано

хищником или застрелено охотником, где ни один ребенок не брошен, ни одна

мать не льет слез о погибшем на войне сыне, когда весь мир – твои друзья…

Когда  все , что у тебя в душе все райские  жители понимают без искажений,

и ты понимаешь души всех…

Катехизатор. Послушайте продолжение сказки.

Одна из птичек пожалела крота сильно-сильно. И раз крот не может выйти из

своего черного мира, то птичка… — Кто догадается? – Да, птичка решила сама пойти в душное и черное подземелье, из любимого мира пошла в мир кротовий.

 Но ведь кроту еще надо выйти из самого себя, расстаться со своей слепотой, надутостью, самоуверенностью. Чтобы снять с крота все то, что мешало ему видеть свет, птичка решила взять его кротовство на себя. И птичка сделалась кротом. И как только все кротовое перешло на птичку, крот освободился от тогото его запирало во тьме, он вылетел из-под земли прекрасной птицей, вдохнул воздух и волю, открыл глаза навстречу свету. А что же с птичкой? Птичке так больно было быть кротом в кротовом мире, что от боли птичка умерла. Но умерло-то ведь кротовое тело, умерло кротовство, и птичка, спустившаяся в темный мир, воскресла вновь птицей, а не кротом (автор намеренно употребляет слова, стилизованные под детский разговор, ведь здесь самое важное — сказать детям близким и понятным языком об основе всего христианства – спасении Жертвой Сына Божия).

Катехизатор. Как птичка, поняв, что крот из подземелья не выйдет, пошла к нему. Так и Бог из мира, где нет зла и смерти, из мира невидимого, невещественного, вошел в наш мир, где все разрушается и умирает. Это как из мира солнца и аромата цветов идти под землю.    

Вопрос. А как это Бог вошел в наш материальный смертный мир? Что значит слово «вошел»? (не ногами пришел, не на самолете прилетел, не переселился. А «вошел» в наш мир – это значит стал Человеком).



                      

 

 

                      На доске репродукция с иконы «Рождество Христово»


 

   

 

 


 

 

 

Вот на этой иконе изображено , как это было, как Бог стал Человеком.  Обращаясь к иконе, подкрепляя рассказ ее образами, учитель рассказывает о Рождестве Христовом: «Это было более 2000 лет назад и не в нашей земле…» В рассказе уместны слова «Бог во чреве Девы Марии построил для Себя тело Человека… Бог оделся видимым Человеческим Телом, Человеческой Плотью, воплотился». После рассказа хорошо прочесть Евангельский текст о Рождестве Христовом.

 

 

 

 

 

 

           

                     На доске репродукция с любой иконы Пресвятой Богородицы,

 

 

 

 Вопрос: А эту икону вы можете назвать? Кто это? (Пресвятая   Богородица, Дева Мария, Божия Матерь).                                   

 

 Вопрос: Кто-нибудь мог из нас жить раньше своей мамы, тогда,  когда мама еще не родилась? А Он, Младенец, Исус Христос?

Вопрос: Всякий начинается, начинает свою жизнь  с рождения от мамы? А наш

 Спаситель? (в Своем Рождестве не начал жизнь, Он в Пресвятой Троице с Отцом Богом и Богом Святым Духом есть всегда, своим Рождеством Бог пришел в наш мир).

Вопрос: Некоторые спрашивают: «Исус  Христос – Бог? – Да!». Как же Он сотворил мир, если Сам родился от Девы Марии? Как ответить?(Бог есть всегда. Рождаясь от Девы Марии, Он не начал Своё существование. Он был и до этого своего земного Рождества. Своим Рождеством на Земле Он только пришёл в наш мир.)

Катехизатор. Уместно Богородичное песнопение. Посмотрите внимательно, как нежно придерживают руки Матери Младенца, как касается Младенец щеки Матери. Не удивительно ли, что самая великая Сила, самый великий Разум, Кто весь космос сотворил, и вдруг Ребенком на руках Матери?

И еще! Придя в нашу материальность, в нашу жизнь, Бог ниоткуда не ушел!

Катехизатор: В самом Имени Исуса Христа предчувствуется тайная радость,

как будто веет весной. Чувствуешь, что если приблизиться к Нему, то войдешь

в страну радости, как переступишь грань, и явью станет счастливый сон.

Вопрос: Почему так?

Нам трудно и умом, и сердцем дотянуться до вечности, как трудно было кроту, птичка пришла, чтобы ему собой принести радость воли и света. Так Исус Христос вечность, рай приносит Собой.

Правда, Любовь не может иметь внешнего вида, так как невидима, но если станет видимой, то будет выглядеть как Исус Христос. Невидимое, трудноуловимое становится близким, понятным.

Катехизатор: Помните, когда у нас был урок про зло, мы поняли, что своими силами мы не можем победить свою плохость, а значит беда на земле, после смерти – ад.

Но Бог дал нам удивительный способ победить зло. Какой?

Он не стал нас ругать за то, что мы плохие. Не стал писать книги о том, какими

надо быть…   Что Он сделал догадаться невозможно, если не знать об этом из Евангелия. Я не даром рассказывала  про птичку, что она взяла все кротовое на себя и с этим умерла, чтобы кротовое умерло вместе с ней. Так вот Исус Христос взял на себя грехи  всех нас. Сколько это много зла за все тысячелетия, что люди жили на земле. И все это, умерев на Кресте, Он умертвил. А значит, снял с нас оболочку зла как птичка с крота. А так как зло умерло, то Он и воскрес.

Далее.

О Муках Господних, Распятии, Погребении, Воскресении Господнем по Евангелию, комбинируя чтение и пересказ.

Использовать книгу священника Вячеслава Синельникова «Туринская плащаница на заре новой эры». Очень сильно действует на детей.

 

    Обязательно донести, что Сын Божий дает нам освобождение от зла, Спасение и    Воскресение. Наше дело этот дар принять, взять. До детей трудно доходит, что наши поступки – это только наш выбор, направление нашей воли, а спасает нас Господь Исус Христос. Дети упорно перечисляют добрые дела, необходимые для входа в рай и тем ограничиваются, не понимая, что необходимо умереть тленным и родиться райским. Что эта возможность дана нам в Смерти и Воскресении Спасителя, что соединиться с Его Смертью и Воскресением человек может в Таинствах Крещения, Покаяния, Причастия. Спасительность и смысл таинств надо разъяснить тщательно.

 

 

 

 

 http://katechio.narod.ru