Учитель говорит: Люди, как вам известно, бывают верующие и неверующие. Верующие убеждены, что весь мир сотворил Бог. Неверующие говорят, что весь мир составился случайно, сам собой. Давайте порассуждаем об этом. Вот я принесла вам в коробке кубики. Кто из вас может здесь, на моем столе, построить башенку?

Желают обычно все, тянет руки весь класс. Двое, трое учащихся по очереди выходят и выстраивают на столе свои башенки. Учитель при этом привлекает внимание остальных детей к тому, что Ксюше надо умело направить свою руку с кубиком, чтобы постройка не упала, нижние кубики надо и недалеко, и не близко друг от друга положить, верхние этажи поровнее установить. Когда башенка сложена, учитель спрашивает у Ксюши о том, видела ли она в уме, представляла ли заранее то, что хочет построить. Девочка подтверждает, что знала заранее, какую башенку собирается строить.

 

Учитель обращается к классу: А вы представляете свои башенки?

После утвердительной реакции учитель добавляет: «Тогда дома нарисуйте их 

в своих альбомах.»  (Вести такие альбомы следует потому, что дети еще не умеющие писать, рисунками фиксируют в них основные мысли урока. В дальнейшем эти рисунки становятся зрительными опорами, по ним дети легко вспоминают пройденное).

Учитель продолжает: А теперь представьте, что я случайно задела коробку, и кубики из нее высыпались. Могут ли они случайно, сами собой сложиться в башенку?

Дети высказывают свои предположения, наблюдают, как учитель опрокидывает коробку, и кубики хаотично рассыпаются.

 

Учитель: На уроках труда вам приходилось изготавливать довольно сложные поделки. Одни склеивали маленькую модель самолета, другие работали над моделями корабля, дворца, храма. Да, это уже тонкая, хрупкая работа. Надо приноровиться, чтобы каждую детальку прикрепить именно на свое место, чтобы с ней соединялась вторая и третья детали, а с теми – четвертая и пятая. Один раз ошибешься, и все скособочится, развалится, нарушатся все связи.

А может ли эта модель собраться сама собой, могут ли сами собой детали присоединиться друг к другу? Может ли клей капнуть на нужное место?

 

Дети горячо принимают участие в обсуждении, этого вопроса. Проговаривая свои мысли, они углубляются в понимание того, что сложность невозможна без сложившего, без творца, без его рассчитывающего ума и умелых рук. Выразить эту мысль им удается пока с трудом, поэтому семилетние мыслители заменяют недостающие слова жестами, интонацией.

 

Учитель: У А.И. Солженицына есть коротенький, но мудрый рассказ. Он называется «Утенок». Послушайте его:

 

«Маленький, желтый утенок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек,  бегает  по двору и пищит: «Где моя мама? Где мои все?» А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их и высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна – отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чем душа держится. Не весит нисколько, глазки –  как  бусинки, ножки воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. А между тем –  тепленький. И клювик его бледнорозовый как наманикюренный,  уже разлапист. И лапки уже перепончатые,  и  желт  в  свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже  от  братьев  отличился характером. А мы? – Мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если дружно возьмемся, — за двадцать минут целый мир перепашем.

Но никогда! – Ни-ког-да, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и если даже перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого желтенького-желтенького утенка».

 

Дети глубже вникнут в суть рассказа, если вместе  с  автором удивятся утенку, маленькому живому существу и  Божьему  творению.  Поэтому, закончив чтение, учитель спрашивает: «А удалось  ли вам запомнить из рассказа такие  слова,  которыми  автор,  как будто красками, рисует живого настоящего утенка?» Дети вспоминают: «Невесомый желтенький-желтенький утенок, глазки – как бусинки, ножки воробьиные, клювикбледно-розовый  как  наманикюренный,  лапки уже перепончатые, крылья пушистые уже выпирают. Развивается речь детей,  они начинают чувствовать изобразительную силу и точность слова. При этом они начинают сосредотачиваться на размышлениях об утенке, на его зрительном образе. И в этот момент учитель показывает классу красочную фотографию или рисунок утенка и развивает рассуждения, которыми выводит детей на новый уровень понимания.

 

 


 

Учитель говорит: А почему утенок тепленький? Это потому, что внутри его тельца есть множество кровеносных сосудов, все сосуды соединены друг с другом не как попало, а по порядку, каждый сосудик на своем месте. Есть у утенка сердце, печень, легкие, почки, другие органы –  все они устроены сложно и совершенно и соединены между  собой.

 У утенка есть скелет, в котором много косточек, одну косточку сделать очень трудно (ни вы, ни я этого не сумели бы), а  в  скелете утенка все косточки разные, у каждой свое  назначение,  свое устройство и свое место в соединении с другими косточками.

 

Учитель: Ребята, а что устроено сложнее, что труднее сделать живого утенка или модельку самолета?

Класс заинтересованно отзывается на вопрос, дети говорят, что утенок устроен сложнее, модельку может склеить ученик на уроке труда, а утенка, живого

настоящего утенка, не смогут составить, смонтировать все ученые мира, даже если соберутся вместе и включат все свои проборы и машины.

 

Учитель: Так если бумажная или пластмассовая моделька сама по себе не сложится, сама собой не составится, нужен человек,  который ее будет делать; может ли сам собой появиться,  составиться утенок? Вы правы, не может, есть Тот, Кто продумал, устроил,  оживил утенка и поддерживает его жизнь, Тот, Кто во много раз мудрее, искуснее, могущественнее всех людей. Так кто же сотворил утенка?

 

Всегда, в любом классе, большинство детей  отзывается: «Его создал Бог».

Иногда на вопрос: «Кто сотворил утенка?» некоторые из младших учеников отвечают: «Утка. Она снесла яйцо, а утенок вылупился из яйца».

Руководствуясь принципом явить реальность веры в своей жизни, и в своих взглядах, не принуждая ребенка копировать их, учитель в этом случае может продолжить следующим образом.

 

Учитель: Верно, Маша, утенок вылупился из яйца. А ты видела  когда-нибудь разбитое сырое яйцо? Что в нем есть? Клейкий прозрачный  белок и круглый желток. Утка греет яйцо. И вот в течение  нескольких недель медленно внутри яйца из этого желтка и белка  лепится, составляется утенок, образуются, встают на  свои  места,  сцепляются друг с другом органы, сосуды, косточки, перышки. И все это не как попало, не в нескладную, бесформенную кучу собирается, а в удивительно устроенного утенка. Я думаю, это само собой происходить не может, есть Кто-то невидимый, Кто внутри яйца из желтка  и строит организм утенка. И это Бог. А вы, ребята, как считаете?

Учитель: А ведь не только утенка Бог сотворил очень сложно, красиво и удивительно.

Вот, например, яблочное семечко, все вы ели яблоки, видели в серединке эти коричневые семечки. Мы выбрасываем огрызок, не обращая на семечки никакого внимания. А ведь в каждом семечке спрятана яблоня с глубокими корнями-насосами, стволом, гибкими ветвями, листьями, бело-розовыми цветами, румяными яблоками, в которых будет очень много новых семечек, а в них будут спрятаны новые яблони. Не чувствуете ли вы, что семечко – это настоящее чудо. Может ли то, что происходит внутри яблоневого семечка, делаться само по себе? Чудо – зеленая шелковистая травинка, ведь в ней из соков земли образуется, строится живое вещество. Если бы люди построили много лабораторий и фабрик, то они все вместе не смогли бы получить такое вещество, так как вы думаете, может ли оно в травинке получаться само собой, или же Бог невидимо образует его, и этим веществом разрастается тело травинки?

Чудо –  снежинка, ведь ее узор так строг и точен, как не начертит лучший чертежник . . .– Ребята, многие люди не обращают на все это внимания, подумаешь, травинка и травинка, снежинка и снежинка, утенок и утенок. А как интереснее жить, всматриваясь в сложность, красоту всего того, что есть вокруг нас, удивляясь тому, как Бог это устроил или не смотреть на все это, думать только о своих делах?

А вы сами можете назвать что-либо такое, к чему вы привыкли,  часто видели, но что устроено так удивительно, так совершенно, продуманно и красиво, что приходит мысль: это не могло возникнуть само по себе, это сотворил Бог?         

 

Почти все дети стремятся ответить на этот вопрос, вновь и вновь поднимая руки, находят новые и новые примеры. И вновь не достает слов, потому что ощущение Бога в том, что Он сотворил –  это радость, которую не расскажешь. Но это один из самых прекрасных моментов общения с детьми. Потому что они понимают друг друга в попытке выразить невыразимое, класс охватывает светлый подъем, радостное ощущение взаимопонимания и единства.

 

Уместны иллюстрации, фотографии.

 

 

И вновь перед учителем задача – помочь подняться еще на более высокий уровень понимания.

 

 

Учитель:  А теперь давайте подумаем вот о чем: еще более чудесно, что из этих маленьких чудес составляются большие чудеса, также соразмеренные, взаимосвязанные, продуманные, красивые.

 

 

 


 

Представьте, зеленый луг, шелковистая сочная трава. Утром на ней разноцветными огоньками блестят росинки, в полдень над лугом жужжат шмели, пчелы, там пахнет медом, так много света и тепла. Луг – это большое сложное устройство. Земляравинки, цветы, пчелы, кузнечики, шмели соединены друг с другом, не могут друг без друга жить. Луг – это  большое живое целое. И если мы восхищаемся мудростью и могуществом Бога, потому что Он создал одну травинку, то как же увеличивается наша радость, когда мы задумываемся о целом луге, ведь каждая пчела, каждый цветок, каждый кузнечик, сама почва, воздух  устроены удивительно, и сколько же их, какое удивительное между ними соединение!

 

 

 

 

А море? Сколько в нем водорослей,  кораллов,  ракушек, рыб, медуз. Как красочен, таинственен подводный мир! И  каждая  рыбка, каждая водоросль устроена так продуманно, так сложно и тщательно, что с новой радостью и удивлением чувствуешь великий разум и искусство их Создателя! Но ведь все богатство и  разнообразие моря составлено, связано в целое единство, нам не  измерить сложность устроения моря и не измерить могущество и мудрость Бога Творца.

 

 

Учитель обращается к классу: А кто хочет порассуждать о реке, о лесе, о болоте, о степи? Кто из вас был в лесу, на реке? Можете ли вы помочь остальным ребятам взглянуть на это по-новому, радостно удивляясь?

 

И вновь почти каждому ребенку хочется поделиться своим небольшим, но ясным, незамутненным жизненным опытом. Стараются рассказать овсех обстоятельствах, при которых они оказались в  том или ином месте, подробно изобразить, какими были лес, река. Живое ощущение Бога в Его творениях вновь передается от одного юного сердца к другому.

Время урока не позволяет выслушать всех, и опять можно предложить дома нарисовать  в  альбоме то,   что хотелось рассказать.

Учитель:     А ведь   все леса,   поля, степи,   луга,   болота, реки, озера,   моря и океаны соединены,   связаны между собой.   Наша планета Земля  – великое  и  прекрасное Божье  чудо.   Но  это     для     нас она велика,   а для Бога она не  больше макового  зернышка.   Ведь   в космосе Бог  сотворил бесчисленное множество  звезд и планет.

 

С первоклассниками очень  интересно беседовать  о том, кто и как   видел небо,   точнее,   учителю и  детям хорошо научаться  друг у друга видеть  небо, думать  о необъятности и движении  звездных миров.   Блестят  глаза  детей, когда они говорят,   как  за самыми крупными и яркими звездами видны те, что дальше от нас, а потом, если долго всматриваться, открываются взору едва заметные звездочки

 в самой дальней дали, в глубине неба, куда так трудно дотянуться мыслью. Семилетние люди распахивают свои сердца навстречу необъятной вселенной, слышат стройный, величественный звездный хор, понимают, что он не может звучать без своего Устроителя – Бога.  

 

Теперь, на последующих занятиях, надо перейти к мысли,  что  Бог  – невидимый, невещественный, бестелесный Дух,  что Он  находится    одновременно     во  всех местах этого  огромного, невместимого нашим разумом  мира, – чтобы соединять этот мир, управлять им, приводить его в согласную жизнь и движение.