Сценка «Рождество»
Сцена изображает дворик маленькой гостиницы. На скамейке сидят 2 человека: один из них — купец, другой одет как ремесленник. Девочка чистит овощи. Мальчик чуть поодаль метет двор. Приезжие тихонько разговаривают.

Купец. Хорошо, что смог остановиться хотя бы в этой гостинице. Все комнаты заняты. Еле уговорил хозяйку уступить мне комнатку.

Ремесленник. Что удивляться. Многим пришлось отправиться в далекий путь, потому что римский кесарь Август повелел сделать перепись населения по всей земле. Каждому пришлось пойти в город своих предков.

Купец. Да, многие пришли в Вифлеем для переписи. Теснота ужасная.

Мальчик подходит к девочке, чистящей овощи.

Мальчик. Хоть немного передохнуть.

Девочка. Ох, и я устала. Весь день работала: то кому-то воды принеси, то полы вымой. Народу — не сосчитать. Некоторые не смогли найти себе места ни в доме, ни в гостинице. Я слышала, хозяйка отказала двум приезжим — старику и молодой женщине, а они идут из Назарета.

Мальчик. Это очень далеко. Верно, ужасно устали.

Девочка. Особенно жалко ее, такая молоденькая, к тому же ей скоро родить. Но я знаю, они укрылись в пещере, куда пастухи загоняют скот в ненастную погоду.

Слышны приближающиеся голоса, затем кто-то стучит в дверь. Хозяин выбегает, открывает дверь. Входят три пастуха.

Один из пастухов. Кто хозяин гостиницы?

Хозяин. Я, а чего вы хотите?

Самый старый пастух. Я расскажу тебе, хозяин, какие чудесные вещи произошли с нами. Ты знаешь, что вокруг Вифлеема находятся пастбища? В эту ночь некоторые из нас не спали, сторожа свое стадо. Вдруг предстал нам ангел Господень, и мы убоялись страхом великим. Но Ангел сказал нам: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Молодой пастух. Поэтому мы сразу оставили свое стадо и пошли в Вифлеем.

Хозяин. Спаситель мира в хлеву? Да полно шутить.

Все спешно убегают со сцены.

Возвращаются хозяин гостиницы, его жена, девочка, пастухи.

Девочка. И правда, в яслях лежит Младенец в пеленах.

Пастухи вносят изображение Матери Божьей с Младенцем в яслях.
Девочка.

И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце, вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
Она плыла над миром слез,
И свет ее сиял,
И бедным пастырям вещал,
Что родился Христос.
И в Вифлеем волхвы за ней
Дары свои несли,
И на соломе там нашли
Они Царя Царей.
Г. Галина

Мальчик.

То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка;
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от востока;
Мир искупленья ожидал —
И в бедных яслях Вифлеема
Под песнь хвалебную
Эдема Младенец дивный воссиял…

 

Сценка «Накануне Рождества»

Ночь накануне Рождества. В комнате полутемно. Горит лишь маленькая лампа под зеленоватым абажуром. На постели лежит мальчик, рядом на стуле садит его мать. Мальчик почти засыпает.

Мальчик. Как радостно, что завтра праздник, я увижу наряженную елку, придут мои друзья, будут подарки. Да вот жаль: снег так и не выпал! Так скучно и серо на улице.

Мама. Не грусти, дружок. Так уж угодно погоде, что нет снега. Но он обязательно выпадет и порадует нас, украсит землю и деревья белым пушистым убором. Спи!

Свет гаснет. Утро, за окном светло от выпавшего снега. Мальчик уже одет празднично, с восторгом смотрит он в окно.

Мальчик. Мама! Видела ли ты это чудо! Выпал снег и прямо на праздник! Вот подарок к Рождеству!

Мама. Да, это и впрямь красиво! Как все преобразилось! На душе стало весело. Ну в точности, как в стихотворении Фета! Я тебе никогда не читала этого стихотворения? Тогда слушай, и ты еще больше полюбишь нашу зиму.
Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умыкала нос.
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Неколючий, светло-синий,
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тароватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки — да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Да и как быть такому зимнему празднику без снега. А знаешь ли ты, дружок, что по приметам Рождества, связанным со снегом, определяли, какой будет урожай, много ли будет пчел. Это сейчас мы узнаем о погоде из сводок по телевизору, а в давние времена крестьянин должен был очень внимательно относиться к приметам, от этого зависели его жизнь и благополучие. Рождество изобилует приметами, обрядами и обычаями. Поэтому и старались крестьяне как-то задобрить природу, чтобы много уродилось хлеба, было много живности на подворье.

Мальчик. Как интересно! А скажи мне хотя бы некоторые из примет.

Мама. Действительно можно назвать лишь несколько, потону что их было так много, что и не перечислишь, а ведь сколько их перезабылось, утратилось. Ну, например, считалось, что если иней на Рождество, то будет урожай на хлеб. А вот если Рождество теплое, то жди холодной весны.

Мальчик. Скажи, мама, а елки ведь не только у нас в России украшают, верно?

Мама. Конечно, сынок. И в других странах, например католических, тоже есть обычай украшать елки. Если же быть совсем точным, то еще в Древнем Риме люди украшали свои дома ветками лавра, можжевельника, омелы, а это — вечнозеленые растения. Людям казалось, что эти растения олицетворяют собой вечную жизнь, ведь они не сбрасывают листву и всегда зеленые. Германские племена тоже украшали ели (вернее, рождественское полено). Могу тебе еще сказать, что в католических странах не только украшают ели. Там устраивают вертепы: воспроизводят пещеру, где родился Христос и помещают там фигурки Девы Марии, Иосифа, животных, окруживших ясли, где лежит младенец Иисус, волхвов, пришедших поклониться ему, пастухов. А иногда на улицах в Рождество разыгрываются настоящие представления с участием библейских персонажей.

Мальчик. А чем там угощают?

Мама. Как и на Руси, во всем христианском мире праздник Рождества отмечается особенно богатым столом. Как правило, это традиционный рождественский гусь или индейка. Пекут к рождественскому столу множество различных пирогов, булок, печенья, пряников. Конечно, у каждого народа есть что-нибудь особенное. Во многих христианских странах пекут пирог и вкладывают в него, например, монетку, изюминку, орешек. Разумеется, счастливым ока- жется тот, кому достанется такой сюрприз.

Мальчик. А подарки, расскажи про подарки!

Мама. Ну, что и говорить, в Рождество подарки принято дарить детям везде. Подарки кладут под рождественскую елку, в развешенные детьми на ночь чулки (дети, разумеется, специально для подарков вешают их), засовывают в детские башмачки.

А еще, сынок, во всех странах (и в католических, и на Руси) было принято обязательно жертвовать тем, кто беден. В средневековой Европе были ящики для пожертвований беднякам. А о нашей хлебосольной православной Руси и говорить нечего. Сострадание к ближнему, помощь ему всегда были присущи православным христианам. Зажиточные люди заранее подсчитывали, сколько купить провизии для обеда бедным людям, сколько нужно раздать деньгами. Угощали на таких обедах для убогих, нищих и сирот очень сытно, милостыню раздавали щедро.

Красивый был праздник, торжественный, один из самых любимых и почитаемых в православной Руси. И очень хорошо, что мы вновь празднуем его.

Ну, а теперь хватит разговоров, беги гулять.

Мальчик убегает.

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ЖАНРЕ ВЕРТЕПНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Участвуют трое исполнителей.

Для инсценировки нужны стол, накрытый красивой скатертью, вокруг него три стула, за столом — плетеная корзина, в которую уложены вертепные куклы: Мария, Иосиф, маленький Иисус, Мудрец, Пастух, Ангел, рождественская звезда на подставке, свеча в низком подсвечнике.
Можно использовать фонограмму с классическими мелодиями, стихи (в композиции представлено стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская Звезда», его можно при желании положить на музыку и пропеть).

Трое исполнителей садятся вокруг стола.
На столе горит свеча в низком подсвечнике.

1-й исполнитель. Святая торжественная ночь спустилась на землю, обещая принести с собой великую радость людям.

2-й исполнитель. Именно в эту ночь у Девы Марии (достает из корзины вертепную куклу, изображающую Марию, и ставит ее на стол) должен был родиться Божественный Младенец.

3-й исполнитель. Но случилось так, что Мария и ее муж Иосиф (достает из корзины куклу, изображающую Иосифа, и ставит ее рядом с куклой Марией) были в пути, и великая ночь застала их в дороге… Переночевать они решили в небольшой пастушьей пещере на окраине города Вифлеема.

2-й исполнитель (доставая из корзины куклу-Младенца). Здесь и случилось великое таинство — родился Божественный Младенец Иисус Христос (укладывает куклу-Младенца к ногам Марии и Иосифа).

1-й исполнитель (под музыкальную фонограмму).

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями теплая дымка плыла.

2-й исполнитель (доставая из корзины и поднимая над столом звезду).

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем

(передает звезду 3-му исполнителю).

3-й исполнитель (высоко поднимая звезду над головой)

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога.
Как хутор в огне и пожар на гумне

(передает звезду 1-му исполнителю).

1-й исполнитель (устанавливая звезду на стол немного позади Марии и Иосифа).

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

Фонограмма заканчивается.

2-й исполнитель (доставая из корзины куклу-Мудреца). А звездочеты эти были мудрецы с Востока, или, как их тогда называли, волхвы. (Передает куклу-Мудреца 3-му исполнителю.)

3-й исполнитель. И вот, когда волхвы увидели новую звезду на небе, они сразу же поняли, что наконец-то случилось долгожданное! (Передает куклу-Мудреца 1-му исполнителю.)

1-й исполнитель. Они собрались в большой караван, взяли с собой много подарков и отправились в землю еврейскую. (Передает куклу-Мудреца 2-му исполнителю.)

Вновь звучит музыкальное сопровождение.

2-й исполнитель (под фонограмму).

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы (встает).
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после:
Все мысли веков, все мечты, все миры…

3-й исполнитель (вставая). Все будущее галерей и музеев…

1-й исполнитель (вставая). Все шалости фей, все дела чародеев…

2-й исполнитель. Все елки на свете, все сны детворы.

3-й исполнитель. Весь трепет затепленных свечек…

1-й исполнитель. Все цепи…

2-й и 3-й исполнители вместе. Все великолепье цветной мишуры…

1-й исполнитель. Все злей и свирепей дул ветер из степи…

2-й исполнитель. Все яблоки…

2-й и 3-й исполнители вместе. Все золотые шары.

Все трое садятся,
2-й исполнитель ставит Мудреца рядом с Марией и Иосифом. Фонограмма стихает.

1-й исполнитель. Была ночь. Весь город был погружен в глубокий сон…

2-й исполнитель (доставая из корзины куклу-Пастуха). Не спали только пастухи. Они недалеко от Вифлеема пасли стада овец.

3-й исполнитель. Вдруг увидели пастухи высоко в небе необыкновенно яркий свет. И из этого света в белых нежных одеждах спустился к ним ангел небесный! (Достает из корзины последнюю куклу-Ангела.)

2-й исполнитель. Пастухи испугались…

3-й исполнитель. Не бойтесь, — сказал им Ангел. — Радостную весть несу я всем людям! Идите к Вифлеему, и там, в пещере, вы найдете младенца, который есть Сын Божий! (Устанавливает куклу-Ангела в общий ряд кукол.)

2-й исполнитель (ставя куклу-Пастуха рядом с Мудрецом). И подошли они к пещере, и вошли, и остановились, пораженные необыкновенным чудом…

Звучит фонограмма.

1-й исполнитель.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Все трое исполнителей поднимаются и встают вокруг стола.

2-й исполнитель. Стояли в тени, словно в сумраке хлева.

3-й исполнитель. Шептались, едва подбирая слова.

1-й исполнитель.

Вдруг кто-то в потемках немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,

(Все трое берут в руки звезду и поднимают ее высоко над головой.)

Как гостья, смотрела…

Исполнители вместе. Звезда Рождества!

Поділитися…

         Рождественский сценарий «Рождество Христово»

Сценарий можно использовать и как сценарий праздника, и как театрализованный урок.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Мальчик,
Девочка,
Бабушка.
Изба. Вечер. Рождественская елка. Бабушка смотрит в окно. Мальчик и Девочка украшают елку.
Бабушка.
Ночь прозрачна и чиста.
Мальчик.
Расскажи нам про Христа!
Девочка.
Что такое «светлый рай»?
Расскажи, бабуль, давай!
Бабушка (подходит к ребятам).
Ладно, слушайте, ребята:
Бог давным-давно… когда-то
Первых двух людей создал
И потом им так сказал:«Вам во благо я даю
Жизнь красивую в раю.
Дочка Ева, сын Адам,
Птицы, звери служат вам,
Здесь цветы всегда цветут,
И сады для вас растут,
Груши, сливы, виноград
Дать с любовию вам рад.»
Девочка.
А была ль у них работа,
О еде была ль забота?
Бабушка.
Все в раю Господь им дал,
И Адам хлопот не знал.

 

Но просил Господь: «Любите,
В послушании живите,
Вам ни в чем отказа нет,
Но один даю запрет:

Яблоня в раю растет,
Она Зло с Добром несет,
Яблок этих не вкушайте,
Плод запретный не срывайте!

Это дерево познанья
Может принести страданья.
Коль нарушите запрет,
Накажу за грех в ответ».
Мальчик.
Дальше, бабушка, что было?
Бабушка.
Про запрет они забыли,
Съели яблоко запрета,
Наказал их Бог за это.
Девочка.
Про опасности забыли?
Почему их не простили?
Бабушка.
Совершен был первый грех,
Смертный на Земле для всех!
Послушанье – путь наш к Богу,
Нет другой к Нему дороги.

Бог просил их повиниться
И за грех свой извиниться.
Ева и Адам, в скандале,
Покаяния не дали,

Про любовь они забыли,
Этим Бога прогневили.
Бог изгнал на Землю их,
Смерть с тех пор кончает жизнь.
Девочка.
А в раю не умирали?
Бабушка.
Рядом с Богом смерть не знали.
Мальчик.
Где же был тогда Христос?
Бабушка.
Рано задаешь вопрос.
Бог изгнал Адама, Еву
На пустую нашу Землю.
Тяжкий труд они познали,
Потом хлеб свой добывали.
Мальчик.
А откуда взялись люди?
Бабушка.
Трудно объяснить мне будет…

Дети Евы и Адама
Все народы мира дали.
И грех Евы и Адама
Люди на Земле познали.
Девочка.
Бабушка, а что Христос?
Бабушка.
Рано задаешь вопрос.
Люди попадали в ад,
Бог страдал, Он был не рад.
Бог любил людей, поверьте,
Чтоб спасти людей от смерти,
Бог посла на землю Сына.
Без греха, один, невинный,
За грехи людей страдал,
Он бессмертье людям дал.
Мальчик.
Это как страдал – невинный?
Бабушка.
Ты, малыш, такой наивный…

Таинство Господне в этом.
Нелегко понять все детям.
От греха людей спасая,
Путь  бессмертью открывая,

Божий Сын сам умирает,
Кровью грех людей смывает.
Искупив вину народа,
Он воскрес, открыв путь к Богу.
Девочка.
В рай стремились люди к Богу?
Бабушка.
Так, родная, слава Богу,
Со времен Адама, Евы
Люди ждали исполненья,
Ожидали Спаса люди,
Каждый день, считая будни.

Час настал и вот однажды
(Этот день – он самый важный!)
Родился в хлеву Христос!
Счастье миру Он принес!

В небе звездочки мерцали,
Все сады благоухали,
На земле ручьи звенели,
Ангелы на небе пели,
Пастухам поведав новость.
Славил мир Христа рожденье!
Понесли дары Иисусу
С твердой верой во спасенье.

Мудрецы идут с Востока,
Чтобы, преклонив колени,
Поднести дары Младенцу
В пеленах на свежем сене.

Свиток золота дарили,
Тем признанье отразили,
Ароматный ладан дали,
Бога тем они признали.

Третий дар волхвы давали –
Смирну – предсказанье века:
Вот пришел Господь на землю,
Как они все, человеком.

Словом Иисуса славя,
Всюду пели христославы,
И молитвы благодать
Стала с Рождеством сиять!
Мальчик.
Мне какой дар стать Христу!
Девочка.
Что Ему я поднесу?
Бабушка.
Дар наш – это послушанье
И, конечно, покаянье.
А сейчас исполним вместе
Мы рождественскую песню.
Исполняется «Тропарь Рождества Христова»
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам слажащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!

Твое Рождество, Христос Бог наш,
воссияло миру светом разума:
потому что тогда служащие звездам, как Богу,
звездою были научены
поклоняться Тебе, Солнцу правды,
и познать Тебя с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
Бабушка.
Помните рассказ мой, дети,
Есть Добро и Зло на свете,
Пусть хранит вас Божий Сын,
Ведь спасенье мира – с Ним!
В финале можно детям предложить стихи, загадки.
Путники долго на перепись шли,
В городе места они не нашли:
Под Вифлеемом – голая степь,
Стал им приютом убогий…
(Вертеп)
Пещера, ясли, сена стог,
Родился в ней…
(Иисус Христос)
В храмах лик поющих воспевает:
«Дева днесь Пресущественного …»
(рождает)
Эта песнь, мы знаем так,
Называется…
(Кондак)
В темном небе сияла тогда,
Путь освещая, святая …
(Звезда)
Простые люди весть узнали.
В ночи, когда еще не пели петухи,
Они к яслям Младенца поспешили
И Бога прославляли …
(Пастухи)
Из далеких стран восточных
мудрецы пришли,
Смирну … и ладан –
дар свой принесли.
(Золото)
За звездою, появляясь
Из дорожной синевы,
В Вифлеем путь долгий держат
На верблюдах трех …
(Волхвы)
Над Вифлеемом ангелы летали,
Их пенье сердцу доставляло сладость.
И «Слава в вышних Богу!» воспевали,
А людям возвещали они …
(Радость)
ВИКТОРИНА

 

  1. Мать Святого Младенца носила имя … (Мария)
  2. Спутником Матери Иисусу Христа был праведный … (Иосиф)
  3. Первым глашатаем, возвестившим о рождении Спасителя, стал … (Ангел)
  4. Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Первосвященник, называется … (Ладан)
  5. Восточные мудрецы, узнавшие о рождении Мессии по небесному светилу, именовались … (Волхвы)
  6. Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Царь, назывался … (Золото)
  7. Благовонное вещество, которое мудрецы вручили Спасителю как Человеку, называлось … (Смирна)
  8. Первыми услышали радостную весть о Рождестве … (Пастухи)
  9. Город, в котором родился Мессия, назывался … (Вифлеем)

 

П.П. Дзюба

«Новогодние и рождественские утренники»

 

 

Предлагаем вниманию читателей сценарий Рождественского праздника воскресной школы при храме Рождества Богородицы с.Верхнее Мячково. Воспользовавшись готовым сценарием, подготовить праздник или театрализованный урок можно легко и быстро.

Сценарий занял третье место в одной из номинаций конкурса сценариев приходских праздников, проводимого журналом «Батя» в 2011 году.

В празднике участвуют следующие возрастные группы: малыши (4-6 лет); младшая группа (7-9 лет); средняя группа (10-13 лет): старшая группа (14-15 лет), а также группа родителей воспитанников воскресной школы.

Хор взрослых исполняет тропарь Рождеству Христову.

Ведущая. Здравствуйте, уважаемые батюшки и матушки, педагоги, воспитанники воскресной школы и их родители!

Ведущий. Здравствуйте, все уважаемые гости! Поздравляем вас с праздником!

Ведущая. Рождество, Рождество, вот и торжество!
Сердце радостно поет, потому что Рождество идет!

Приветственное слово батюшки.

Хор воскресной школы исполняет песню о Рождестве.

Ведущая. 2000 лет назад на землю пришел Иисус Христос. Он прожил недолгую жизнь, но показал людям самое главное – великую любовь Бога к человечеству. Сердца, ожесточенные трудной жизнью, нестерпимым горем, отчаянием и безысходностью по сей день оттаивают и возрождаются к новой жизни, полной смысла, радости и мира, благодаря этой любви. А свершилось это чудо в городе Вифлееме.

Ведущий. А я знаю эту страну!
Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов,
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов.
Цветы там душистее, звезды – крупнее,
Светлей и нарядней весна.
И ярче там перья у птиц,
И теплее там дышит морская волна.

Группа взрослых исполняют песню «Рождество».

Ведущий. В такой-то стране ароматною ночью
При шелесте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочию:
Родился Младенец Христос.

Ведущая. Хочешь узнать, как это было? Давай вернемся в воспоминаниях в ту далекую ночь. Видишь, там на троне восседает император, такой гордый и величественный? Давай прислушаемся.

Воспитанники старшей группы воскресной школы исполняют сценку «Перепись населения».

Император (сидит на троне, затем встает). Позвать сюда гонцов!

Вбегают гонцы, встают перед императором на одно колено.

Император (развертывает свиток, провозглашает): Я, римский император Август, повелеваю: переписать всех человеков в народах, мною завоеванных; каждого записать в городе, откуда он родом. Тех, кто ослушается, наказать строго!

Гонцы (бегают с криком):
— Римский император переписывает население!
— Всем срочно прибыть в город своего рождения!
— Непокорных строго наказать!
— Жители Назарета, исполняйте приказ императора Августа!
— Перепись населения, перепись населения!

Жители:
— Слышали? Всем велят идти в родные города, чтобы нас сосчитали.
— А как же Иосиф с Марией? Ведь Мария матерью вот-вот должна стать.
— Да, путь до Вифлеема неблизок. Раньше ночи не доберутся.
— А народу, народу-то сколько туда идет! В гостиницу им не попасть.

Чтецы. Уж было поздно. Мглу набросив,
Спускался вечер, глух и нем,
Когда Мария и Иосиф
Пришли в дремавший Вифлеем.
Средь переполненных гостиниц,
Они, приюта не сыскав,
В пещере гор остановились,
Где веял пряный запах трав
И на ночлег стада сходились.
И здесь, в пастушеском вертепе,
Родился Тот, пред Кем свой лик
Склоняет солнце на закате,
Кто необъемлем и велик.

Месяц. А в вертепе в холодную зимнюю ночь,
Не в пуховой и мягкой кроватке,
А на сене в яслях, рядом с Мамой Своей
Сам Господь спал спокойно и сладко.

Чтец. Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ясли тихо светят взору,
Озарён Марии лик…

Исполняется песня Ф. Шуберта «Ave Maria».

Месяц. Это была великая, таинственная ночь. А еще она была необыкновенно тиха, и во всей вселенной совершались чудеса

Жители:
— Чудо, чудо! Вода из камня потекла!
— Чудо, чудо! Облако светит светлее солнца!
— Чудо, чудо! Виноградник расцвел!
— Что за грохот такой, сильнее грома?
— Храм, где идолам поклонялись, рухнул! Чудо! Чудо!

Месяц. Самыми же большими чудесами были два удивительных чуда: явление ярко сияющей звезды мудрецам-волхвам, которая привела их к Младенцу, и явление Ангела Господня пастухам, стерегущим стада близ Вифлеема.

Чтец. В Вифлееме утомленном
Все погасли огоньки,
Только в поле отдаленном
Не дремали пастухи.
Вдруг раздался шелест нежный –
Трепет пастухов объял,
И в одежде белоснежной
Ангел Божий им предстал.
Позабудь тревогу, беспокойный мир!
Слава в вышних Богу
И на земле мир!

Ведущий. Первыми гостями Божьего Младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом!

Ведущая. Пастухи в ночную пору
Жгли костер и у огня
В благочестных разговорах
Пробужденья ждали дня.

Входят пастухи.

1-й пастух. Нынче ночью было чудо.
Видишь яркую звезду?
И вертеп горит как будто.
Посмотреть туда иду,
Что там светит дивным светом,
Почему звезда горит
Здесь, у бедного вертепа,
Где наш скот нередко спит?

2-й пастух. Нынче ночью необычной
Тоже был я изумлен
Чуда дивного величьем,
Песней тихою пленен.
Сонмы Ангелов небесных
Воспевали, что в яслях
Днесь лежит Спаситель грешных
И повит Он в пеленах.

3-й пастух. Так пойдем же, поклонимся.
Здравствуй, Бог, пришедший к нам!
Дивный свет недаром лился,
Благодать сегодня там!
Нет у нас, увы, подарка
Для рожденного Христа.
Ничего бы мне не жалко,
Да сума моя пуста…
Принесем немного хлеба,
Сыру, меду – дар степей
И возьмем немного сена
На подстилку для яслей.

Воспитанники средней группы воскресной школы исполняют рождественскую песню.

Ведущий. В Рождество на землю спускается сказка, и мы, ребята, сочинили сказку новую для вас. Чтоб послушными вы были, нас послушайте сейчас!

Ведущая. Жили- были овечки с барашками,
На поляне с цветами – ромашками.
Вместе бегали, травушку кушали,
Были смирными, были послушными.
Всех смущала, печалила, ссорила
Лишь овечка одна – все бы вздорила!

Непослушная овечка. Не хочу я в мире жить,
Не хочу я всем служить!
Не хочу я слушать маму,
Не хочу быть неупрямой!
Подчиняться не хочу,
Ножкой топну, закричу!
И с сегодняшнего дня
Все отстаньте от меня!

Послушная овечка. Милая овечка,
Кроткое сердечко!
Мы хотим тебе добра лишь,
Ты ж нас в сердце больно ранишь!

Барашек. Я тебя, в конце концов,
Защищал от всех врагов,
Укрывал от вьюги снежной,
Был с тобой всегда я нежным.
И за что ты так со мной?
Неужели я плохой?

Непослушная овечка. Не хорош ты, потому что,
Как и все, меня ты учишь!
Не хочу любить я вас,
Буду жить одна сейчас!

Барашек. Что ж, счастливо, отправляйся,
Лишь врагу не попадайся!

Непослушная овечка. Там трава нехороша
И вода нечистая.
В лес прохладный не спеша
Течет речка быстрая.
Здесь мосточек из досочек,
Говорят, он шаткий очень.
Все хочу сама проверить,
Даже речку перемерить!

Ведущая. И вот овечка уже на мосточке,
Одной уже ножкой на шаткой досочке,
Секунда еще — и, конечно, сорвалась,
И где же, ребята, она оказалась?

Барашек. Где сестренка наша?
Нет среди полей!
Нет у ключика её!
Может, вместе позовем?
Сестренка, сестренка!
Крикнем звонко – звонко!
Ты услышь скорее нас,
Мы зовем тебя сейчас!

Барашек. Хоть обидела немножко
Младшая меня сестра,
Знаю я её хорошей,
Мне простить её пора.
Я пойду её искать,
Чтобы это ей сказать.

Послушная овечка. Мы с тобой, барашек,
Звать сестренку нашу!

Ведущий. Вот идут они, ребята,
По тропинке, в темный лес.
Вправо, влево повернули
И попали в глушь лесную…

Послушная овечка. Вот лесная речка,
Сломанный мосточек,
Мокрая овечка –
Трепетный листочек…

Непослушная овечка. Сестренки, братишка,
Поделом мне шишка,
Поделом мне синяки,
Мне бы выйти из реки!

Барашек. За меня держись, сестра,
Пришла помощи пора.

Ведущий. Знаете, ребята, что забыли братья,
Что забыли сестры, вам хочу сказать я.
Овечкины старшие брат и сестрицы
Забыли у мамы своей отпроситься.
Овечку искать в лес, кишащий волками,
Отправились без разрешения, сами!
Про это узнали голодные волки,
Крадутся – крадутся сейчас втихомолку….

Послушная овечка. Что-то стало страшновато
Даже с вами мне, ребята!
Говорила мама нам:
— Попадетесь вы волкам!
Волки любят непослушных,
Пропадут здесь ваши души!
В этот поздний, страшный час
Верю, ищет мама нас!

Мама-овечка. Вот приходит вечер,
Гаснет в небе зорька.
Отчего так грустно?
Отчего так горько?
Нет детишек на лугу!
Побегу я к пастуху.
Я скажу ему как мать:
— В чащу их бежим искать!
Чует сердце: близок волк,
Ты в защите знаешь толк!

Ведущий. Побежала мама к пастырю за помощью.
Утром, вечером и днем, даже полночью
Он придет на помощь стаду своему,
Потому-то с ним не страшно никому.

Непослушная овечка. Уходи скорее, страх,
Волки, прячьтесь-ка в кустах.
Видим, пастырь к нам идёт,
С ним спасенье нас найдет!

На сцену выходит батюшка.

Добрый пастырь. Вы меня звали, дети? А почему вы такие взволнованные? Что у вас тут случилось?

Ведущий. Мы, овечки Господнего стада,
Были и гордыми, и непослушными,
И чуть враги непокорных не скушали!

Добрый пастырь. О том, как нам взять послушанье за правило,
Давайте, ребята, мы спросим у Ангела!

Ангел. Божьи дети – это те,
Кто грешить не захотел,
Кто не ходит в темный лес
Даже в поисках чудес.
Чудеса творятся в храме.
Приходите, дети, с мамой,
Можно с бабушкой и тетей —
Чудеса вы здесь найдете!
Здесь святая есть вода,
Надо пить её всегда.
Здесь в причастье Сам Христос
Тело, Кровь Свои принёс.
Причастишься ты Христа,
Чтоб душой здоровым стать,
Сильным телом и умом.
Приходите в Божий дом!

Барашек. Обязательно придем,
Здесь спасенье мы найдем!

Мама-овечка. И Господь наш верен слову.
Домом отчим стал нам храм.
В православную я школу
Чад своих теперь отдам.
Здесь наш пастырь их научит,
Как всех козней избежать,
И Христов заветный лучик
Крепко – накрепко держать!

Ведущая. Ребята, спасибо за поучительную сказку. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Ведущий. Целый день метель кружила,
Над землей всю ночь мела,
Все в лесу она укрыла,
Замела, запорошила
И сюда пришла…

Ведущая. Много работы в последние дни пред Рождеством у метелицы: нарядить все в лесу, укрыть потеплее. Ведь впереди рождественские морозы, суровые, трескучие. Показалось мне, что к нам сюда впорхнуло несколько белых снежинок. Смотри!

Воспитанники младшей группы исполняют танец снежинок.

Ведущая. Рождество – удивительный праздник. Он примиряет всех враждующих, гордые сердца оттаивают, благодаря вечной любви, которую подарил нам Господь.

Ведущий. Праздник великий настал уже снова —
Всюду веселье, пиры, торжество…
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, Чье справляем сейчас Рождество:
Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным,
Тем, что имеет, поделится с бедным
И назовет его братом своим!

Ведущая. Так окажите же, други, участие.
Многие встретят в нужде Рождество!
Доброе дело – великое счастье,
Это святое души торжество.

Исполнение песни про Рождество Христово.

Ведущая. Какая удивительная, сказочная рождественская ночь! Посмотри, сколько звезд на небе! Но одна из них – самая яркая, самая большая. Это Рождественская звезда.

Ведущий. И вестница Рождения,
Сияя красотой,
Горит звезда спасения
Над страждущей землей.

Ведущая. Во всем мире отмечают праздник. Елки, свечи, рождественский бал… А какой бал без вальса?

Звучит музыка, взрослые исполняют вальс.

Ведущий. Для тебя елка – свечи, бал, а для меня – это Дед Мороз и подарки.

Ведущая. Так в чем же дело, давай позовем сюда Деда Мороза. (Обращается к залу) Давайте вместе позовем: Дед Мороз и Снегурочка! Три- четыре!

Входят Дед Мороз и Снегурочка.

Ведущая. Здравствуйте, дедушка Мороз и милая Снегурочка! Мы для вас приготовили концерт. Отдохните, посмотрите!

Группа малышей исполняют танец, песню, читают стихи. Воспитанники младшей группы исполняют песню, дети из средней группы – вальс. Дед Мороз проводит игры с каждой группой в отдельности, угощает сладостями и провожает в зал. Затем на сцену выходит группа родителей. Они исполняют шутливый танец веселых зверят и зимнюю кадриль. После этого все участники праздника выходят на сцену и под веселую песню водят хоровод дружбы, провожая Деда Мороза и Снегурочку.

Группа родителей воспитанников воскресной школы поздравляют батюшек. Ответное слово батюшек (поздравление педагогов и воспитанников воскресной школы, вручение подарков).

Хор взрослых и детей исполняет финальную песню «Замыкая круг…»*

Ведущая. Чтоб не блуждать народам в темноте,
Чтоб жизнь прожить не в зле, не в суете,
Христос родился указать дорогу.
За это скажем вместе: слава Богу!

С праздником всех! До встречи на занятиях в воскресной школе.

*Текст песни «Замыкая круг»:

Вот конец одной истории,
О которой люди спорили,
И не день, не два, а много лет.
Началась она так просто:
Бог людей для счастья создал
И вложил в их сердце чудный свет.
Почему стремятся к свету
Все растения на свете,
Отчего к морям спешит река.
Как мы в этот мир приходим,
В чём секрет простых мелодий,
Нам хотелось знать наверняка.

Припев:
Замыкая круг, ты назад посмотришь вдруг,
Среди пройденных дорог одно понять ты смог:
Бог один у нас, и, конечно, в трудный час
Он поможет нам идти и верный путь найти.

Открывались в утро двери,
И тянулись вверх деревья,
Обещал прогноз то снег, то зной.
Но в садах рожденных песен
Ветер легок был и весел
И в дорогу звал нас за собой.
Если солнце на ладони,
Если сердце в звуках тонет,
Ты потерян для обычных дней.
Для тебя сияет полночь,
И Звезда спешит на помощь,
Возвращая в дом к тебе друзей.

Припев.

Свой мотив у каждой птицы,
Свой мотив у каждой песни,
Свой мотив у неба и земли.
Пусть стирает время лица,
Нас простая мысль утешит,
Мы услышать о Христе смогли.

Припев.

В Рождество все немного волхвы…
Софья Стебловская

В России ширится традиция постановок вертепных театров — семейных и приходских.

 
Таким бодрым зачином можно было бы начать рассказ о вертепном искусстве
вообще и его нынешнем положении в искусстве. Но откровенно говоря,
«ширится» — не совсем подходящее слово. Вернее, совсем не подходящее.
Потому что масштаб этого процесса — не количественный (в цифрах — так и
вовсе мизерный). Масштаб этого в том, что в наш век информационного
общества и засилья  «гаджетов» и «девайсов» людям по-прежнему важны
вечные сюжеты. Масштаб этого в том, что люди  до сих пор находят что-то
созвучное своей жизни в традиционной культуре, к которой относится
вертепное искусство. Потому что Традиция шире традиционной культуры. И
потому что Рождество вечно.

 
«Стихийно, без начальства, без указаний сверху, само по себе появилось
движение — много людей одновременно и в разных местах стали ставить
вертепы, и никто не может этому помешать. — Рассказывает Александр Греф,
организатор фестиваля и один из создателей театра «Бродячий вертеп»,
сам сделавший немало для возрождения традиций вертепа в стране. –
Фестиваль, который называется «Старый Новый Год» проводится уже в пятый
раз. Мы выделили семейные и школьные коллективы особо, в отдельный
фестиваль, потому что это все-таки любительские, домашние или приходские
вертепы. Фестиваль маленький, камерный — потому что сам вертеп это
все-таки камерное мероприятие, частное дело, семейное или приходское. За
пять лет у нас участники не повторялись.»

 
В этом году фестиваль проходил 14-15 января в помещении театра «Бродячий
вертеп», который располагается  в ЦДТ «На Вадковском». Помещение
маленькое,  очень уютное, с развешанными по стенам куклами и старинными
музыкальными инструментами, созвучное камерности вертепного
представления. Ведь сам сюжет Рождества, то есть рождения Человека —
очень человеческий и интимный.

 
Вертеп
Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному
приносит; ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою
путешествуют.

Эти слова из рождественского кондака  можно считать своего рода «аннотацией» к вертепному действу.

 
И само Рождество — чудо из чудес, которое с трудом может принять разум,
ведь Бог не просто родился, а родился в  пещере. Именно так – «Бог в
пещере» и назвал одну из глав в своей книге «Вечный человек» Гилберт
Кийт Честертон. В переводе же с церковно-славянского «вертеп» и есть
пещера, на современном языке вертепный театр мог бы именоваться,
например, «Театр Одной Пещеры».

В вертепном действе социальное и сакральное поменялись местами.  В
смысле земном, бытовом — социальный статус Христа, как говорится, «ниже
некуда». Он родился в пещере, как бездомный бедняк, Он являет собой
пример «ничтожнейшего» по человеческим меркам фигуранта жизни.  Его же
социальный антагонист Ирод — напротив,  могущественнейший из живых
существ, царь, властитель, по своей воле распоряжающийся жизнями людей,
вершащий судьбы.  В бытовом смысле Ирод выше Младенца, в смысле же
истинном, надбытовом, бытийном — он оказывается ниже. Мир вывернутый
наизнанку. Бог в пещере и ничтожество на троне.

Именно эта несоразмерность и несоответствие статуса социального статусу
метафизическому зафиксирована в самой конструкции вертепа: на верхнем
этаже, вровень с ангелами и Звездой Царей — Младенец, Мария, Иосиф,
безымянные пастухи и волхвы с пышными именами, которые донесло до нас
предание — Каспар, Бальтазар, Мельхиор. В нижнем ярусе — мир земной, мир
непреображённой плоти, мир страстей,  где людьми правит «человеческое,
слишком человеческое», мир, который «не знал, что жизни счет начнется с
этой ночи».

 
Это  как игра в «истина –ложь». Причём, сторонний наблюдатель (хотя
внимающий этой истории не может остаться в стороне) знает изначально,
условно говоря, «кто хороший, кто плохой». Это входит в правила игры
вертепа.

 
«Распев» на сцене
В вертепном действе, как и в самой жизни радость не дистилированная, не
беспримесная. Она нарушается  опасностью и страхом,  срастворяется с
горем, смешивается со смертью.  Второй пласт вертепного повествования —
это Ирод, его воины, Рахиль, олицетворяющая всех матерей, плачущих по
избитым младенцам, сама смерть, чёрт из преисподней. В самой
рождественской драме, как в зачатке, содержится вся будущая драматургия
евангельских событий: избиение младенцев как прообраз  неминуемой смерти
Христа, младенец с «прободенною утробой», как Распятый Христос,
которого прокалывает пикой римский солдат, рыдание Рахили как будущий
плач Марии, утешения ангела как предвозвестие будущего Воскресения.

«Распев» на сцене

Вся драматургия рождественской истории пронизана противопоставлением
мнимого и истинного. Власть Ирода оборачивается ничем, слабость Младенца
— силой истины; ложное знание земного царя противостоит «Солнцу
Правды»;  воля человека — воле Божией, детская беспомощность
контрастирует со всемогуществом. Вообще сама логика, сам дух
христианства учит нас, что  земная значимость человека не всегда
соразмерна его значимости в другом измерении, что явленное нам может не
быть адекватным тому, что за ним кроется. На сочетании несочетаемого —
как, например,  всемогущества и беспомощности — по выражению Честертона,
«зиждется вся поэзия нашей веры». И все эти достаточно условные и
сложные вещи в вертепном действе выражены со всей безусловностью и
силой  традиционной культуры.

Александр Жуковский, руководитель коллектива «Распев» с колесной лирой

Совместное создание вертепа и последующее его обыгрывание способно стать
настоящим семейным событием. Тут тебе и творчество в чистом виде,
причем всех видов и для всех членов семьи: для папы — плотничанье и
проектирование, для мамы — изготовление кукол и декораций, для детей —
озвучивание кукол, игра. И попутное изучение Святого Писания, и
размышления по поводу прочитанного, и обмен мыслями, и репетиции, и
трепет выступления перед публикой, пусть часто и невзыскательной!  А
поиск и отбор драматургического материала — то есть текста самого
действия, разучивание колядок, которые сопровождают выступление, как бы
обрамляя его! Тут вся семья может попробовать себя в роли коллективного
фольклориста, или исследователя традиционной культуры. Ну и, конечно,
то, что называется разговоры о смысле жизни — о жизни и смерти, об
истине и лжи, о кажущемся и явном; ведь, как бы выспренно это ни
звучало, это те самые «витамины» для души, без которых не растет
ребенок, человек не становится Человеком.

Екатерина Гусева: «Нами владела только любовь к собственным детям и Христу!»

В создании вертепного театра без папы не обойтись. Тут папа — всему
голова! Потому что помимо своего дидактически-смыслового наполнения
вертепный театр состоит из весьма тяжёлой материальной конструкции,
воплощение которой в жизнь как ничто другое пристало главе семейства.
Сегодня в интернете можно найти схемы конструкций вертепа, рекомендации и
пояснения. Классика — это двухъярусный театр, однако вертеп может иметь
и один, и три яруса-этажа (с дополнительным измерением ада, куда
проваливается Ирод, а можно и без него обойтись — слишком много чести).

 
Побывав на фестивале, могу засвидетельствовать,  что многообразие
вертепных театров неистощимо, как сама жизнь. История одна, а вариаций —
множество.

 За кулисами

Несмотря на то, что само вертепное действо — вещь сезонная, подготовкой и
репетициями можно заниматься весь год. Кроме того, это Рождество – оно
вечно, а земное время-то течет. Дети растут. Вот в семье Екатерины и
Андрея Гусевых — семеро детей. Лет с пяти выступать начинают все.
«Владела нами только любовь ко Христу и своим детям» — сказала во
вступительном слове Екатерина Гусева. Теперь семейный вертеп выступает
регулярно, иногда даже несколько раз в день — в период Святок. В
православной гимназии, или на приходе — как органическая часть
праздника, в обычных школах — в рамках культурного ликбеза. Екатерина
даже ведет семейный клуб — муниципалитет района Москворечье — Сабурово
выделил помещение для занятий с детьми. А все началось, как принято
говорить, с частной инициативы.

 
Другой семейный вертеп показала  семья Жуковских, в которой пятеро
детей, и начинают они активно участвовать в постановке с 3-х лет. Ирина
Жуковская с мужем Александром работают в ДК «Северный», для тамошних
детей впервые и построили вертеп, нашли традиционный текст — и
пошло-поехало. Сейчас в их семейном вертепе выступают трое из пятерых
детей, причем, младший, Тимофей — самый младший и из всех участников
фестиваля.

Справедливости ради надо отметить, что причислить семейный вертеп
«Распев» (так называется коллектив Жуковских) к любительским — значит
слукавить. Коллектив вполне профессиональный. Руководитель коллектива
Александр Жуковский играет на народных инструментах, которые традиционно
сопровождали вертепный театр, все вместе — жена, муж  и дети поют, как
дай Бог каждому. И раскованность на сцене профессиональная чувствуется.

 
На такое исполнение начинающим вертепщикам сложно рассчитывать. Но тут
главное — не «как», а «что», простите за банальность. Лично я решила
попробовать на следующее Рождество поставить свой семейный вертеп —
может, косоватый, неуклюжий и смешной, но зато свой! Ну а подготовку
можно начинать хоть сейчас…

Надо только собраться с силами, и попробовать быть волхвом не только в Рождество!

 

Софья Стебловская

Свет миру

Александр Струнин

Действующие лица и исполнители:

Ведущий

Ведущая

Волхвы:

Балтазар

Мельхиор

Каспар

Пастухи:

Первый

Второй

Третий

Четвёртый

Пятый

Шестой

Шесть девушек–пастушек (танцгруппа)

ВСТУПЛЕНИЕ

На сцену выходят ведущие: он и она. Читают по очереди.

Сегодня, кликнув вдохновенье,

Проникнем через толщу лет,

Чтобы рассеять тьму сомненья

И обрести Высокий Свет.

Светить нам будет Свет Чудесный,

Звезда Волхвов, мой друг небесный,

Проложит путь средь темноты

И уведет от суеты…

Наш свет живой, сошедший в слово,

Несущий людям торжество,

Свет славы Рождества Христова,

Наш первый праздник – Рождество.

Знамение являет время,

Летящее во весь опор,

Сойтись по самой важной теме,

Вершить по главной теме сбор.

Прости–прощай, Страна Советов…

Но мы советуемся здесь,

А от совета – шаг до СВЕТА

Заветных праздничных небес!

У нас не храмовая служба,

Быть может… старой притчи новь,

Но пусть в сердцах зажжётся дружба,

Надежда, вера и любовь!

СЦЕНА 1. ВОЛХВЫ

На сцене появляются волхвы: Балтазар – юноша, Мельхиор – зрелый мужчина средних лет, бородат, Каспар – старик. Далее по тексту они обозначены литерами Б, М, К.

Ведущий: Притушен свет, пусть станет тише,

И где–то на границе слов,

Где звёзды поднимались выше,

Мы слышим… голоса волхвов!

К: Ногам затёкшим отдых нужен,

Устал я от горбов верблюжьих,

Как хорошо идти пешком

К тебе, нас ждущий Хлебный дом!

Б, (продолжая начавшийся ранее спор): Сын Божий Он!

М: Нет, человечий!

К: Ах, успокойтесь – царский сын!

Б: Он всех спасёт, больных излечит…

К: Но злато я несу один,

А вы хотите угожденья

За благовонья да кажденья,

Царю дешёвое нести…

Не стоило сюда ползти!

М: Тебе уже мы подчинялись

И лишь до Ирода добрались!

Б: Но благоверная его

Не приносила никого…

К: Царь дорожит своей короной

И не спешит с наследьем трона,

Хоть закипает в жилах страсть,

Сам не навластвовался всласть!

Земную власть не чтя пороком,

Гордится Ирод третьим сроком,

«Меня, мол, любит весь народ…»

Козёл ведёт бараний род!

Б: Но лишь явились мы, проворно

Созвал священников придворных

И задал книжникам вопрос:

«Где должен быть рождён Христос?»

М: И фарисеи замудрили:

Семь свитков с Торою открыли,

На царском расстелив полу

Талмуд, Загар и Каббалу…

К: Искали истину, как семя,

Превозмогая страх в сердцах,

Сошлись на том, что в Вифлееме

Родиться должен Мошиах.

Б: И царь, сощурившись немного,

Нас стал напутствовать в дорогу:

«Надеюсь, мол, найдётся Он,

Чтоб смог и я отдать поклон».

М: Царь льстил нам иудейски лживо,

Со сведеньями звал назад,

Суля и денег, и наград,

И мы ушли, представьте – живы!

Б: А мог бы нас распять, поганец!

Позвольте мне восточный танец!

(Танцует и поёт)

Парень юный, черноокий,

По происхожденью – царь,

Я родился на Востоке

По прозванью Балтазар!

И пока папаша правит,

А мне нет и двадцати,

Я им послан, не лукавя,

Богу дар преподнести.

Этот дар неждан-негадан

Бог получит от меня:

Свежий ладан, нежный ладан,

Дым чудесный – сын огня!

Поднялась на небосводе

Выше всех Его звезда,

Вслед за ней мы ныне бродим,

Посещая города.

Даже Ирод, злобный Ирод

Балтазара не убил,

Потому что, сделай вывод,

Я сегодня небу мил!

Занавес.

СЦЕНА 2. ДОМ ХЛЕБА

К: Верблюды шли, текли недели,

Так меркнет свет в конце тоннеля,

Когда дороге нет конца

И червь сомненья пьёт сердца…

М: Быть может, ты, Каспар, слукавил

И гороскоп не так составил?

(Обращается к небу)

Где ты, наш Светоч Рождества,

Над звёздами царей глава?!

Загораются звёзды.

К: Вон та? Всех ярче!

М: Спора нету…

К: В ней светом слились три планеты,

Одна чуть вправо отойдёт

И в путь зовёт, манит, ведёт…

Случается не каждый год

Сие небесное явленье,

Его астролог назовёт –

«Великое соединенье».

Б: Стоп – вниз указывает небо!

М: Да! Я от удивленья нем!

Б: А что за местность здесь?

К: Дом Хлеба! По-арамейски – Виф-Леем.

М: Астролог выкинул коленце!

Как мы отыщем тут младенца?

Что там звезда-то говорит?

(Издевательски к К) Конкретный адрес не горит?

Доходят до колодца, черпают воду, пьют.

Б: Чудны предместья Вифлеема!

М: Да, мы дошли, но небо немо,

Как на губах вода горчит!

Б: А Каспар-старец вновь ворчит:

К: Сын Божий… близко ли, далече?

Мне слышен только хор овечий…

Смеётся над людьми звезда…

Горит костёр, кругом стада…

Б: Пойдём скорей к костру поближе,

Там светлый огнь поленья лижет,

Согрев и души, и сердца

И пастуха, и мудреца…

СЦЕНА 3. КОСТЕР

М: Пастушки ходят в хороводе…

Костёр тела и души сводит,

Всё обсуждается на нём

В кругу согревшихся огнём…

Танец евреек-пастушек на мотив «Семь сорок» или «Хава нагила». Затем они убегают со сцены. Идёт неторопливая беседа пастухов:

Пастух 1(обращаясь к волхвам):

У нас тут перепись проводит

Среди порабощённых стран

Завоевавший мир тиран.

П2: Он – многобожия идеи

Внедряет в сердце Иудеи…

Реализуя подлый план,

Грозя другим кровавым пиром,

Взять власть над всем

Подлунным миром…

П3: Тот, кто из царского колена

Давида продолжает род,

Тот в Вифлеем всенепременно

Собраться должен в свой черёд…

П4: Так Хлебный дом стал многолюден,

Что путь для стад овечьих труден,

Ведь чуть не каждый иудей

Нашёл себя в роду царей!

П5: Представьте, и в хлеву овечьем

Расположились в этот час,

Хоть привечать царей нам нечем,

В яслях – гостиница у нас!

П6: Семья Иосифа с Марией

Другого места не нашла,

В овчарне мы её укрыли,

И тут Мария родила!

Б: О, небо! Это же надежда!

Каспар, не спи, отверзи вежды!

Скорей ведите нас туда!

Смотрите, как горит Звезда!

СЦЕНА 4. ЯСЛИ

Ведущий: – Открыли пастухам овечьим

Волхвы, что судьбам человечьим

На небе письмена горят,

Планеты выстроились в ряд,

Их привели сюда, в Дом Хлеба…

П1: Выходит, вы посланцы неба?

Б: Нет, мы не ангелы, волхвы,

Вы – вестники от Бога, вы!

Ведущий: Кто ищет рифмы на «Мессию»

И ждёт пришествия Христа,

Тот, верю, – выберет Россию,

Ведь эта рифма – неспроста!

ФИНАЛ

Действующие лица берутся за руки и выходят на авансцену:

Б: Восток зарёю засветился,

Восторг в сердца людей вселился,

Все взявшись за руки пошли

К Царю Небес и Всей Земли.

М: Так миру явлен был Мессия

И на колени перед ним,

Поняв, что в Заповедях сила,

Великий опустится Рим.

К: Так меч был побеждён культурой,

И потеряла силу власть,

И светлый день над ночью хмурой

Взошёл, сменив Любовью страсть!

Б: Войны, вражды и смерти пасть

Отныне потеряла жало,

Любовь над миром воссияла,

Все мы – Любви Святая часть!

Ведущий: Как Божество для жизни вечной

Снисходит в славе человечьей,

Так к нам средь ярмарочных слов

Приходит свет Звезды Волхвов!

Б: Талант, молитва, вдохновенье,

В них – вечность скрыта во мгновенье,

Равны учитель и поэт,

Несущие небесный свет!

М: Свет Рождества зимой и летом

Горит в России новым светом,

Мир может лишь Любовь спасти,

Нам Свет Любви в сердцах нести!

Все вместе: Нам Свет Любви в сердцах нести!

Нам Свет Любви в сердцах нести!

Общая песня: «Мы желаем счастья вам…»

ПРИМЕЧАНИЯ

Если спектакль идёт в предновогодние дни, Ведущий и Ведущая могут быть стилизованы под Деда Мороза и Снегурочку.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

ПРИЛОЖЕНИЯ

АРХЕТИПИЧНОЕ число волхвов – ТРОЕ – родило фантазию их деления по возрастам, расам и т. д.).

Деление ПО ВОЗРАСТАМ ТРАДИЦИОННО в католической традиции:

Балтазар – юноша,

Мельхиор – зрелый мужчина,

Каспар – старик.

В ранних рукописях Балтазара зовут Вифисарей.

ИМЕНА: Кроме традиционных апокрифических есть греческие варианты:

Аппеликон, Америн, Дамаскон.

Есть еврейские варианты:

Магалат, Галгалат и Сераким.

К трём архетипичным порой приблуждается 4-й волхв – Артабан (кстати, брат персидского царя Дария!)

В Книге Чисел имеет место «звёздное пророчество» Валаама:

«Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис.24:17).

Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары царю Израиля:

…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему… (Пс. 70:6–7)

Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царице Савской.

Принесённые волхвами дары имеют следующее символическое значение:

Золото— это царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;

Ладан— это дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);

Смирна— это дар тому, кто должен умереть, так как смирну употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей жертве искупления Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчающихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Есть мнение, что традиция дарить подарки на Рождество была заложена волхвами.

Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева (Ис 60:6–14).

Вероятней всего, эпизод о визите волхвов в Иерусалим до Вифлеема мог возникнуть благодаря этому пророчеству.

МОЩИ ВОЛХВОВ найдены, по преданию, царицей Еленой. Сейчас хранятся в Кёльне.

«Рождество». Сценарий детского праздника для воскресной школы

священник Дмитрий Березин

Действующие лица.

Батюшка

Хозяйка

1-й ребёнок

2-й ребёнок

Колядовщики:

1-й колядовщик

2-й колядовщик

3-й колядовщик

Ряженые:

Дед

Коза

Медведь

Баба-Яга

Сцена представляет собой комнату в деревенском доме.

Явление 1
 

Батюшка, Хозяйка, дети.

Звучит музыка «Ночь тиха над Палестиной» и «Торжествуя, веселитесь!»

Батюшка, хозяйка, дети готовят комнату и стол к празднику.

Хозяйка.

День сегодня не простой,

День сегодня святой!

Пришло к нам Рождество Христово!

Две тысячи лет все празднуют праздник один:

На Земле родился Христос-Божий Сын.

Его привечайте, святое встречайте –

Пришло Рождество – начинаем торжество!

Дети.

Года нового начало

На колядки нас собрало.

1-й ребёнок.

За окном зима кругом,

А сердца всех православных наполняются теплом!

2-й ребёнок.

Полный благости, полный радости праздничный день Рождества!

Вот Христос родился, верующим всем – день торжества!

Хозяйка.

Всех зовем на наши святки!

Ждут вас игры и загадки,

Ждут всех песни, пляски, смех,

Шуток хватит здесь на всех!

1-й ребёнок.

Батюшка, а что такое святки?

Батюшка.

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

(Звучит музыка «Русская плясовая» П.И. Чайковского. Звук убывает. Стук в дверь).

Колядовщики (за сценой).

Пришла Коляда, отворяй ворота!

Явление 2
 

Те же и колядовщики.

Хозяйка.

Вот и гости пожаловали!

Пора стол накрывать!

(Хлопочет у столов, достает на столы угощение. Входят Колядовщики с трещетками и муз. народными инструментами).

1-й колядовщик.

Пришла коляда, да коляда!

2-й колядовщик.

Накануне Рождества, да коляда!

Мы ходили, искали да Коляду!

3-й колядовщик.

По всем дворам, да коляда,

По проулочкам, да коляда!

1-й колядовщик.

По заулочкам мы нашли коляду!

Да у вашего двора коляда!

2-й колядовщик: 

На семи столбах, да коляда!

На восьми верстах, да коляда!

3-й колядовщик.

Есть кто здесь?!

Батюшка.

Милости просим, гости дорогие!

Колядовщики (вместе).

Щедрый вечер, славный вечер!

1-й колядовщик.

Добрым людям на весь вечер!

(Колядовщики кланяются, исполняют песнь «Новая радость настала» или «Авсень»).

2-й колядовщик.

А теперь посадите нас за стол,

Принесите пряник сладкий

За веселые колядки!

Хозяйка.

Ах вы хитрые ребятки, голые пятки!

Будет вам угощение. Только сначала моё задание выполните.

(Проводится игра «Пословицы». Колядовщики вместе со зрителями по очереди продолжают пословицы).

Колядовщики (вместе).

А теперь мы загадаем вам загадки!

(Колядовщики загадывают загадки на темы: «зима», «Рождество»).

Хозяйка.

Молодцы! На столе у нас чаек, прянички, ватрушки

Ну-ка спойте нам, ребята, веселые частушки!

(Исполняются частушки).

Хозяйка.

Вот вам угощенье: конфеты, да печенье!

1-й колядовщик.

Сколько на кусточке веточек,

Столько вам и деточек!

2-й колядовщик.

Сеем, веем,  посеваем

С Рождеством всех поздравляем!

3-й колядовщик.

Какая же ёлочка у вас красавица!

Приглашают всех в хоровод под музыку «В лесу родилась ёлочка».

Явление 3.
 

Те же и ряженые.

Стук в дверь. Появляется дед с козой и медведем. Коза упирается, медведь переваливается.

Дед.

Вот наша девка-козуля, рождественская бодуля,

А с ней дружок, как мешок!

Медведь усаживается под ёлку.

Коза.

Бе-е! Я красавица рисованная

Бе-е! Сажей, углем размалеванная,

Пришла хозяйку чествовать, а деток пестовать!

Хозяйка.

Козонька-коза, где до Рождества была?

Коза.

Свиней пасла!

Хозяйка.

Козонька-коза, а где свиньи?

Коза.

Ребятки угнали!

Хозяйка.

Козонька-коза, а где ребятки?

Коза.

В деревне!

Хозяйка.

Козонька-коза, а кто в деревне?

Коза.

Коляда намедни!

Дед (ведет козу вокруг ёлки, приговаривает).

Где коза ходит, там жито родит;

Где коза хвостом, там жито кустом;

Где коза ногою, там жито копною;

Где коза рогом, там жито стогом.

Коза (начинает шалить: брыкаться и бодаться).

Как дам рогом,

Будешь за порогом!

(Падает, притворяется, будто сломала ногу).

Дед.

Ой, очумела рогатенькая!

Хозяйка! Чтоб коза встала, ей надо кусок сала!

Решето овса, а наверх – колбаса!

Хозяйка (ряженым, одаривая).

Вот вам пряники, да леденцы! (Все благодарят громко).

А козе – орешки! (Коза вскакивает и кланяется хозяйке).

Нет, козонька!

Сначала спой потешки!

Коза (обращается к медведю).

А ну, топтыгин, шаркнем ножкой,

Повеселим гостей немножко!

Медведь.

Давай, коза, покажем, как лихо мы попляшем!

Веселей, коза, пляши твои ножки хороши!

Коза.

И твои кривые, тоже неплохие!

(Звучит русская народная песня «Как на дубчике голубчики сидят», колядовщики подыгрывают на музыкальных инструментах. Слушатели аплодируют).

Хозяйка.

А где же наша молодушка? Бабушка-Ягушка?

Баба Яга.

Тут я, тут я… Ага-а! Баба-Яга!

Будем играть – метлу гонять!

(Игра с метлой).

Баба Яга.

Молодцы, поиграли от души!

А теперь все в хоровод

Выходи, честной народ!

Журнал для пап БАТЯ. Воспитание детей © 2013

http://rusbatya.ru/stati/prekrasnoe-i/sczenarii-prazdnikov-sc/item/1693-rozhdestvo-sczenarij-detskogo-prazdnika-dlya-voskresnoj-shkoly/

(Звучит песня «Замыкая круг». Новогодний хоровод. Хозяйка и батюшка выносят угощение).

Батюшка, хозяйка.

Всех с Рождеством вас поздравляем!

Пусть счастье будет вам горой!

И урожая воз большой!

Батюшка.

В этот день все души очищая

На новый год мы пожелать хотим:

Прощать людей, как свыше завещают,

И, дай нам Бог, любовь нести другим!

(Звучат колокольные звоны).

Конец.