Беседы о Вере

Архиепископ Нафанаил (Львов)

Слово

Слово дал Ты мне

И словом я славлю Тебя.

Обо всех творениях Своих заботится Господь. Он говорит: » Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною» (Пс. 49:10). Каждому творению Своему дает Господь необходимое ему свойство: силу — льву и медведю, быстроту — оленю и коню, огромность — слону. Но человека, сотворенного по образу и подобию Божиему, наделил Господь высочайшим даром — словом в многоразличных смыслах его, принятых на Себя Сыном Божиим.

«И Слово было Бог,» — говорит апостол Иоанн, и выше этого невозможно никого и ничего превознести.

Потому с самого начала своего бытия человек призван к служению Богу преимущественно словом. Когда мы молимся, то обращаем свои слова к Господу: «Слово Он дал нам, и словом мы славим Его». Когда же мы слышим слова Священного Писания или читаем его, мы получаем ответ от Бога. Недаром люди, по преимуществу возвещавшие слова Божии, назывались пророками, по-еврейски — «небиим,» т.е. «говорящие,» или по-гречески — «профитис,» т.е. «провозвещающие».

В течение тысячелетия слово Божие, заключенное в Священном Писании, было доступно лишь еврейскому народу, потомству праведного Авраама, ибо существовало только на языке потомства Авраамова, мало известном прочим ветвям человечества. Но при приближении сроков, когда Божие слово должно было быть услышано среди народов всей земли, Промысл Божий подготовляет перевод Божиих словес на греческий язык, который к тому времени был известен всему тогдашнему миру, которому должна была быть проповедана полнота истины — христианство.

Через два столетия после этого совершилось величайшее событие: Божественное Слово сошло на землю, и человечество услышало самого Бога Слова уже не через писания, но непосредственно, уста к устам, через святых апостолов, и среди этих слов услышало и молитву о себе Сына Божия: «Не о всем мире молюсь, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои… не о них же только молюсь, но и о верующих в Меня по слову их».

Возникает новое Божественное Писание — Новый Завет, который начинает распространяться по миру вместе с Ветхим Заветом и также переводиться на многие языки. Ныне люди славословят Бога на всех языках мира.

На этом пути всеобщего распространения, всеобщего понимания слов Господних, встает неожиданное препятствие: неразумные ревнители «священных языков,» почтенных надписью на Кресте Христовом, целым областям и народам запрещали знакомство со Священным Писанием на понятном народу языке. Но Церковь преодолела и это препятствие.

Наш народ, с начала своего бытия ставший чадом Православной Церкви, сразу же получил и Святое Писание, и Святое Богослужение на понятном нашим предкам языке. И не случайно, не без веления Промысла Божия первыми словами, переведенными на славянский язык, были слова евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».

Итак, наш народ получил всё для беспрепятственного общения с Богом: и возможность молиться, призывая Его имя, и получать заповеди и наставления Его в Священном Писании, и наслаждаться неизреченной Божественной красотой нашего Православного богослужения — лучшим и совершеннейшим выполнением той службы Богу словом, о которой мы говорили в начале статьи.

Увы, за последние столетия и в нашем православном народе, и во всем христианском мире упали преданность Богу и жажда служения Ему, и наш народ во время богоборческой власти лишился и Священного Писания, и Богослужения. Подобно древним примитивным племенам, ему осталось только вопиять к Богу, не имея у себя слова Божия, отвечающего ему. Этими своими нравственными страданиями, если только при этом остается он верным Господу, приобретает он мученические венцы.

Но мы, живущие в свободе и благоденствии, если не будем пользоваться нашим величайшим преимуществом — обладанием во всей полноте возможностью изучать Священное Писание, посещать и молитвенно участвовать в богослужении, — подвергнемся осуждению.