С 23 по 25 января  2012 г. в Москве проходили юбилейные XX Международные Рождественские образовательные чтения «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства».

Открылись они пленарным заседанием, которое состоялось в Гостином дворе. Самым важным здесь стало выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который затронул многие аспекты нашей современной жизни – ее проблемы и задачи, которые стоят перед пастырями Христовыми и педагогами. Он говорил, в частности, о том, что в нашей стране нет предпосылок для введения ювенальной юстиции, что познавательная функция образования непременно должна органично сочетаться с воспитательной, что общество, утратившее нравственные критерии, не может быть застрахованным от социальных потрясений. Ниже мы приводим доклад Святейшего полностью.


Открытие XX Рождественских чтений

«Рождественские чтения — это важный церковно-общественный форум, в ходе которого мы ежегодно подводим итоги в сфере развития православного образования. Это масштабное собрание, с участием всех епархий, позволяет увидеть, как мы исполняем завет Христов идти по всему миру и проповедовать Евангелие (см. Мк. 16:15), донося знание о Слове Божием каждому, кто в нем нуждается.

Прежде чем перейти к конкретным частным вопросам религиозного просвещения, актуальным вопросам, которые высвечивает переживаемое нами время, я хотел бы кратко сформулировать сущностные проблемы всей системы образования, с которыми сегодня сталкиваются не только Россия, не только страны исторической Руси, но и большинство государств мира.

На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви, ибо в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности. Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематичного глубинного изучения науки и культуры. Воспитательная же компонента в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенной с целью экономии времени для новых дисциплин. Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос. Подобно тому, как г-жа Простакова из бессмертной комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить географию, если извозчики и так знают, куда везти, современные юноши и девушки часто не считают нужным по-настоящему запоминать что-либо и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается простым нажатием кнопки «Enter». Такой подход к знаниям и информации надмевает человека и ставит в опасное положение — и с точки зрения нравственной, и с точки зрения бытовой безопасности. Ведь Интернет не всегда под рукой, и даже эффективное формулирование запроса в поисковой строке требует определенных фоновых знаний и сообразительности.

В этих условиях постоянно обновляющейся новостной повестки дня в особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням. «Зачем знать, что было три-четыре века назад, если в эти дремучие времена не было айпедов и не было придумано ни одной дельной игрушки?» — так или приблизительно так может думать современный подросток. История, культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом давнопрошедшего времени. А между тем именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают человека к ценностям его народа и региона, классическая литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Наконец, религиозное образование и святоотеческое наследие приводят человека к постижению Божественного замысла о нем, учат его нравственному самостоянию и жизни в согласии с Евангельскими заветами.

Как сказано в недавно утвержденном Священным Синодом документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», «церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью».

Все вышесказанное простительно не понимать юношеству, но нам с вами будет непростительно забыть слова святителя Филарета Московского о том, что «просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера».

Рецептивный принцип образования был осмыслен еще в древнем мире, а список наук, формирующих юношу интеллектуально и духовно для его дальнейшего служения обществу и государству, получил название humanitas. От этого понятия и возник комплекс тех наук, которые в новое время были названы гуманитарными. Еще первый в истории профессор, известный римский оратор Марк Фабий Квинтилиан, подытоживая все знания античной эпохи о воспитании талантливого оратора, достойного публичного деятеля, писал, что неправильное воспитание и обучение, невнимание к гармоничному развитию человека приводит к падению нравов в обществе и кризису государства.

Поэтому неслучайно, что тема наших нынешних Чтений звучит как «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства».

Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса — не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с практикой. Вторая составляющая нашей миссии — воспитательная. Мы должны вместе формировать духовно сильное и нравственно здоровое юношество, которое будет созидать завтрашний день нашей страны, а сегодня не допустит распада государства, помрачения общественного сознания в молодежной среде.

Завершая свою вводную часть, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что ответственность и учителя, и священника, и чиновника определяется уровнем профессиональной и нравственной подготовки как наших учеников, студентов, курсантов, кадетов, так и всех других, к кому эти категории лиц обращают свое слово. Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, в том числе в нравственной сфере, основанные на Божественных заветах и опыте культуры.


Открытие XX Рождественских чтений


Теперь перехожу к обзору изменений, произошедших в сфере церковного образования и катехизации за прошедший год.

Сегодня во всех странах исторической Руси существует большой запрос на культуру и духовное наследие Православия — традиционной для большинства жителей этих государств религии. Наши соотечественники хотят пребывать в православной культуре и получать знания о ней, и мы должны сделать все, чтобы полноценно отвечать на этот запрос. Мы призваны давать знания о Православии и тем, кто давно живет в Церкви, и тем, кто только учит наизусть «Символ веры».

Эта потребность общества в православной вере и культуре создает поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов. Ведь знакомство человека с ценностями Евангелия преображает его личность, меняет образ мыслей и поведение — как в его личной, так и в общественной жизни. Православное просвещение — это еще и способ нравственного оздоровления общества, путь к достижению его устойчивости и к выработке иммунитета против многих социальных недугов. Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не сформируется то самое нравственное поколение людей, которое будет способно, руководствуясь не своим инстинктом, а своими убеждениями, отличать добро от зла и правду от лжи.

Вот почему вопрос воспитания, если мыслить стратегически, смотреть в будущее, в том числе в будущее наших стран, — это не вопрос 29-й в государственной повестке дня и не самый последний вопрос в программе политических партий, как это иногда бывает. Это самый главный, фундаментальный вопрос. Без этого ничего не получится, без этого мы все будем легко управляемы. А в условиях развития массовых коммуникаций, Интернета эта управляемость обеспечивается технически очень легко.

Отрадно отметить, что за последние десятилетия Церкви удалось достичь взаимопонимания с государством по ряду вопросов в области православного образования. Наш диалог продолжается, и выражаю надежду, что мы сможем прийти к согласию по всему спектру тем, касающихся образовательной сферы.

Сегодня интересы Церкви представлены в законотворческом процессе, связанном с образованием. Юридическая служба Московской Патриархии и профильные синодальные структуры участвуют в этом процессе. Ими были сформулированы предложения в действующее законодательство и в проект Федерального закона «Об образовании», который должен в том числе содействовать развитию такой социально значимой практики, как преподавание Основ православной культуры; однако существует еще ряд проблем, требующих своего разрешения.

Проект закона уже предполагает возможность реализации в духовных школах программ профессионального образования по госстандартам с последующим получением выпускниками дипломов государственного образца.

Кроме того, необходимо закрепить участие Церкви в подготовке учителей и в экспертизе учебников и пособий в этой области. Только законодательные гарантии конфессиональной экспертизы, участия Церкви в подготовке учителей могут быть защитой от искажений при преподавании любой религиозной культуры в школе. С такими искажениями мы уже столкнулись в ходе эксперимента по преподаванию ОПК в рамках курса Основ религиозной культуры и светской этики. Данный опыт необходимо учесть в будущем и сделать соответствующие выводы, чтобы подобная ситуация не повторилась еще раз.

Также насущно необходимо создание правовой базы, которая бы гарантировала бюджетное финансирование православных общеобразовательных организаций. В этом направлении проделана определенная работа, сформулированы соответствующие поправки, как к федеральному, так и к региональному (в частности, к столичному) законодательству, которые в данный момент рассматриваются профильными государственными структурами. Надеемся, вопрос будет решен положительно.

Отдельный вопрос — статус кадетских казачьих корпусов. Необходимо законодательно закрепить взаимодействие кадетских корпусов с православными религиозными организациями, что важно для духовно-нравственного и патриотического воспитания кадетов. Воспитанники должны иметь возможность совместно молиться в течение дня, участвовать в богослужениях. Такой уклад уже давно внедрен в большинстве казачьих кадетских корпусов, но иногда встречает протесты со стороны надзорных органов — по причине якобы несоответствия данной деятельности светскому характеру образования в государственных школах. Представляется, что в данном случае не нарушается принцип светского характера образования в школе. Ведь дети других религиозных традиций могут выбрать иные (не казачьи) кадетские корпуса. Точно так же и сами кадетские корпуса, как и другие муниципальные школы, не обязаны принимать всех детей ближайшего микрорайона.

Вызывают тревогу все чаще звучащие предложения о внедрении института так называемой ювенальной юстиции. На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области. Имеющаяся система норм права предусматривает повышенную защиту прав детей и подростков и дополнительные гарантии при осуществлении правосудия с их участием. Другое дело, что нужно добиваться реальной и эффективной работы имеющихся норм, в том числе института уполномоченного по правам детей, с тем чтобы этот институт стал реальным органом, способным положительно влиять на изменение ситуации к лучшему. Несмотря на очень высокую активность тех, кто возглавляет этот орган, у него недостаточно полномочий для того, чтобы в полной мере осуществлять повестку дня. В любом случае за родителями должен быть сохранен исключительный статус законных представителей своих детей. Нужно защищать право ребенка жить и воспитываться в семье равно как его безопасность.

Кроме того, крайне важно закрепить в национальном законодательстве приоритетное право родителей воспитывать и давать образование своим детям в соответствии с собственными религиозными и мировоззренческими убеждениями, что находится в полном соответствии со всеми международно принятыми актами в сфере образования, в том числе европейскими. Необходимо также предусмотреть соответствующие гарантии осуществления этого права. Школа должна учитывать пожелание родителей воспитывать детей в своей религиозной традиции и с уважением относиться к свободе их выбора, и уж никак не направлять волеизъявление в ту сторону, которая желательна для директора школы или для отдельных педагогов.

С 2009 года идет эксперимент по преподаванию в школах православной культуры по выбору — в обязательной части учебного плана. С этого года к процессу введения ОПК в основной части школьной программы, хотя вначале и в очень небольшом объеме, подключаются все регионы России. На этом этапе в Министерстве образования при участии представителей религиозных организаций будут проработаны планы расширенного преподавания религиозных культур по выбору не только в 4-5 классах, как было до этого, но и в других классах, о чем очень ясно было заявлено участниками XIX Рождественских чтений год тому назад.

В начале эксперимента было предложено преподавать ОПК только в 4-5 классах по одной четверти или по одному полугодию. Сейчас уже накоплен достаточный опыт, преодолены многие искусственные страхи по поводу «разделения детей по вере». В обществе сложилось благоприятное отношение к участию Церкви и других религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании школьников.

Согласно рекомендации Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, на местах, при введении преподавания Основ религиозных культур и светской этики, должен использоваться накопленный опыт духовно-нравственного воспитания молодежи с учетом региональных этнокультурных и конфессиональных особенностей. Важно сохранить, — и я уже говорил ранее, — тот объем преподавания ОПК, который уже имеется.

Отдельная тема — ситуация в поликультурных регионах Поволжья, Северного Кавказа, Сибири. Здесь нужна сугубая мудрость при выстраивании взаимодействия епархий и светских образовательных структур на уровне региона и отдельных городов.

За прошедший год было много сделано для укрепления епархиальных отделов религиозного образования. Хочу выразить благодарность тем архипастырям, которые сделали эти отделы более работоспособными, материально обеспеченными, а также поблагодарить коллективы этих отделов за их труды. Хотел бы призвать епархиальных архиереев и впредь относиться к этому вопросу с максимальной ответственностью, памятуя о последствиях наших успехов или неуспехов в этой важнейшей области.

Также обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда при преподавании курса ОПК изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного подхода к религии. В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья. Нам придется терпеливо преодолевать эти трудности.

Вместе с тем, видится необходимым найти механизмы правовой защиты православных образовательных организаций, определить их статус и значимость для Церкви на уровне Архиерейского Собора и Священного Синода. Мы должны помнить, что православные школы и гимназии создавались силами энтузиастов, которых не пугали ни чиновничьи препоны, ни финансовые сложности, ни организационные проблемы. Эти школы выживали в невероятно трудных условиях, и сегодня мы обязаны им помогать.


Открытие XX Рождественских чтенийОткрытие XX Рождественских чтений


Еще один вопрос — социальный престиж православных образовательных учреждений. Надо сделать все, чтобы развеять мифы о маргинальности наших школ, и нужно чаще говорить о большинстве наших гимназий, которые очень часто являются лучшими школами в регионе, с самым высоким процентом зачисления выпускников в высшие учебные заведения, включая престижные московские вузы. Необходимо отбирать наиболее компетентные педагогические кадры, уметь сохранять лучшие образовательные традиции и использовать новые методические разработки. Надо создать условия для постоянного профессионального роста учителей, применять обязательную аттестацию по вероучительным предметам. Там, где мы не дотягиваем, мы должны в самое ближайшее время изменить ситуацию к лучшему. Православные гимназии не могут быть середнячками — они могут быть только продвинутыми школами. Только тогда они будут привлекательными, и только тогда наш опыт в сфере общего среднего образования будет убедительным для других. Предлагаю Отделу религиозного образования и катехизации разработать свои предложения по данной теме, а епархиальным архиереям обратить особое внимание на повышение уровня православных общеобразовательных школ. И прошу проявлять большую заботу об их состоянии.

Обращаю особое внимание присутствующих на важность работы с родителями. Сегодня в Церкви уже создано множество форм работы с семьей на всех ступенях обучения, начиная с дошкольного возраста. Это и беседы с родителями на духовно-нравственные темы, касающиеся воспитания, и семейные праздники, и различные конкурсы и соревнования. Особенно же важно совместное участие в богослужении.

Необходимо развивать такие эффективные формы работы с семьей, как семейные форумы, семейные летние лагеря и совместные паломничества, семейные трудовые отряды по восстановлению церковных святынь и памятников культурного наследия. Вовлечение всей семьи в осуществление того или иного проекта усиливает внутреннюю солидарность членов семьи, воспитывает детей, устанавливает более доверительные отношения между старшими и младшими.

Важно задействовать в рамках подобных программ и старшее поколение, которое также нуждается во внимании детей и внуков. Юношеству необходимо прививать почтительное отношение к старости, ибо, как сказал поэт, «неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин). Семьи можно вовлекать в волонтерские сообщества по оказанию благотворительной помощи детям-отказникам, интернатам для детей инвалидов и сирот, а также интернатам для престарелых, одиноким старикам.

Таким образом, мы приобщаем семьи к социальному служению, укрепляя их нравственно и духовно через конкретные совместные добрые дела. Такое служение поможет им осознать себя христианскими общинами, свидетельствующими миру о Спасителе делами любви и милосердия.

Одним из важнейших направлений просветительской деятельности нашей Церкви является катехизация — приобщение людей к истинам православной веры, чтобы она не была лишь внешним атрибутом их жизни, набором представлений о нравственных нормах, но была внутренним стержнем, ориентиром, задающим ценностные координаты бытия — в семейном, социальном, культурном и экономическом планах. Только в таком случае человек становится подлинным гражданином страны, служащим ее благу. Поэтому катехизацию нельзя рассматривать как лишь узкоцерковную задачу — она превращается в объект интереса всего общества.

В условиях кризиса института семьи, разрушения традиционных семейных ценностей особое внимание надо уделять семейной катехизации. Надо развивать опыт молодежных центров, где, в том числе, проводилась бы духовная подготовка юношества, желающего в перспективе вступить в брак.

Важно создавать в приходе условия, позволяющие всей семье органично участвовать в его жизни и духовно развиваться, преодолевать возникающие трудности семейной жизни. Один из путей к этому — создание воскресных школ семейного типа, где дети и родители вместе занимаются, вместе участвуют в паломнических поездках и других мероприятиях. Привлечение к работе с семьей профессиональных православных психологов позволяет помочь разобраться в трудных семейных ситуациях.

На последнем заседании Священного Синода был принят документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», определяющий структуру и содержание духовно-просветительской деятельности Церкви на ближайшую перспективу. Именно этот документ, которой был предопределен решением Архиерейского Собора 2011 года, сегодня полагается в основу всей нашей деятельности в сфере образования и катехизации. Напомню, что по решению Архиерейского Собора, в крупных городских приходах и благочиниях вводятся оплачиваемые должности катехизаторов. Кроме того, разрабатываются документы, регламентирующие подготовку и аттестацию таких сотрудников, а также рекомендации к их деятельности. В связи с этим призываю епархиальных Преосвященных, председателей профильных епархиальных структур со всем вниманием и ответственностью отнестись к воплощению в жизнь решений Священноначалия.

В заключение хотел бы сказать, что от того, как все мы будем сегодня служить высокой миссии православного просвещения, выстраивать соработничество в этом направлении между церковными, государственными, общественными институтами, зависит нравственный климат в странах, в которых мы живем, и благополучие в обществе в целом. Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь — важнейшая цель наших совместных молитв и трудов. Будем и впредь делать все возможное, чтобы вечные евангельские идеалы оказывали определяющее влияние на формирование образа жизни наших современников, становились приоритетными в выборе мотивации их повседневных поступков.

Сам Господь да споспешествует всем нам поступать достойно звания, в которое мы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (см. Еф. 4:2-4)».

В рамках Рождественских чтений 24 января состоялся семинар «Церковь во время политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период».Чаще всего цитируют протоиерея Всеволода Чаплина, который, выступая здесь, заявил: «За последние несколько лет понимание того, что такое Церковь в ее общении с государством и светским обществом решительно изменилось. Главная причина изменений — это то, что Святейший Патриарх Кирилл снял барьеры, которые раньше препятствовали духовенству и мирянам высказываться на разные темы».

По словам отца Всеволода, те средства массовой информации и иные внешние силы, которые пытаются заставить Церковь занять ту или иную сторону в политической борьбе, никогда не смогут добиться своего. «Церковь открыта для всех, но не готова встать на сторону одних против других в гражданском противостоянии. Она за то, чтобы все люди могли высказаться, участвовали в политическом процессе, влияли на государственные решения, но в то же время она никогда не будет вместе с теми, кто пытается разрушить гражданский мир или государственность как таковую», — подчеркнул глава Отдела взаимоотношений Церкви и общества.

Отец Всеволод указал на характерную для многих журналистов тенденцию отождествлять Церковь и духовенство. «Нам нужно постепенно, но очень настойчиво объяснять средствам массовой информации, особенно в такие моменты, как политические кризисы и периоды предвыборной борьбы, что Церковь — это не только люди в рясах, но и миряне, которые высказываются по-разному. Так и духовенство может иметь разные политические позиции — это тоже часть Церкви», — добавил священник.

«При этом у нас есть учение Церкви по общественно значимым вопросам, и как сообщество людей, составляемое, в том числе, десятками миллионов православных мирян, Церковь будет присутствовать и в политике, и в экономике, и в государственном управлении — при том, что миряне будут, очевидно, иметь какие-то разнонаправленные позиции, — убежден протоиерей Всеволод Чаплин. — Все это, при условии отсутствия между нами разделений и вражды, будет составлять сложную, разноцветную, но достаточно крепкую ткань православного гражданского действия, которое, как я верю, будет в XXI веке в России гораздо более значимым и серьезным чем сейчас», — подытожил протоиерей Всеволод Чаплин.

В тот же день в Синодальном информационном отделе прошел круглый стол «Социальные инициативы Церкви в зеркале СМИ».  Мероприятие возглавили председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон и председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. В круглом столе приняли участие эксперты в сфере благотворительности, журналисты, представители епархий.


Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон и Владимир Легойда


«Отражение в СМИ социального служения Церкви может быть прекрасным примером проповеди христианства для людей, далеких от Церкви, — заявил в ходе собрания епископ Пантелеимон. — Мы должны понимать, что образ человека, творящего милостыню, — это образ Христа».

По его словам, СМИ часто обвиняют церковных людей в отсутствии дискуссий. «Сфера социального служения — это та тема, где можно спорить. Есть разные мнения, как заниматься бездомными, как бороться с алкоголизмом, как реабилитировать детей-инвалидов, как воспитывать детей-сирот. Это тема очень важная и очень интересная», — считает владыка.

Архипастырь отметил важность СМИ как в деле привлечения новых добровольцев, так и при выстраивании системной помощи нуждающимся благодаря сбору финансовых средств на социальные проекты. Он сослался на европейский опыт организации благотворительных кампаний и высказал несколько идей о том, как СМИ могут помочь вывести благотворительность в России на более высокий уровень. «В Австрии есть такое начинание под названием «Свет во тьме». Незадолго до Рождества они начинают собирать деньги на какой-либо социальный проект, например на детский дом, и собирают огромные средства. Все СМИ об этом пишут, самые важные моменты показывают по телевидению. Наши телеканалы пока не готовы к этому», — рассказал владыка Пантелеимон и напомнил о действующей в Москве программе «Общество «Друзей милосердия»», в рамках которой любой желающий ежемесячно жертвует как минимум один процент своих доходов на поддержку 17-ти социальных проектов службы «Милосердие». Благодаря таким пожертвованиям каждый месяц службе «Милосердие» удается собрать более двух миллионов рублей; число участников программы уже достигло двух тысяч человек. Реализация данного проекта стала возможной во многом благодаря работе со СМИ, подчеркнул глава Синодального отдела по благотворительности.

«Мне кажется, что этот проект можно развить гораздо шире, если все церковные СМИ вместе будут об этом писать. Если единовременно организовать такую акцию, то это будет примерно соответствовать выступлению на Первом канале», — добавил он. «У нас 90 детских домов, приюты для бездомных, службы адаптации для алкоголиков и наркоманов. Если бы развернуть шире эту программу, мы бы вместе могли помочь людям узнать об этом и присоединиться к движению», — заключил владыка Пантелеимон.

По мнению председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды, в деле развития церковной благотворительности необходимо использовать, в том числе, и социальные сети, которые в последнее время приобретают все большую значимость.

Привлечение СМИ (в том числе социальных сетей) к освещению темы благотворительности — сложная задача, которая с трудом реализуется в настоящее время, отметил главный редактор журнала «Филантроп» М. Масальцев. Если на разовую помощь, особенно больным детям, финансовые средства удается собрать довольно быстро, то на системную работу с сиротами люди жертвуют уже гораздо меньше. Для решения этой задачи, по мнению М. Масальцева, необходимо найти интересную историю, иллюстрирующую данную проблему. При этом он подчеркнул, что в последние годы отношение светских организаций к Церкви заметно улучшилось и сегодня Церковь располагает большими, нежели светские институты, возможностями в деле популяризации идеи благотворительности через СМИ.

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон


Участники секции «Помощь бездомным» ХХ Международных Рождественских чтений, состоявшейся 24 января 2012 года в храме царевича Димитрия при Первой градской больнице, призвали общественность не оставаться равнодушными к проблемам людей, лишенных крова, и обменялись опытом в деле создания приютов.

В работе секции приняли участие руководители православных служб помощи бездомным из различных регионов России, организаторы христианских центров помощи в Берлине и Риме. Участники секции поделились опытом создания приютов при церковных приходах, рассказали о проектах, реализуемых в больших городах.

В России действуют семь церковных приютов. При этом Церковь пока не сумела организовать такой приют в Москве, несмотря на то, что число бездомных в столице превышает 10 тысяч человек, а государство может предоставить для ночлега только 1,5 тысячи коек.

Руководитель направления помощи бездомным Отдела по церковной благотворительности социальному служению, директор филиала благотворительного фонда «Помощник и покровитель» И.В. Кусков считает, что в условиях больших городов организовать приют сложнее из-за отсутствия свободных площадей. Поэтому, полагает он, здесь необходимо осуществлять проекты, направленные на спасение бездомных от смерти и сохранение их здоровья. По мнению И.В. Кускова, эффективно было бы размещать на улицах отапливаемые палатки или ангары в холодное время года, а также устанавливать мобильные душевые кабины. Синодальный отдел по благотворительности ведет работу по осуществлению ряда подобных проектов.

В рамках секции руководители нескольких церковных приютов поделились опытом ресоциализации бездомных.

Руководитель православного духовно-просветительского центра в городе Каменск-Уральский иерей Алексий Новожилов рассказал об организации приюта для бездомных, организованном в здании Каменского завода. По его словам, в приюте проживают 50-60 человек, половина из них — трудоспособные люди. Благодаря получению грантов и работе бывших бездомных в приюте появились жилые комнаты, столовая, медицинский кабинет и душевые кабины. По мнению отца Алексея, главное для бездомных, желающих вернуться к нормальной жизни, ― это труд.

Протоиерей Роман Хабибуллин рассказал о церковном приюте при Крестовоздвиженском храме в Уфе. Бездомных удалось разместить в здании бывшей школы для глухонемых, где располагаются жилые комнаты, столовая, библиотека, спортзал, мастерские, театральная студия и медицинский кабинет. Настоятель называет свою деятельность не служением, а «жизнью с бездомными». Живущие в приюте люди оказываются полностью покруженными в церковную жизнь, некоторым из них удалось создать свои семьи.

Руководитель направления помощи бездомным Берлинской городской миссии Йорг Фридель рассказал о работе с бездомными в столице Германии. Миссия, созданная при Евангелической церкви, существует на церковный налог и пользуется финансовой поддержкой государства. Берлинская миссия реализует множество социальных проектов, один из них — помощь бездомным. Для них здесь организована ночлежка, где принимают всех, в том числе и огромное число мигрантов из стран Восточной Европы. Также есть дневные центры, в которых оказывается медицинская помощь, раздается одежда, ведется работа с социальными работниками.

Участники секции говорили о необходимости разрушения стереотипов, связанных с проблемой бездомности. В частности, отмечалось, что в современных условиях пропаганды презрительного отношения к бедным важно развивать культуру милосердия, учиться уважать каждого человека, в каких бы условиях он ни находился.

***

На Рождественских чтениях говорили о многом – об образовании, старообрядчестве, новомучениках, казачестве, медицине, возрождении России и другом. В общем, речь шла обо всем, что волнует современного думающего человека, живущего в нашей стране. И разговор единомышленников, который становится все более масштабным и превращается в конкретные дела, продолжится в будущем году.

По материалам Официального сайта Московского Патриархата, Диакония.ру, Синодального информационного отдела