Краснодарский край, Тихорецкий район

станица Фастовецкая  МОУ СОШ№3

Бугаева Елена Анатольевна  учитель истории и ОПК м.т.8(918)3261759

эл.адрес era2308@rambler.ru

«Роль духовно-нравственной культуры родителей

в воспитании ребёнка и подростка»

 

Семейное  воспитание определяет духовное развитие и жизненный путь ребенка. Рассматривая проблемы российской семьи, неизбежно придется обратиться к  изучению роли внутрисемейной духовно-нравственной культуры родителей  в личностном развитии ребёнка и подростка.

 

Нет сомнений, что сегодняшнее общество нуждается в оздоровлении. Возникла потребность заполнения духовного вакуума, образовавшегося в нем. И здесь на помощь нам приходит православие.

Работая в школе, мы видим, что кризис современной семьи – факт бесспорный. Количество детей, которых воспитывает один родитель, в классах от 40 до 90%. Но и в  «полных» семьях отношения между родителями и отношения родителей к детям далеки от совершенства. Родители лишены знаний, необходимых для устройства полноценной семьи. Ведь не секрет, что в школе осуществляется преподавание разнообразных предметов: математики, физики, химии, и др., но как построить свою семью, какие обязанности есть у супругов, современные родители имеют представление более чем смутное. Традиционно в России  передача опыта построения гармоничной семьи происходила  из поколения в поколение  через живой пример жизни в полноценной семье.

В современных условиях вопрос семейного воспитания становится  самым важным вопросом  выживания всего народа, и от того, как он будет решен, зависит будущее наших детей, и будущее  страны.

Многие родители искренне пытаются найти те ориентиры, которые помогут создать благополучную семью, но дефицит знаний в данной  области приводит к тому, что дети, воспитывающиеся в современных семьях, предоставлены в лучшем случае сами себе, в худшем они отданы на откуп  средствам массовой информации и всепоглащающей развлекательной индустрии.

На Западе уже давно бьют тревогу. Французский психолог А.Ложье пишет об этом следующее: «Наставления родителей и жалкие уроки морали входят в одно ухо и выходят в другое. Ребенок увлечен тем, что он видит в кино и на экране телевизора: убийства и насилие, победы гангстеров над блюстителями порядка, женщин легкого поведения и ночные клубы». Не лучше положение и у нас в стране.

Председатель информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда характеризует сложившееся положение так: «Мы живем в информационном обществе, в котором происходит манипуляция массовым сознанием. Кардинально перестраиваются отношения между людьми: виртуальное общение приводит к дефициту человеческого общения, тотальному одиночеству, которое может привести к постхристианскому, неочеловеческому обществу».

В связи с этим спасительным  в наше время является возвращение к традиционным  ценностям, которые существовали на протяжении столетий, и позволили состояться великому русскому народу, не один раз показавшему всему миру  свою жизнеспособность  и устойчивость. Эти ценности заключаются в Православной вере. Православие в современных условиях является созидателем и хранителем лучших традиций русской культуры, духовно-нравственных ценностей русского общества, содержательно-смысловых основ русского воспитания. Поэтому так важно восстановить, укрепить и совершенствовать традиционное российское воспитание, построенное на основе Православия.

Л.Н.Толстой определил  внутреннее состояние семьи так: «Все несчастливые семьи несчастны по-разному, все счастливые семьи счастливы одинаково». Это  указание на  то, что отклонений в построении семьи может быть миллионы, но существует всего одна модель семьи, в которой всем  членам семьи уютно, комфортно, и этот светлый идеал семейного устройства дает Православие.

Знать православные принципы семейной жизни должен каждый человек,  хотя бы для того, чтобы не лишать себя  свободы  выбора – принимать их для себя или нет.

Система воспитания, которая питает, развивает, просвещает, наполняет душу светом и мiром  существует две тысячи лет. И основание этой системы — Христос, Его жертвенная любовь. Родительская, материнская любовь есть прообраз той самой евангельской любви. Матери помимо ее естественной человеческой любви даруется еще любовь сверхъестественная. Эта любовь – дар Господа при совершении чуда материнства. «Любовь…есть совокупность совершенства», — говорит апостол Павел.

Воспитание детей представляет редкостный, почти уникальный для нашего времени шанс к подлинно евангельской, аскетической жертве. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), — такой итог подводит Господь заповеди о любви к ближним. «Родительство есть как бы пробный камень, когда мы испытываем себя, в вере ли мы, Христос ли в нас» (2 Кор. 13, 5)?

Церковь Христова учит воспитывать человека на примере и образе Божием. Апостолы называли семью «домашней церковью», что объединяет супругов и всех членов семьи на основе  духовной жизни. Воспитание ребенка это духовный подвиг родителей, который вытекает из внутрисемейной духовно-нравственной культуры родителей.

Сущность православного воспитания, его цель, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви. По мысли святого Климента Александрийского, Иисус Христос есть истинный Педагог и Воспитатель всего человечества. Он даровал вечный идеал для воспитания: каждый человек должен стремиться к Богоуподоблению. Образ Божественного Учителя является безгранично разносторонним, всеобъемлющим и всесовершенным. Это — идеал, данный народам всех стран на все времена.

Православная педагогика  учит, что обращение родителей с детьми должно быть исполнено любви, кротости, но без поблажки детям, уклоняющимся от добра.

Священное Писание говорит, что учить надо без раздражения, так как раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. За плохие поступки ребенок  должен бать наказан чтобы греховный навык не укоренился. Грех, оставленный без наказания, бывает причиной другого греха. При этом как излишняя строгость, так и излишняя милость приносят вред.

Великий подвижник нашего времени, Силуан, говорил: «Молиться о людях – кровь проливать», а нам можно сказать так «Воспитывать детей – кровь проливать». Кто думает, что настоящее воспитание, может обойтись без усилий  со стороны родителей, у того на поприще воспитания  ничего не получится.

Принципы православной педагогики открывают нам, что связь детей  с родителями – духовная, душевная и телесная. Самая большая связь – духовная. Она настолько сильна, что каждый грех родителей ложится темной печатью на душу ребенка. Святитель Феофан Затворник говорит об этом так: «Есть непостижимая для нас связь душ родителей с душами детей». Русский философ Иван Ильин сказал «Ребенок – это зеркало души родителей».

Внимательному человеку убедиться в этом можно на примерах из жизни: родители  позволяют себе просмотр непристойных фильмов – дочь  вырастает  распущенной; отец позволял себе украсть с работы что-либо – сын вырастает вором и т.д.  Такова особенность духовной связи – мать не видит сына, но чувствует его боль: сын не видит греха родителей, но приобретает склонность к нему. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит плоды худые», — учит Иисус Христос в Нагорной проповеди.

Влияние родителей на детей начинается еще во время внутриутробного развития ребенка, с появление его на свет оно возрастает многократно! Теперь дети многое видят, слышат и с каждым днем все больше понимают. Родительское лицемерие сначала неосознанно, потом все явственнее входит в сознание ребенка. Если родители заставляют ребенка соблюдать режим дня, то почему сами не следуют этим правилам?  Почему запрещают ребенку долго смотреть телевизор, а сами смотрят его до ночи? Дети видят и впитывают все: что родители говорят о других людях, как они себя ведут, какими руководствуются жизненными принципами.

Наконец, наступает время, и ребенок твердо усваивает не то, что ему говорят, а то, что он видит на деле. Счастливы те родители, у которых слово не расходится с делом.  

Благодаря духовной связи передаются не только грехи. Святость, праведность также отпечатывается на детях. В Православной Церкви многие святые имели праведных родителей, например, родители преподобного Сергия Радонежского, родители святителя Василия Великого воспитали нескольких детей, которые прославлены в лике святых.

Таким образом, вся духовная жизнь детей является отражением родителей. Святой Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Другими словами: если мы хотим воспитать кого-то, сначала мы должны воспитать в себе свое духовное начало. Об этом же говорят и слова Евангелия от Матфея: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам». (Мф. 6. 33).

Духовно-нравственная культура родителей в воспитании ребёнка и подростка имеет определяющее значение для полноценного воспитания. Назрела необходимость разработки программы для получения  системы знаний о православном воспитании. Не все родители готовы идти в храм, но вопросы, которые ставит перед собой жизнь вообще, воспитание детей, в частности, заставляет родителей искать ответы на эти вопросы. Теперь, как никогда, необходима своеобразная «Школа наставничества» для родителей, которая может быть организована как на приходах, так и в школах опытными педагогами, преподавателями основ православной культуры. Сейчас издается много литературы, которая освещает тему семьи, но помочь систематизировать знания и дать общую картину Православного воспитания может только опытный наставник, тем более что опыт работы с родителями уже накоплен в достаточной мере.

Главное, необходимо помочь понять каждому родителю, что истинное воспитание  невозможно без православных идеалов, в основе которых заложена Любовь.   Назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, но простирается в вечность. Поэтому и воспитание ребенка должно помочь ему иметь эту главную цель перед глазами и знать, как достичь ее.

 

Примерная программа «Школы наставничества»:

Целью программы: развитие духовно-нравственной культуры родителей.

Введение  «Супружество, как путь ко спасению» (Замысел Создателя при творении человека, нарушение заповеди, послушание – начало спасения)

1.Построение семьи (Иерархия, построение семьи, примеры святых семей: Петр и Фефронья Муромские, Семья святых царственных страстотерпцев, и.д.)

2.Домостроение (обязанности супругов, обязанности всех членов семьи)

3. Мифы о многодетности. (3-4 ребенка полная семья – прививка от эгоизма, грех убийства (аборт)

4.Наказание и поощрение. (Необходимость разумного, осознанного ребенком наказания и поощрения: противовес ювенальному мышлению)

5. Православное воспитание девочек, православное воспитание мальчиков (Особенности развития и воспитания).

6.Ребенок — маленький взрослый. (Если мы хотим воспитать взрослых, надо относится к детям как к взрослым. Формирование ответственности: девочка к 14-ти годам должна полностью быть хозяйкой).

7.Чему учить детей? (Как воспитывать детей, чтобы они были послушны, не завидовали, и т.д.)

8. Речевое поведение в семье.  (Как должно строиться общение в семье и каким правилам должно быть подчинено речевое поведение каждого из ее членов?)