Урок 1  «Бог»


Сначала размышляем сами:

Знаете ли вы, что слово «спасибо»  это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси Бог!». Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.


Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от собаки:

— А тебе не страшно было?

— Поначалу было…

— А потом?

— А потом я кое-что вспомнил…

— Вспомнил? что? о чем? кого? — наперебой загалдели друзья.

— Вспомнил, что с Богом бояться не надо.

Ребята в недоумении замолчали.

Быстрее всех на новое слово среагировала Леночка:

— Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородойЯ его по телевизору видела! Но тут его не было!

Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:

— В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог…

Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал:

— Ну не смогу я этого описать. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает.  Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А все равно что-то чувствую…

Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом – «Что такое Бог?!»

Учитель ответил по ученому:

— Под словом Бог понимается Разум, который создал весь наш мир и человеческий род. Миру он дал физические законы, а человеку нравственные. Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого свобода не нужна. А чтобы исполнять законы нравственные, Творец человеку дал еще и свободу. Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому к свободе полагается еще и разум. Но голый разум без любви тоже опасен. Поэтому еще людям дана любовь. Ну, а тот, кто такие дары дает, сам, конечно, ими обладает. Итак, Бог — это свободный Разум, который создал мир и любит свое творение..

Тут подошла учительница русского языка и присоединилась  к беседе:

— А я по правде сказать, не знаю, есть Бог или нет. Но хорошо, что вам это интересно. А Ваня молодец. Человек, верящий в Бога, очень часто именно благодаря своей вере совершает светлые, добрые и отважные поступки. И если он верит в любовь и в любящего Бога, то это придает ему силу, и он сам становится добрее.

Я знаю, что вера в Бога всегда вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки…

И ещё всё, что связано с именем Бога, — продолжила учительница, — даже на письме оформляется особым образом! Загляните в нашу «Копилку знаний»Заодно узнаете о происхождении слова «Бог».

— А сейчас Бог нас видит?

Физик авторитетно подтвердил:

— Пожалуй, да.

Дети стали тревожно осматриваться…

— Так Бог за нами подглядывает!

Привыкший к точности физик не согласился:

— Нет! Подглядывать значит делать что-то втайне. А Бог и не скрывает от людей, что Он всегда  здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, подглядывают чужаки. А когда на тебя смотрит тот, кто любит тебя и тот, кого любишь ты – это же не шпионство!

— А откуда мы можем знать, что Бог любит нас?

— Все, что касается любви – это очень тонкая материя. Но люди как-то умеют это ощущать. Наверно, если бы Ваня не верил и не чувствовал, что он любим  и храним – он бы и к собаке не решился подойти. Правда, Вань?

Ответа никто не услышал. Ваня так смутился от того, что его тайна вышла наружу, что незаметно убежал.


КОПИЛКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Большая буква

Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и сказки), то в этом случае начинаем это слово с маленькой буквы.

Если мы говорим о Боге или упоминаем о нем, как о создателе нашего мира – мы пишем слово Бог с большой буквы. Это касается, прежде всего местоимений. Если встречается так написанная строчка – «Тогда Он создал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…».

Более того — любое слово, если оно подразумевает Бога, также пишется с большой буквы. Так можно различить, идет ли речь о человеке или о Боге. Например: – «я обратился к создателю этого фильма» и «я обратился  к Создателю».

Потеря большой буквы в таких случаях может чрезвычайно изменить смысл текста.


Вопросы:

1. Каким ты представляешь Ваню? Почему Ваня не испугался  стаи собак? Что придало ему отваги и смелости?

2. Какую силу имела в виду учительница русского языка

3. Пусть каждый из вас на листе бумаги (чистом и немаленьком) нарисует ромашку с длинными лепестками. В круглом центре цветка крупно напишет «БОГ». А вот на лепестках запишите слова, понятия, которые, по-вашему, связаны с тем, что мы написали в центре нашего цветка.

4. Нарисовали? Раскрасили? А теперь прикрепите ваши рисунки скотчем к стенду или стенке. Приготовьтесь рассказать друг другу, что в вашем сознании тесно связано с понятием «БОГ», то есть представьте ваши рисунки через словесные суждения.

5. Отследите, какие слова в ваших рассказах чаще всего повторялись.

6. Рассмотри произведения К. Петрова-Водкина и С. Мурованной. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью матери?

7. Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может, то как он это делает?