Ромаданова Е.П.,

учитель словесности,

НОУ гимназия «Томь»

 

Открытый интегрированный урок  в 7 классе по литературе, живописи и Библии.

« Заповеди Моисея. Тема заповедей и их нарушение в русской литературе»

Оформление урока : на доске :


Эпиграф :     Кто сердца не питал, кто не был восхищен .

                        Сей книгой, от небес евреем вдохновенной!

                                                             В.А. Жуковский .Библия.

                       «…у них есть Моисей и пророки;»( Лк 16,29)

 

 

Лексика: Десять казней египетских, Манна небесная, Золотой телец, Терновый куст,

Каменные скрижали, Заповедь — Закон, Неопалимая купина, По морю яко по суше. Медный змей, написать на скрижалях, святая святых, Земля обетованная, Не вари козленка в молоке Матери, пророк и пророчество

 

Цели урока :

Познавательные:

— усвоить значение образа Моисея,  — познакомить учащихся с библейскими заповедями, понять их смысл

— познакомиться с творчеством Микеланжело, идеями эпохи Возрождения.

 — познакомить с новой лексикой и толкованием крылатых выражений.

 — сформировать представление о значении  темы заповедей в русской и мировой литературе.

 Развивающие :

 — формировать умения анализировать библейский и художественный тексты

Воспитательные : способствовать формированию в детях понимания норм  поведения, отвечающих общечеловеческим и общекультурным принятым,

— формировать глубокое понимание важности запретов и норм.

— формировать глубоко прочувствованное восприятие текста  Библии

 

 

План урока:

 

1. Разговор о Моисее.

а)  Значение Моисея для Ветхого завета и роль образа Моисея для мировой культуры.

б)Чтение текста Библии: Моисей спускается с г.Синай и приносит каменные скрижали..

в) Изображение Моисея в мировой культуре и литературе.

  • Микеланджелло и его Моисей.
  • Образ Моисея в стихах русских поэтов.
  • Икона : Моисей со скрижалями, Моисей, Давид и Иезекиль

2. Разговор о самих заповедях.

-Чтение заповедей

— Что они обозначают, их христианское и житейское значение.

3. Тема заповедей в русской литературе.

 

4. Вывод: Каково значение  заповедей в жизни людей?

Нужны ли нравственные запреты в жизни людей?

 

I. Вступление .

В начале урока ребята читают  стихотворения:


Валерий Брюсов. Моисей.

Пророк, чей грозный нимб ваятель
Рогами поднял над челом,
Вождь, полубог, законодатель,
Все страшно в облике твоем!
Твоя судьба — чудес сплетенье,
Душа — противоречий клуб.
Ты щедро расточал веленья,
Ты был в признаньях тайных скуп.
Жрецами вражьими воспитан,
Последней тайне приобщен,
И мудростью веков напитан, —
Ты смел смотреть во глубь времен.
Беглец гонимый, сын рабыни,
Чужих, безвестных стад пастух,
Ты с Богом говорил в пустыне,
Как сын с отцом, как с духом дух.
Ты замысл, гордо-необычный,
Как новый мир, таил в себе,
И ты, пришлец косноязычный,
Царю пророчил о судьбе.
Пастух, — ты требовал народа,
Раб, — совершал ты чудеса.
Тебе содействуя, природа
Тьмой облекала небеса.
Вчера преступник, ныне принят
Как вождь, ты был гордыни полн:
Ты знал, что жезл взнесешь, и сгинет
Погоня меж взметенных волн…
Но что ж, несытый, ты замыслил?
Тысячелетий длинный строй
Ты взмерил, взвесил и исчислил,
Как свой удел, как жребий свой.
Народ пастуший и бездомный,
Толпу, бродящую в песках,
На подвиг страшный и огромный
Ты дерзостно обрек в веках.
Сказал: ‘Ты сломишь все препоны!
Весь этот мир, он — мой, он наш!
Я дам тебе мои законы, —
Ты их вселенной передашь!
Что может мира жалкий житель?
И что могу — я, человек?
Ты будь моей мечты хранитель,
Теперь, потом, в веках, во век!»
Назначив цель, ты год за годом,
Водил в пустыне племена,
Боролся со своим народом,
Крепил умы и рамена;
Великий, строгий, непонятный,
Учил мятущихся детей,
Готовил их на подвиг ратный,
Воспитывал ловцов людей.
И день настал. В дали туманной,
Ты, с Нево, взорами обвел
Далекий край обетованный,
Поник челом и отошел.
Твой лик, спокойно помертвелой,
Взирал на ближний Галаад,
Но знал ты, что во все пределы
Твои глаголы долетят.
Какие б племена ни встали,
Какие б ни пришли века,
Им всем вручит твои скрижали
Твоих наместников рука!
Как древле, грозный и безмерный,
Над буйным миром ты стоишь,
И свой народ, поныне верный,
Ведешь державно и хранишь.
1909

М. Д.Байтальский, Моисей

Господи, больше с людьми не могу я!
Их ропот смертельно меня утомил.
Зачем обещал Ты им землю другую,
Когда и Египет им дорог и мил?
Что рабство им? Варево лишь бы дымилось,
И будут, о нем вспоминая, жалеть,
И станут ловить фараонову милость,
Просясь к пирамидам, под старую плеть.
Доколе, Господь? Неужели так надо,
Чтоб люди, со счастием лживым мирясь,
Друг друга, как страхом гонимое стадо,
Безумно толкали в кровавую грязь?
К потемкам одни, как слепцы, равнодушны,
Бродя своей узкой, избитой тропой;
Другие, испуганно и малодушно,
Зарылись, как страус, в песок головой.
Для нищих ли духом сады Ханаана?
Оставь их искать свой убогий уют!
Во мгле предрассветной из клубов тумана
Другие края предо мною встают.
Кто ждет не наград, не бездушного хлеба,
Сойдя с многолюдных и чуждых дорог
В мучительной жажде далекого неба, —
Тем дай эту муку, как счастье, мой Бог!
 


 

Примечание

Байтальский Михаил Давидович (1903 — 1978), поэт и публицист. Один из руководителей комсомола Украины, он подростком ушел добровольцем в Красную армию и участвовал в гражданской войне. Обвиненный в троцкизме, впервые был арестован в 1929 году. Около 12 лет провел в советских тюрьмах и лагерях (1936 — 1941, 1950 -1956). Несколько лет был штатным сотрудником газет «Известия» и «Вечерняя Москва». Участник Второй мировой войны. Будучи в заключении, стал убежденным сионистом. Там же начал писать стихи, наполненные страшной тоской по земле Израиля. Они были нелегально вывезены из СССР и опубликованы под псевдонимом Д.Сетер в книге «Придет весна моя» с параллельным ивритским переводом. Автор книги «Русские евреи вчера и сегодня» (Тель-Авив, 1975 г.), интереснейших воспоминаний и очерков, публиковавшихся под разными псевдонимами в самиздате, в Израиле и за рубежом. Согласно завещанию Байтальского, его прах был вывезен из СССР и захоронен в киббуце «Глил-Ям»

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 — 1924) — выдающийся русский поэт, теоретик русского символизма, «самый культурный писатель на Руси» — по словам М.Горького.

II. Беседа о Моисее:

 

1. Вступительное слово учителя :

Образ Моисея – имеет для Ветхого завета значение, которое трудно переоценить. Так как Иисус и его заповеди блаженств стоят в центре Нового завета, так и Моисей и его 10 заповедей – в центре Ветхого завета. Заповеди Нагорной проповеди продолжают, углубляют и переосмысляют Заповеди Моисея. Но сегодня мы будем говорить только о Ветхом завете, так как ребята еще не знакомы с Новым. Задача нашего урока : усвоить значение образа Моисея, понять смысл его заповедей, поговорить о теме заповедей в русской и мировой литературе. Для этого разговора мы берем знаменитое произведение древнерусской литературы  17 века. Повесть о Горе и Злочастии.

2.  Какова роль Моисея в Ветхом завете?:


1.      Моисей – центральная фигура Ветхого завета, по значимости, сравнимая лишь с Христом, который является центральной фигурой Нового Завета. Моисей-прообраз Христа.

 

 


2.      Моисей – исключительная личность с необыкновенной судьбой и исключительными способностями, которыми его одарил Бог.

Примечание :

спасается младенцем  чудесным образом, будучи выловленный из воды ( Моисей –/Моше/ ( евр.) извлеченный из воды)- указание на крещение

-он был очень красив ( «ибо видели они, дитя  прекрасно» ( Павел к евреям 11, 23), и потому его взяла дочь фараона)

— он был чрезвычайно образован ( научен всей премудрости египетской. Так как вырос при дворе фараона, сохранил традиции и мудрость своего народа)

— был прекрасным военачальником ( возглавил войско против эфиоплян и победил их)

— был тверд духом («… ибо он, как бы видя Невидимого,  был тверд.» (Павел к евреям 11,27)

— при этом ,был косноязычен, потому за него говорил Аарон

— удостоен особых явлений.

— прожил 120 лет ( 40 лет в Египте. 40 лет в мадиамской земле ( пастухом), 40 лет странствование по пустыне

 


3.      Моисей открывает новую главу Библии, которая называется Исход, отсюда начинается история одного народа- еврейского



4.      Моисей— творческая личность, боговдохновленный писатель, поэт .Он  пишет «Пятикнижие» : Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие


5.      Моисей заключает третий союз с Богом, через него со всем народом. Моисей –посредник.


6.      Моисей не просто слышит голос Бога, но он с ним неоднократно и помногу общается. Моисей- боговидец.


7.      Моисей приносит заповеди народу, т.е закон,  обучает народ религиозным обрядам. Через Моисея Бог пытался осуществить свою задумку: он хотел жить среди народа, присутствовать в нем. Моисей есть сам Закон( который отождествляется с Моисеем) «…у них есть Моисей и пророки;»( Лк 16,29)- что значит, У них есть Закон и пророки.


8.      Моисей выводит народ из Египта и приводит в обетованную землю .Моисей- Мессия, Спаситель. (  Иисус Христос  – выводит народ из духовного плена)


9.      Моисей заканчивает эпоху патриархов.

Начиная с Моисея,  в Книге Исхода возникает фигура пророка, посланного к народу для передачи божественной воли. Иначе говоря, пророчество имеет социальное измерение. Это не просто индивидуальный религиозный опыт. Бог посылает Моисея передать Свое слово людям. В то же время пророчество Моисея отличалось от служения других пророков. Во-первых, в Библии описывается его прямое общение с Богом, в то время как другие пророки видели Всевышнего во сне или в состоянии транса. Во-вторых, Моисей сочетал в себе наравне с функцией пророка функции священника, царя и законодателя (если эта эллинистическая характеристика здесь допустима).

3. Чтение и комментирование эпизода Библии : Бог дает Моисею скрижали Завета,  :

Исход 24: 12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. 13. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, 14. а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. 15. И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, 16. и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день (Господь) воззвал к Моисею из среды облака. 17. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. 18. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.

Исх 31: 18. И когда (Бог) перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.


·         Каково значение этого эпизода для раскрытия образа Моисея?

Моисей не раз беседовал с Богом и видел Славу Господню ,но однажды это должны были увидеть все. Густое облако скрывает Славу Ягве. Люди испытывают великий страх и ужас, народ не в силах слышать Бога. Звук Божественного Логоса мертвит неподготовленную тварь. Народ должен был подготовиться к встрече с Богом, он должен быть освящен. Люди, убоявшись, упросили Моисея, чтобы он разговаривал с Богом. ( Исход 20, 18 « Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюс; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали. 19 И сказали Моисею: говори  ты с нами, и мы будем слушать;но чтобы не говорил с нами Бог,дабы нам не умереть»).

Моисей же был так тверд верою, духом и свят, что мог разговаривать с Богом и быть с ним.( Исход 20,21 «И стоял народ вдали; а Моисей вступил во мрак, где Бог.»)

Помните, что Сам Бог произнес каждую из этих десяти заповедей – Сам Бог. И когда эти заповеди произносились, люди слышали голос Бога. Сказано: Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали (Исх. 20, 18). Людям стало страшно, когда они услышали эти заповеди, поскольку все увидели, что они – грешники, что они виновны перед Законом Божиим. И Господь написал эти заповеди на двух каменных скрижалях, на двух каменных плитах. И эти каменные скрижали были даны Моисею на Синайской горе. Моисей нес эти скрижали народу израильскому, но пока он отсутствовал, с людьми произошла ужасная трагедия: они стали забывать Бога и решили сделать себе золотого тельца – собрали все золото, все драгоценности, отлили золотого тельца и стали поклоняться ему. Когда Моисей спустился с горы и увидел, что вокруг тельца пляшут священники, левиты, простые люди – все молятся этому золоту и говорят: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! (Исх. 32, 8), – он испугался: если он сейчас принесет этот закон, то все окажутся преступниками против этого закона. И Моисей разбивает эти каменные скрижали о подножие Синайской горы. Он взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер его в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым (Исх. 32, 20). И многие умерли, выпив этот ужасный состав. Бог действительно наказывает нас всегда нашими грехами. И через некоторое время Моисей снова поднимается на гору и уже сам своими руками делает скрижали и приносит их народу.

Почему так было сделано? Дело в том, что Господь и Моисей опасались, что если люди получат закон на скрижалях, которые были написаны перстами Бога, то они просто начнут поклоняться этим скрижалям как святыням, будут молиться на них, но никто не будет их исполнять. А закон Божий надо исполнять.
     Святитель Василий Великий говорил, что сама природа подсказывает человеку, что ему нужно исполнять десять заповедей: у нас на руках десять пальцев. Всякий раз, когда вы хотите что-то сделать, посмотрите на свои руки, на свои пальцы и подумайте, не нарушите ли вы своим поступком какую-нибудь заповедь. Господь Иисус Христос говорил: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 12).

Почему заповеди были произнесены Богом лично, хотя люди в страхе отступили от Горы и попросили Моисея говорить с Богом?

 «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, (весь) народ отступил и стал вдали. 19. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть»

Вызывающие чувство страха явления имеют своею целью не смерть народа, но запечатление в его памяти совершавшегося законодательства, чтобы воспоминание о нем удерживало впоследствии евреев от нарушения заповедей. Страх, вызываемый видом грозного явления и поддерживаемый воспоминанием о нем, проникнет все существо народа и оградит от покушения нарушать завет


4.      Лексическая работа:

·                      Что такое каменные скрижали? камень – прочность -основание

·                      Что такое закон? — заповедь-закон-норма- форма выбора добра и зла – тот предел, после которого грех.

·                      Что такое заповеди?

·                      С какими словами и выражениями вы познакомились в главах о Моисее? Расскажите о некоторых из них?

Десять казней египетских.

Манна небесная .

Золотой телец.

Валаамова ослица .

-по морю яко по суше.

Пасхальный агнец.

 Пятикнижие Моисея.

 Неопалимая купина. Терновый куст.

 Алтарь.

 Каменные скрижали. — написать на скрижалях,

 Закон,

Патриарх.

Медный змей.

Святая святых,

Земля обетованная,

Не вари козленка в молоке. Матери,

 пророк и пророчество,

Ковчег завета,

Дом рабства

 

5.  Образ Моисея в мировой литературе и живописи.

Читается  стихотворение Байтальского М.Д.  Моисей.

а) Каков Моисей у русских поэтов: В.Брюсова. Моисей, М.Д. Байтальского . Моисей? .

У В. Брюсова Моисей – гордый, величественный, вдохновенный, дерзостный . Это вождь – непостижимый, недосягаемый и непонятный людям. С другой стороны, он —  обыкновенный человек , сын рабыни, раба, простой пастух. Но избран он был Богом потому, что , имея низкое происхождение,  сумел подняться духом, побороть рабскую натуру, обрести свободу невероятную, ту свободу, которой наградил человека Бог, сумел поднять за собой целый народ. Это настоящий сын своего Божественного

отца,  достойный Бога.  Неслучайно он запросто беседует с Богом. Он избранный, тот который напрямую общается с Богом,  настолько силен духом, что не трепещет от ужаса , не испепелен Божественным огнем и не оглушен Божественным голосом.

У Батальского Моисей несколько иной – уставший и раздраженный, он устал от этого народа. И взывает к Богу, чтобы тот прекратил эту муку – вести за собой народ, который думает только о пище и вновь стремится стать рабом, лишь бы быть сытым. Моисей говорит о том, что этот народ недостоин высокой участи обрести Землю Обетованную

б) Каков Моисей в художественной искусстве : у Микеланджело Буонаротти?

 По праву одно из самых прославленных творений Возрождения. Центральная ее фигура-библейский Моисей, освободитель своего народа из египетской неволи (художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей). Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, взгляд его устремлен в сторону земли обетованной. В олимпийском величии сидит полубог. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться. Как сказал поэт, «пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой» По словам современников, «Моисей » Микеланджело в самом деле видел Бога.

В) Моисей у русского художника В.К. Шебуева

Василий Шебуев, выполняя многочисленные заказы, особенно успешно работал в религиозной живописи. В 1820-1823 годах он расписал плафон Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе, но роспись погибла в годы второй мировой войны. Остался лишь этот, внушительного размера подготовительный этюд «Моисей со скрижалями». Искусство Шебуева выражало наиболее суровое течение русского классицизма и его героический пафос находит отклик в торжественной сдержанности Моисея, величавом повороте могучей фигуры.

 


 

 

 

Каков Моисей в иконописи?

Ничего героического здесь нет. Моисей – это человек, который хорошо понял истину, он изображен рядом с другими пророками, Давидом и Иезекилем, Что их объединяет? Давид также как и он был писателем и поэтом ,а Иезекиль был пророком, который пребывал на огненной колеснице вместе с Богом, т.е. Иезекиль тоже – боговидец.

 

III. Беседа о Заповедях Моисея:

 

1. Чтение текста Библии:

      1 И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
      2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства;
      3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
      4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе
вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
      5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог
ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и
четвертого рода, ненавидящих Меня,
      6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим
заповеди Мои.
      7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо
Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его
напрасно.
      8 Помни день субботний, чтобы святить его;
      9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,
      10 а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в
оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой,
ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой,
ни пришлец, который в жилищах твоих;
      11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все,
что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь
день субботний и освятил его.
      12 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и]
чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой,
дает тебе.
      13 Не убивай.
      14 Не прелюбодействуй.
      15 Не кради.
      16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
      17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего
твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его,
ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего
твоего.
      18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору
дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали.
      19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но
чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
      20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел,
чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы
вы не грешили.
      21 И стоял [весь] народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где
Бог.
      22 И сказал Господь Моисею: так скажи [дому Иаковлеву и
возвести] сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам;
      23 не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых,
не делайте себе:
      24 сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения
твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком
месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и
благословлю тебя;
      25 если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не
сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло
твое, то осквернишь их;
      26 и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не
открылась при нем нагота твоя.

 

2. Как вы понимаете эти заповеди?

Что значит –заповедь?

Это десять слов – Десятисловие, Декалог. Десять речений. Это не все заповеди, они будут изложены в следующих главах книги Исходе,кн.Левит и 10 главах Чисел

Более точный перевод у евреев ( из книги Сорокина, стр 65 )

I.                Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене.( 1. Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня.)
Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников наших перед Ним.

Точнее заповедь звучит так: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20, 2). В первой части заповеди Бог самопредставляется, напоминая, что он тот самый Бог, который вывел его из Египта,  обратившись к народу на ты, что обозначает интимный близкий и дружеский союз. Бог определяет себя : Я Бог твой», тем самым исключаются всякие отношения с другими Богами, исключается нарушение всех заповедей, а иначе : «Я Бог не твой».

В еврейском тексте написано так: Ты не будешь иметь других Богов…. – и это уже не повеление, а просто перечисление того, что невозможно.

Каков смысл этих слов для каждого из нас? Господь Бог наш есть Тот Единственный, который может вывести нас из состояния рабства греху, из Египта греха, спасти от фараона мысленного – от диавола. Только Он один может разрешить сложные проблемы нашей жизни, поэтому Он один является Спасом, то есть тем, который спасает нас.

Мы читаем в Послании апостола Павла: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних… (Фил. 2, 9-11). Апостол Петр говорил: Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12).     Далее в следующей строфе : Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 3). Если какие-то другие боги будут присутствовать в нашей жизни, то это будет пред лицем Божиим, Бог это увидит. А наш Бог ревнив, и Он ревниво взыскивает с каждого человека за подобные проступки – поклонение ложным богам. Кроме того, мы уже сказали, что это Бог присутствует рядом с человеком, а значит все происходит перед его лицом.

II. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.

Во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом (Втор. 4:15) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних — идолопоклонству.

 Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим, а  невидимое нельзя изобразить  (Втор. 4:15), запрещение же поклоняться и служить им (5 ст.) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель (Втор. 4:24; 6:15; Нав. 24:19), т.е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам (Ис. 42:8; 48:11).
Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество.

Воля Божия состоит в том, чтобы мы никогда не поклонялись кумирам, никогда не поклонялись каким-либо идолам, изображения которых могут встретиться в нашей жизни. Ни один человек, какими бы добродетелями он ни обладал, не достоин такого же поклонения, которое мы должны воздавать Богу. И когда кто-то дерзает поклоняться людям, то надо напомнить этим безумцам слова псалмопевца Давида, который говорил: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Нет спасения ни в этих лидерах, ни во всех известных личностях: сегодня они живы, а завтра их нет.

И когда наше сердце занято кумирами, то Он может очень жестоко наказать нас именно через этих кумиров, потому что человек наказывается всегда его же собственным грехом. Посмотрите, с каким энтузиазмом выбирали у нас многих лидеров – и как сейчас их все проклинают; какие возлагали надежды – и как глубоко разочарованы оказались многие люди.

     Идолом для человека может стать не только какой-то чуждый бог. Подчас бывает так, что идолом для человека иногда становится он сам: если он сам себя ставит на некий пьедестал, становится эгоистом, эгоцентристом и поклоняется как бы сам себе, свои проблемы ставит выше проблем всех остальных людей. Есть люди, для которых бог – это деньги, и они поклоняются золотому тельцу; есть люди, для которых бог – это разврат, и они поклоняются этому богу; есть люди, для которых бог – это пьянство, и они служат верно и преданно зеленому змию. Многие люди служат ложным богам, и с  нежеланием  переступают церковный порог. Чтобы послужить зеленому змию, человек может вскочить среди ночи, все оставить и бежать по городу в поисках зелья. Если бы у этого человека было бы такое рвение, чтобы посреди ночи встать на молитву, зажечь лампаду, затеплить свечу, открыть Псалтирь.
III. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха (Быт. 31:42), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование — бесцельное, напрасное употребление божественного имени (“напрасно” — евр. “шаве,” — см. Иер. 2:30; 4:30; 6:29).

Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает.

Что значит – не произносить имя Господа Бога напрасно? Это значит: никогда в пустых разговорах не произносить священное имя Господа, никогда в бытовых, житейских ситуациях не обращаться к имени Спасителя нашего без должного благоговения. А как часто бывает, что человек сидит в компании, зевает и говорит: ой ты, Боже мой, какое у меня сегодня настроение. У тебя может быть сегодня не очень хорошее настроение, но причем тут – Боже?

Это имя – великая святыня, и мы должны оберегать святость его. В древние времена перед тем, как написать имя Божие, люди мыли руки, приводили себя в порядок, читали специальные молитвы, и только после этого приступали к переписыванию священных книг. Так, например, делали древние монахи. К сожалению, мы утратили понимание значимости Божия имени, а некоторые дошли до такого безумия, что имя Божие произносят прямо во время скандалов, имя Божией Матери вспоминают во время ругани – это уже крайняя форма падения, скажем так, духовная болезнь.
IV. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. 4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.

Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом (ст. 11): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода (31:16-17).

Можно ли в этот день бездельничать и вести разгульную жизнь?
Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье.

В этой заповеди Господь учит  чтить праздничные дни. Особо выделенный день в каждой седмице – это седьмой, воскресный день. Древние израильтяне праздновали субботу, потому что еще не было Воскресения Христова. Но они так ревностно относились к своим праздникам, что если кто-то нарушал субботний покой, то за это его могли побить камнями насмерть.

     К каждому праздничному дню надо готовиться: накануне праздника привести в порядок свое жилище, приготовить праздничный стол, постараться сделать так, чтобы это был праздник для всей вашей семьи, детей, родных и близких.

V. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.

Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами (ср. Еккл. 4:9-12) и создадут прочное, долговечное общество; расстройство; распадение семьи — признак близкой гибели целого народа (Мих. 7:6 и д.). В виду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает определение, урегулирование взаимных, общественных отношений пятой заповедью: прочная семья — залог прочного общества.

Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь.

А нужно ли почитать родителей, которые вовсе не достойны этого почтения?

Да, родителей нужно почитать – любых, если бы это было так легко, то это не была бы заповедь.

Вот самый простой секрет долголетия, не надо искать никаких эликсиров жизни, бегать по врачам: почитай отца и мать – и будешь долголетен на земле. Вот секрет долголетия. Почему одни люди живут долго, а другие умирают молодыми? Если мы почитаем наших родителей, наших пастырей и архипастырей, духовных отцов, наших крестных родителей, то Бог продлит дни нашей жизни на земле.
     Кого учит нас почитать эта заповедь? Прежде всего, наших родителей, которые дали нам возможность увидеть сияние этой жизни. Почитать отца и мать – это значит никогда им не прекословить, никогда не помышлять в мыслях своих что-либо дурное о своих родителях. Это значит выслушивать и стараться исполнить все их пожелания. В Писании сказано, что тот, кто злословит отца или мать, должен быть побит камнями насмерть. Злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф. 15, 4). А кто ударит своего отца или мать, того должно предать смерти.

Святой праведный отец наш Иоанн Кронштадтский – великий угодник Божий, которому были открыты тайны небесные, говоря об этой заповеди, замечал, что отцом всего русского народа является православный царь и любая попытка бунтовать против государя есть прямое нарушение этой заповеди.
VI. Не убий. 6. Не убей.

Шестая заповедь охраняет право человека на жизнь. Виновником жизни каждого человека является Бог (Иов. 10:10-12), а потому и отнять ее может только Он один.

Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными.

Эта заповедь охраняет святость человеческой жизни. Она очень часто нарушается в наше время.

Не убивай – учит закон Божий, и эта заповедь должна остановить каждого преступника, который поднимает оружие для того, чтобы пресечь человеческую жизнь. Право жизни людей на своей территории священно, и когда кто-то подстрекает нас напасть на какую-то страну – это грех.
     Мы не имеем права касаться жизни людей, которые живут с нами в одном доме, мы не имеем права сами вершить правосудие над людьми, о которых мы, может быть, и знаем, что они – преступники. Право судить дано только тем, кто облечен специальной властью. Жизнь человека священна, надо помнить о том, что кровь – не водица, что если кто-то прольет кровь человеческую, то рано или поздно возмездие настигнет его.
     Вспомните, в каком ужасном состоянии находился Каин, когда он убил своего брата Авеля, как он говорил Богу: наказание мое больше, нежели снести можно (Быт. 4, 13). Это действительно ужасное бремя, это ад, когда кто-то дерзает пролить кровь человека.
     Будем помнить, что человека можно убить не только с помощью оружия – его можно убить словом. Если мы сеем о людях какие-то сплетни, слухи, оскорбляем их, то Господь воздаст нам. Ведь то, как мы относимся к людям, и есть мера отношения Бога к нам. А если мы убиваем, это значит, что Бог попустит, и наша кровь тоже будет пролита рукой человеческой: ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52). Это неизбежно.

VII. Не прелюбы сотвори.
7. Не прелюбодействуй.

Под прелюбодеянием разумеется связь женатого мужчины с чужой женой, замужней женщиной, а также замужней женщины с чужим мужчиной (Лев. 20:10; Притч. 6:32; Иер. 29:23), и даже невесты с посторонним мужчиной (Ос. 4:13). Оно рассматривается как нарушение брачного союза, почему и идолопоклонство народа еврейского, измена завету с Богом, который представляется под образом союза мужа с женой (Иер. 3:1; Ос. 2:4,13), называется прелюбодеянием. И так как брачной союз является божественным установлением, то уже в патриархальный период прелюбодеяние считается великим злом, грехом пред Господом.

Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью.

Эта заповедь охраняет святость православного брака. Никто не имеет права даже в мыслях своих дерзать восстать против брака, ибо то, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Если кто-то совершает прелюбодеяние, это есть прямое оскорбление семьи. Когда муж оставляет свою жену, детей и заводит себе любовницу, он губит, прежде всего, самого себя. Но не может это не сказаться и на жене, так как муж и жена – одна плоть, и она порой не знает, почему страдает. А поскольку дети наказываются за своих родителей до третьего и четвертого колена, то и они тоже страдают. И получается, что пятиминутное наслаждение одного человека оборачивается трагедией для всей семьи. В Писании сказано: блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18).

Тот же Соломон говорил: блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников (Притч. 23, 27-28),
VIII. Не укради.
8. Не воруй.

Восьмая заповедь охраняет собственность ближнего. Собственность добывается посредством труда, труда тяжелого (Быт. 3:19), который в силу этого ценится и уважается самим трудящимся. Но всякий ценящий свой труд должен ценить и труд ближнего (см. толкование 22 гл.), а потому и не наносить ущерба его собственности.

Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести.
IX. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна

( 9. Не произноси на другого ложного свидетельства.)

Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т.п. ближнего, как ложным показанием перед судьей (Втор. 19:18), так и клеветой (Пс. 14:2-3; 49:20; Сир. 7:12-13).

Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно.

. Как часто нарушается сейчас эта заповедь, есть даже такая категория людей, которые осознают свою значимость только то-гда, когда их достоянием является какая-то клевета, какая-то ложь: они узнали что-то! Они бегут к телефону с таким жгучим, нетерпеливым восторгом – быстрее рассказать!

Если даже ты узнал о человеке что-то плохое и тебе кажется, что это не клевета, а правда, ты не имеешь права что-либо плохое говорить о человеке другим людям, пока не встретишься с ним один на один и не обличишь его в лицо. Как сказано в Евангелии: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; церкви (Мф. 18, 15-17)

Ложь – это страшное дело, поэтому в Писании сказано: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37). Поэтому нужно полагать ограждение устам своим, останавливать себя, как сказано в Писании: язык… воспаляем от геенны (Иак. 3, 6). Святой Апостол Иаков учил: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 2). Вот почему наше тело не обуздано, почему оно у нас не успокаивается – потому что язык наш день и ночь непонятно что говорит.

X. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.( 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.)

 

 

 Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний — и все недобрые злые дела.
Зависть ужасна, потому что она человека ввергает в уныние, он забывает о Боге, он думает о том, что у кого-то что-то есть, а у него – нет, и это постоянно крутится в его голове.

Как связаны чужая собственность и наши собственные интересы? Нельзя желать того, что нам не принадлежит. Если ты хочешь иметь какую-то вещь – употреби усилие, заработай ее своими руками. А может быть, то, что ты не имеешь, тебе и не надо иметь?

3. Каково значение 10 заповедей. Что это было для древнего народа Израиля, что это было вообще для древнего мира.

 

Конституция поведения. Нравственная конституция.

Все слова сии,” т.е. десятословия (Втор. 4:13; 10:4), были изречены Господом непосредственно самому народу. В виду этого свидетельство Втор. 5:5, должно быть понимаемо в том смысле, что посредником между Богом и народом в деле передачи Его велений Моисей явился позднее. Книга Исход открывает объемный многослойный свод правил и предписаний самого разногозначения- юридического, культового, бытового.

 

4. А нужна ли сейчас такая конституция? Нужны ли заповеди, запреты?

 

IV. Тема заповедей в русской литературе.

  1. Назовите произведения русской литературы, в которых так или иначе есть заповеди, запреты, и где эти заповеди нарушаются?

— это конечно, сказки и народные и литературные: Волк и семеро козлят,

— Достоевский. Преступление и наказание.( не убий), почитай родителей своих ( взаимоотношения Сони Мармеладовой и ее отца)

— Пушкин. Капитанская дочка. Береги честь смолоду.( наказ отца сыну)

— Пушкин . Станционный смотритель ( почитай отца и мать свою)

-Толстой. Война и мир. Отец Болконский дает наказ сыну,

— Толстой . Анна Каренина. ( не прелюбодействуй )

Гоголь. Тарас Бульба. ( почитай родителей, не убий)

 

— Пушкин. Дубровский. Не пожелай ничего , что есть у ближнего твоего

А.Грин. Бегущая по волнам.( не кради)

Гоголь. Ночь перед рождеством. Не сотвори себе кумира.

Тургенев. Муму.

 

  1. Нарушение заповедей героем древнерусской повести 17 века « Повесть о Горе и Злочастии».

Более точнее повесть называется: «Повесть о Горе Злочастии, как Горе Злочастие довело молодца во иноческий чин».  И это очень важно, так как иначе и быть не может, спасти грешника может только Божья обитель.

Какие темы возникают в этой повести, кроме темы нарушения заповедей?

«вечные» темы человеческой жизни и судьбы, тема борьбы двух мировоззрений, двух поколений — «отцов и детей».

Почему повесть начинается с упоминания грехопадения Адама?

Автор в общей формуле изображает, как с тех пор стало «зло племя человеческо» и как за это бог послал на него несчастия:

положил их в напасти великия,

попустил на них скорби великия

и срамныя позоры немерныя,

безживотие (бедность. — Д. Л.) злое, сопостатныя находы,

злую немерную наготу и босоту,

и безконечную нищету и недостатки последние.

Вводная часть повести так описывает преступления «злого человеческого племени» против «заповедей» божьих:

Ино зло племя человеческо,

в начале пошло непокорливо,

ко отцову учению зазорчиво,

к своей матери непокорливо

и к сонетному другу обманчиво.

Молодец изображается одним из представителей этого «злого», «непокорливого» «племени»:

…своему отцу стыдно покоритися

и матери поклонитися,

а хотел жити, как ему любо.

 

Дальнейшая биография молодца — типичный случай безотрадной жизни всего человеческого рода. Однако «Блудный сын» возвращается «на свою сторону», но, измученный неотступным Горем, он, не дойдя до дому, спасается в монастырь. Таковы внешние события «Повести».

Вводная часть «Повести» распространяет судьбу молодца на судьбу всего человечества, на наказание людей. Это наказание описано так:

И за то на них господь бог разгневался,

положил их в напасти великия,

попустил на них скорби великия…

злую немерную наготу и босоту,

и безконечную нищету и недостатки последние.

Судьба молодца и судьба всего человечества постоянно сопоставляются. Предисловие объясняет, что наказанием бог приводит людей на «спасенный путь»; и молодец «спамятует спасеный путь».

В  покаянных размышлениях молодца и в наставлениях молодцу мы находим  те заповеди, которые были даны Моисеем и Иисусом в Новом завете:

…не буди послух лжесвидетелству,

а зла не думай на отца и матерь

и на всякого человека,

да и тебе покрыет бог от всякого зла…

…смирение ко всем имей и ты с кротостию,

держися истинны с правдою, —

то тебе будет честь и хваля великая.

 

Почему появляется горе-злочастие?

Судьба молодца, персонифицированная как Горе Злочастие, — центральный, поразительно сильный образ повести. Исследование народных представлений о «судьбе-доле» показало, что представления родового общества об общей родовой, прирожденной судьбе, возникающие в связи с культом предков, сменяются в новых условиях, с развитием индивидуализма, идеей личной судьбы — судьбы, судьбы, индивидуально присущей тому или иному человеку, судьбы не прирожденной, но как бы навеянной со стороны,.в характере которой повинен сам ее носитель.

Судьба привязывается к человеку по случаю или по его личной воле.

Горе настигает молодца в ту минуту, когда он в отчаянии думает о смерти, напоминает ему первую его вину, как раз нарушение заветов, которые дали ему родители:

Спамятуй, молодец, житие свое первое,

и как тебе отец говорил,

и как тебе мати наказывала!

О чем тогда ты их не послушал,

не захотел ты им покоритися,

постыдился им поклонитися,

а хотел ты жить, как тебе любо есть.

А хто родителей своих на добро учения не слушает,

того выучю я, Горе злочастное.

 

Какие Божьи заповеди нарушает молодец?

 

Только ли Божьи заповеди нарушает герой, только ли заповедям Моисеевым учат его добрые люди ?

назидательная часть повести складывается из чисто практических житейских наставлений, как достичь житейского благополучия:

Добро[й]  еси ты и разумной молодец!

Не буди ты спесив на чюжой стороне,

покорися ты другу и недругу,

поклонися стару и молоду,

а чюжих ты дел не обявливай,

а что слышишь или видишь, не сказывай,

не лети ты межь други и недруги,

не имей ты упатки вилавыя…

…и учнут тя чтить и жаловать

за твою правду великую,

за твое смирение и за вежество,

и будут у тебя милыя други —

названыя братья надежныя.

 

Молодец нарушает эти правила  не потому, что хочет жить самостоятельно, а по безволию и «неразумию». Молодец не новый для своего времени человек, ему нечего противопоставить житейскому опыту своих родителей. В нем нет ни практической хитрости, ни пытливой любознательности, ни предприимчивости, ни даже желания перечить окружающим. Он пассивно следует советам своих случайных друзей.

V. Выводы: Впервые в русской литературе участием автора пользуется человек, нарушивший житейскую мораль общества, лишенный родительского благословения, слабохарактерный, остро сознающий свое падение, погрязший в пьянстве и азартной игре, сведший дружбу с кабацкими питухами и костарями, бредущий неведомо куда в «гуньке кабацкой», в уши которого «шумит разбой».

Впервые в русской литературе с такою силою и проникновенностью была раскрыта внутренняя жизнь человека, с таким драматизмом рисовалась судьба падшего человека.

 

А.Лиханов. Роман в повестях «Русские мальчики»

 

        Повести «Последние холода» (1984) и «Детская библиотека» (1985) входят в цикл о военном детстве, куда, кроме названных повестей и романа, входят «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони», «Магазин ненаглядных пособий», «Кикимора». Центральный персонаж цикла Коля — ровесник автора. Мы знакомимся с ним летом 1941 года, когда ему шесть лет, расстаемся с одиннадцатилетним пятиклассником спустя год по окончании войны. За это время герой проделывает громадный путь взросления, восхождения к себе — к раскрытию своей человеческой сущности.

Предмет изображения Лиханова — история души.
        Подобно водовороту, жизнь втягивает главного героя Колю в свое течение, день ото дня расширяя круг его общения за пределами домашнего очага, где так покойно под заботливой опекой мамы и бабушки. И во вновь открывающемся мире мальчику совсем не просто сориентироваться. У него очень мало опыта, зато в избытке ребячьей эмоциональности, нетерпеливости, легкомыслия.
        О незнакомых людях он нередко выносит нелестное суждение по первому, мимолетному впечатлению. А узнав ближе, убеждается, что часто под неприветливым обличием таится отзывчивая душа. И ему стыдно за свой поспешный суд. Бывает и наоборот. Но, обретая опыт, учась разбираться в людях, Коля чаще убеждается в небезнадежности даже плохих, по общему мнению, людей, чем разочаровывается в тех, кто сразу показался ему хорошим. Помогают ему разобраться в людях житейские советы мамы, и бабушки и те правила, которые, раскрывает перед ребятами их первая учительница :

« То ли оттого, что слова свои Анна Николаевна ни к кому из нас конкретно не обращала, то ли оттого, что говорила она сама с собой, взрослым человеком, а только последний человек не понимает, насколько интереснее разговоры взрослых о тебе учительских и родительских нравоучений, то ли все это, вместе взятое, действовало на нас…. Словом, отвлечения Анны Николаевны, ее генеральские маневры, задумчивые, в самый неожиданный миг, размышления оказались, на удивление, самыми главными уроками.

            Как учила она нас арифметике, русскому языку, географии, я собственно, почти не помню,- потому, видно, что это учение  стало моими знаниями. А вот правила жизни, которые учительница произносила про себя, остались надолго, если не на век.» (А.Лиханов. Последние холода. )

            Эти правила и есть заповеди, нормы человеческого общежития, по которым человек обязан жить. Будь то война или мирная жизнь, правила все равно есть. В романе о войне, которая сама нарушает 6 заповедь: не убий,  это особые правила: будь милосерден, будь участником победы, не забывай о голодных и нуждающихся, не укради, сохрани достоинство в испытаниях, борись за свою жизнь, выживи.

 — (Работа с текстом ) Рассказ «Последние холода»  эпизод на базаре . Как дети добывали хлеб? Как можно обманывать на рынке? Можно ли «шакалить»?Можно ли украсть, если голодно?

Многие заповеди во время войны наполняются другим смыслом или вовсе не исполняются, но тут же возникают другие правила, без которых нельзя.

 

Выводы по всей теме :  

Что для нас заповеди, нужны ли нравственные запреты в жизни людей?

 Не надоели ли они? Может обойтись без правил? Ведь можно убивать( это оправдано войной?) Можно украсть у государства ( налоги ), Можно прелюбодействовать?( иметь две, три семьи), Можно изобрести себе кумира ( золотого тельца ), можно иметь других Богов ( принять буддизм или вступить в секту «Церковь Христа»)

 

Задания для детей до урока:

  1. Выучить стихи о Моисее

  2. Сделать анализ стихотворений: каков Моисей у этих авторов, его роль.

  3. Выучить заповеди .

  4. Поручить разобраться с каждой заповедью отдельному ученику, найти примеры нарушения или выполнение заповедей в русской литературе

  5. найти значение слов и выражений, связанных с образом Моисея

 

Литература.


1.      Прот. Серафим Слободской. Закон Божий. Священная история Ветхого Завета. Моисей. Исход

  1. Священник Олег Стеняев. Беседы на книгу Бытия. Десять заповедей     

  2. Лихачев Д.С. Великое наследие.Классические произведения литературы Древней Руси.» Повесть о Горе – Злочастии»
  3. Толковая Библия или комментарий Священного Писания Ветхого и Нового Заветов А.П.Лопухина. Исход. 2003 г.
  4. Прот. Александр Сорокин. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пролог, Киев,2003
  5. А.Лиханов. Русские мальчики. Роман в повестях, в журнале «Путеводная звезда», № 5-6, 2004