Самым важным постом считается Великий пост. К нему Св. Церковь за три воскресения приготовляет верующих особыми чтениями и песнопениями. Каждая из приготовительных «недель» или воскресений носит особые наименования, в зависимости от читаемого воскресного Евангелия. Первое приготовительное воскресение называется неделей «мытаря и фарисея». Во время Литургии в это воскресение читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее (Луки 18:10-14) с целью показать, что слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие.

Следующее приготовительное к Великому посту воскресение называется «Неделей о блудном сыне». В трогательной притче, которую мы слышим на Евангельском чтении (Луки 15:11-32), Св. Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренне покаемся в своих грехах. Как известно из притчи, жестоко оскорбил младший сын своего Отца, но Отец все же не переставал надеяться на возвращение, хотя и преступного, но по-прежнему дорогого сына. И когда он действительно увидал его возвращающимся, «сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его». И едва только сын начал просить прощения, как Отец, под которым разумеется Милосердный Бог, не только совершенно простил его, но и возвратил ему его прежние права.

Третье приготовительное к Великому посту воскресение называется «неделей о Страшном Суде». Учением Господа Иисуса Христа о Страшном Суде и последнем мздовоздаянии Св. Церковь желает побудить нераскаянных грешников к покаянию (Мф. 25:31-46). Накануне этого дня Св. Церковь молится о всех усопших отцах и братьях наших (отчего этот день и называется «родительской субботой»; см. § 147) для подтверждения того, что Иисус Христос придет судить живых и умерших. Помимо «недели о Страшном Суде» воскресение перед масленицей называется еще иначе «мясопустом», потому что в этот день полагается по уставу «заговенье на мясную пищу».

За мясопустом начинается «сырная» седмица или «масленица», служащая преддверием Великого поста. Называется она сырной потому, что Св. Церковь, запрещая на этой седмице вкушать мясо, разрешает вкушать сыр и яйца, и тем возводит верующих на последнюю ступень приготовительного воздержания. В песнопениях сырной седмицы вспоминается грехопадение Адама и Евы, происшедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. В среду и пяток сырной седмицы вместо Литургии совершаются часы с поклонами и чтением молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего»…

Последнее воскресение называется «сыропустом», потому что им оканчивается едение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие о прощении обид (Мф. 6:14-21) нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Сообразно с этим Евангельским учением христиане просят взаимно друг у друга прощения грехов, потому и самое воскресенье называется «прощенным воскресением». Помимо чтения Евангелий за Литургией, Церковь в подготовительные к Великому посту недели располагает к посту пением следующей покаянной молитвы, которая затем слышится в течение всего поста:

Покаяния отверзи ми двери. Жизнодавче,| утренюет бо дух мой ко храму Святому Твоему,| храм носяй телесный весь осквернен,| но яко щедр очисти| благоутробною Твоею милостию.| Податель жизни, открой мне двери к покаянию, ибо дух мой с раннего утра стремится к твоему Святому храму, имея свой телесный храм весь оскверненным; но Ты, как Милосердный, очисти его Твоею благоутробной милостью.
На спасения стези| настави мя Богородице,| студными бо окалях душу грехми,| и в лености все житие мое иждих,| но Твоими молитвами избави мя| от всякия нечистоты. Богородица, наставь меня на путь спасения: ибо постыдными делами я осквернил мою душу и в лености провел всю мою жизнь; но Ты Твоими молитвами избави меня от всякой нечистоты (греховной).
Множества содеянных мною лютых| помышляя, окаянный,| трепещу страшнаго дне суднаго: |но надеяся на милость благоутробия Твоего,| яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже,| по велицей Твоей милости. Размышляя о множестве соделанных грехов, я, окаянный, трепещу судного дня, но надеясь на Твое милосердие, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня Боже, по великой Твоей милости.

В недели о блудном сыне, мясопуст и сыропуст поется на всенощной после «Хвалите имя Господне» еще псалом 136, в котором живо описаны страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их о погибели своего отечества и разрушения храма Иерусалимского: «на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона»… (т.е. свою родину и Иерусалим). Слова эти по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, небесному Царствию.

Священник  Н. Р.  Антонов. Храм  Божий  и  Церковные  Службы