НА ПРИХОДЕ.

При обращении к духовенству для избежания ошибок необходимо иметь некий минимум знаний о священстве.

В Православии существует три степени священства : диакон, священник, епископ. Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить : будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество ( черное духовенство).С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия ( Целибат по- латыни «холост»). Диаконы и священники_ целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи- священники служат не только в монастырях, они не редки и на приходах, как в городе, так и в деревне. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства. Священническая иерархия может быть представлена так :

 

       БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО                                 ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО      

                                                  1.ДИАКОН

           Диакон                                                                      Иеродиакон

          Протодиакон                                                           Архидиакон

(старший диакон в соборе)                                           (старший диакон в монастыре)

                                                 2.СВЯЩЕННИК

Иерей или священник, или пресвитер                          Иеромонах

          Протоиерей                                                            Иегумен

( старший священник)

                                                                                           Архимандрит

                                              3.ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ)


Епископ


Архиепископ


Митрополит


Патриарх

 

      Если монах принимает схиму ( высшая монашеская степень – великий ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка « схи» — схимонах, схииеродиакон, схииеромонах (или иеросхимонах), схиигумен, схиархимандрит, схиепископ ( архиерей- схимник должен при этом оставить управление епархией).

     В обращении к духовенству надо стремиться к нейтральной лексике и стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение « отец» ( без употребления имени).Оно или фамильярно или функционально (характерно для обращения священнослужителей между собой: « Отцы и братья. Прошу внимания»).

   Вопрос о том в какой форме (на «ты» или на «вы») следует обращаться в церковной среде, решается однозначно – на «вы» (хотя мы говорим в молитве самому Богу: «оставь нам», «помилуй меня»).Впрочем ясно, что при близких отношениях общение переходит на «ты».И все же при посторонних проявление в церкви близких отношений воспринимается как нарушение нормы. Так жена диакона или священника, разумеется, разговаривает дома с мужем на «ты», но подобное ее обращение на приходе режет слух, подрывает авторитет священнослужителя.

Следует помнить,что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по- церковнославянски. Поэтому говорят: «Отец Иоанн»(не отец Иван), диакон Сергий, а не диаконСергей, патриарх Алексий, а не патриарх Алексей.

 

                               ОБРАЩЕНИЕ К ДИАКОНУ.

Диакон является помощником священника .Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения во священника.В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить  литургию,крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы).Соответственно к нему не обращаются с просьбой о совершении таинства и требы и не просят благословения.Но, безусловно,  диакон может помочь советом, молитвой.

К диакону обращаются со словами: «Отец диакон». Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: «Простите, какое ваше святое имя?» (так можно обращаться к любому православному).Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать «отец».Например:

«Отец Андрей, позвольте узнать…». Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: «Отец диакон сказал мне…».

 

                               ОБРАЩЕНИЕ К СВЯЩЕННИКУ.

В священной практике не принято приветствовать словами: «Здравствуйте».Саи же священник, представляясь, должен сказать: «Иерей ( или священник) Василий Иванов».Но будет нарушением  церковного этикета сказать: «Я-отец Михаил Сидоров».

      В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил». Но режет слух: «Иерей Федор посоветовал…».Хотя на многоклирном приходе могут оказаться священники с одинаковыми именами, для их различения говорят:»Протоиерей Николай в командировке, а  иерей Николай причащает.»Или же в этом случае к имени добавляется фамилия:» Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки»

      Сочетание «отец» и фамилия священника ( «отец Кравченко») употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности.

    Знание всего этого необходимо, но порой оказывается недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни.Рассмотрим некоторые ситуации

   Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников?

Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: берут благословленте в первую очередь у священников старших по званию, то есть сначала у протоиереев,затем у иереев.(Вопрос в том, какэто различить, если не все они вам знакомы. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением- обязательно протоиерей; позолоченный- или протоиерей, или иерей; серебряный- иерей.)

Если вы уже взяли благословление у 2-3 священников, а рядом находятся еще3-4 батюшки, возьмите благословление и у них. Но если видите, что почему-то это затруднительно, скажите: «Благословите,честные отцы» — и поклонитесь.

Заметим, что в  Православии  не принято обращаться со словами: «Святой отец». Говорят: «Честный отче, помолитесь за меня».

       Другая ситуация. Группа верующих во дворе храма подходит под благословление священника. В этом случае следует поступить так.Вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь)- по старшинству. Затем — женщины (тоже по старшенству).Если подходит под благословление семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети( по старшенству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: «Отец Петр, это моя супруга.Прошу вас, благословите ее».

      Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте ( в приемной мэра, магазине и пр.)?Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословление, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословление ограничиваются легким поклоном.

      При прощании, как и при встрече, Мирянин вновь испрашивает благословления у священника: «Простите, батюшка, и благословите».

 

                             ВЗАИМОПРИВЕТСТВИЯ МИРЯН.

   Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга брат и сестра. Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Бритья и сестры». Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же  всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие». В широком смысле слова и епископ, священник для мирянина – тоже братья.

        В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени ( то есть как мы подходим к Причастию, ко Христу).

    При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и  наклоном головы ( даже на Пасху рекомендуются разумн6ость и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страсти).

        Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить  прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат».  «Бог простит, ты меня прости». Расставаясь верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): « Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом!», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т. п.

    Если в миру возникает смущение: как отказать в чем- либо, не обидев собеседника, — то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим способом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословления моего духовника». И таким образом быстро снимается напряжение; в  миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

 

                                      ПОВЕДЕНИЕ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

   Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргоны, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека).В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд- короткий, смиренный, потупленный- сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае церковном.

      Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своим многоречием и словоохотливостью.В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь. Поэтому- то так внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

      Надо ли говорить, что миряне в общении между собой руководствуются теми же  нормами поведения.

                       ОБРАЩЕНИЕ НА ПИСЬМЕ.

    Письменное общение (переписка), будучи хотя и не столь распространенным, как устное, также существует в церковной среде и имеет свои правила. Когда — то это было почти искусство, и эпистолярному наследию церковных писателей или даже простых верующих теперь остается только удивляться, восхищаться им, как чем- то недостижимым.  

    Церковный календарь – это сплошной праздник. Не удивительно, что самые распространенные послания у верующих – это поздравления с праздниками: Пасхой, Рождеством Христовым, престольным праздником, именинами, днем рождения и т.д.

     К сожалению, редко поздравления отправляются и приходят вовремя. Это почти всеобщее упущение, ставшее дурной привычкой. И хотя понятно, например, чио Пасхе, Рождеству Христову предшествует многодневный пост, что последние дни перед праздниками наполнены хлопотами и – все это не может служить оправданием. Надо положить себе за правило: поздравлять и отвечать на письма вовремя.

     Строго регламентированных правил в написании поздравлений нет. Главное – поздравления должны быть искренними и дышать любовью. Все же некоторые принятые или установившиеся формы можно отметить.

    Поздравление к Пасхе начинается словами: «Христос Воскресе!»( обычно красными чернилами) и заканчивается: «Воистину Христос Воскресе!»( тоже красным цветом).

    Письмо – поздравление может выглядеть так:

 

Христос Воскресе!

Возлюбленная о Господе Н.! Со светлым и великим праздником – Светлой Пасхой – поздравляю тебя и всех твоих искренних. Какая радость на душе: «Христос  бо восста- веселие вечное».

   Пусть же это праздничное ликование сердца не покидает тебя на всех путях твоих. С любовью о Христе воскресшем- твоя М. Воистину Христос Воскресе!

 

    Поздравление к Рождеству Христову может начинаться ( здесь нет освещенной веками формулы, как у Пасхи) словами: «Христос  раждается – славите!»( «раж- дается»- по – славянски). Так начинается ирмос первой песни рождественского канона.

    Вы можете поздравить ваших близких, например,следующим образом:

 

Христос раждается – славите! Дорогая сестра во Христе Р.! Мои тебе поздравления с ныне рождающимся Христом и молитвенные пожелания возрастать всю жизнь во Христе в меру возраста Его. Как очистить сердце, чтобы приблизиться к великой благочестия тайне: «Бог явился во плоти!»?

   Желаю тебе помощи Богомладенца Христа в богоугодных делах твоих. Твой богомолец К.

 

   При написании поздравления ко дню тезоименитства ( то есть памяти соименного с нами святого) обычно желают помощи небесного заступника. (Употребляющееся выражение «день Ангела» не совсем верно, хотя святые именуются «на земли  ангелы»).

    В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, прихожан. Если вы хотите обратиться простым слогом, можно начать так: «Дорогого отца настоятеля (или дорогого батюшку) и всех прихожан поздравляю (ем)…»

   Если же вы хотите обратиться более торжественным и официальным слогом, то титулование должно быть иным.Здесь нужно будет вспомнить вышеприведенную таблицу. К диакону, иерею, иеромонаху обращаются: «Ваше Преподобие», к пртоиерею, игумену, архимандриту: «Ваше Высокопреподобие». Крайне редко употребляется бытовавшее ранее обращение к протоиерею: «Ваше Высокоблагословение». В соответствии с обращением и все поздравление должно быть выдержано в подобном стиле.

   Этим же можно руководствоваться при произнесении поздравительной речи, тоста на праздниках, днях тезоименитства, которые на крепких приходах, где живут единой духовной семьей, устраиваются довольно часто.

                   ЗА СТОЛОМ В ПРИХОДСКОЙ ТРАПЕЗНОЙ.

  Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся уже за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда благословит настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прощения, желают всем: « Ангела за трапезой» и садятся на свободное место.

    Обычно на приходах нет такого четкого разделения столов, как в монастырях: первый стол, второй стол и т.д. Тем не менее во главе стола ( то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую руку от него —  следующий по  старшенству священник, по левую- священник по чину. Рядом со священником сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители( псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей обычно батюшка благословляет трапезничать к голове стола. В целом руководствуются словами Спасителя о смирении за обедом (см.Лк.14,7-11).

        Порядок трапеза зачастую копирует монастырскую: если это будничный стол, то учиненный чтец, стоя за аналоем, после благословления священника для назидания собравшихся громко читает житие или наставление, которое со вниманием выслушивается. Если это праздничная трапеза, где поздравляют именинников, то звучат духовные пожелания, тосты; желающим их произносить хорошо бы заранее продумать, что сказать. За столом соблюдают меру во всем: в ястии и питии, в разговорах, шутках, продолжительности застолья. Если имениннику преподносятся подарки, то это чаще всего иконы, книги, предметы церковной утвари, сладости, цветы. Виновник торжества в завершении застолья благодарит всех собравшихся, которые поют ему затем «многая  лета». Хваля и благодаря устроителей  обеда, всех тех, кто потрудился на кухне, так же соблюдают меру, «ибо Царствие Божие не ястие и питие, но радость о Дусе Святе».

                        КАК ПРИГЛАШАЮТ СВЯЩЕННИКА

                          ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБ.

    Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.

    Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: «Здравствуйте», но строят начало разговора так: «Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка» — и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: «Благословите». Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать)  болящего, необходимо подготовить больного, прибрав комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручницы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду. На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь

    По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая – это прекрасная возможность для членов семьи поговорить о духовном, решить какие – то вопросы.

 

 ИЕРОМОНАХ  Дометиан  (Маркарян)