Протоиерей Павел Великанов

Православие / Человек и его вера / Богословская мозаика

Как мы недавно говорили, община первых христиан жила удивительной близостью ко Христу и особыми дарами Святого Духа. Такие сверхъестественные для нашего современника явления, как дар пророчества, знание других языков без обучения им, дар исцелений,  изгнания нечистых духов и иных чудотворений — все это для христиан первых веков было естественно и обычно.

Шло время, менялось и отношение окружающего мира к христианам. Нелицемерная любовь, жертвенность, глубина и сила веры христиан в итоге сломили подозрительность и неприязнь язычников. Первоначально христианство не облекалось в какие-то четкие обрядовые или вероучительные формы — первые христиане жили близостью смерти и встречи со Христом. Но когда гонения прекратились, появилась возможность облечь христианскую истину в формы, доступные и понятные не только горячо верующему сердцу, но и тому, кто был еще слаб в вере — а потому искал разумных обоснований христианства. Так постепенно рождается христианское богословие, оформляется богослужение, во всей красоте являющее миру Таинства Церкви, ранее скрывавшие себя в темноте катакомб.

До середины XI века восточные и западные христиане сохраняли свое единство. Руководители Восточных церквей — носили титул Патриархов, а глава Западной — Римской именовался папой. Восток сохранил традиционную веру в то, что всеобщей, соборной — по-гречески — «кафолической» — Церковью является каждая христианская община, находящаяся в единстве со всеми остальными. Поэтому ни один епископ не имел права вмешиваться в дела другого без его согласия. Особо важные вопросы решались не единолично, а собором всего епископата.

Однако на Западе сформировалось иное представление: первенство чести Римского епископа, преемника апостола Петра, в сознании западных христиан постепенно из председательства в любви превратилось в первенство власти. В итоге Рим объявил, что папа может самостоятельно распоряжаться всеми вопросами Церкви — как Западной, так и Восточной. Власть папы была поставлена выше власти Вселенских Соборов. С таким утверждением Восточная Церковь не могла согласиться, поскольку это было изменой древней христианской традиции, разрушением принципа единства и равенства во Христе. А после того, как в 1054 г. папские посланники положили на престол храма Святой Софии в Константинополе акт об отлучении Константинопольского Патриарха, Рим окончательно подтвердил свое отпадение от полноты христианства. С этого момента Восточная Церковь стала именоваться Православной, тем самым показывая чистоту и неповрежденность своей веры, верность изначальному христианству.

В чем же заключается существо Православия? Почему  Православие выжило на Балканах — несмотря на турецкое владычество, почему его не стер с лица земли атеистический режим коммунизма? Ответ только один — сила Православия — во Христе. Православие жило и живет не потому, что заботится о своем выживании. Напротив, оно никогда не ставило своей целью заручиться внешними гарантами своей стабильности и непоколебимости.  Только одна цель стоит перед Православием — сохранить в себе лик Христа точно таким, каким Его знали первые христиане. Но это невозможно без чистой веры и правильной, Богоугодной жизни. Главная забота Православия состояла в том, чтобы через всю историю пронести и сохранить лик евангельского Христа и правильно прославить Его. Само слово — Православие, — по-гречески «Орто-доксия» — говорит о правильности прославления Христа как совершенного Бога и совершенного человека. Но в своем основном значении греческое слово «Докса» означает мнение, или представление о чем-либо. Поэтому православие — это прежде всего истинное представление человека о Боге.

Образ Христа, бережно хранимый Православием — это вовсе не образ жаждущего отмщения Судии или, напротив, либерально настроенного моралиста. Нет: Православие свидетельствует о Христе как Спасителе, Который свободно взял на Себя всю тяжесть греха и прошел весь путь человеческой жизни даже до ада.  Своим Воскресением Христос Спаситель открывает возможность любому человеку еще при земной жизни ощутить дыхание жизни Божественной, жизни вечной.  Православие говорит о спасении как обожении человека, сообщении ему Божественной жизни и через это — полном освобождении от греха и смерти. Таинства Церкви, в которых действует Дух Святой, являются «островками спасения», опираясь на которые православный христианин обретает мир с Богом, людьми и самим собой. Православные святые являются самым ярким свидетельством действительного преображения человека Божественным Духом в Православии, уподобления человека Христу.

Красота Православной Церкви заключена  в ее бесконечном уважении свободы человеческой личности. Это отличает Православие от иных христианских конфессий, где свобода либо подавляется внешним авторитетом, либо превращается во вседозволенность. Православие считает, что безграничное уважение человека и его свободы обязывает и призывает к такой же безграничной жертве, какой была Христова любовь, запечатленная на Кресте. На такой жертвенной любви, безграничном смирении и уважении к человеку, Бог созидает Свою Церковь. Число православных в мире составляет, по разным подсчетам, от 125 до 200 миллионов.

Истинности православной вере и по сей находится множество внешних подтверждений, которые доступны любому желающему. Достаточно привести лишь один удивительный пример:  на греческом острове Закинф есть деревенька, а в ней православный храм, в который каждый год на праздник Успения Божией Матери сползаются ядовитые змеи. В храме они ползают среди людей, залезают на плечи и головы, совершенно никому не вредя. После праздника змеи исчезают. Очевидно, это напоминание нам того, что, когда мы с верой прибегаем к Божией Матери, нам не может повредить никакое зло. Это ли не чудо!

…Когда великого французского писателя, Франсуа Мориака, спросили, в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил: «Единственная светлая точка в будущем человечества — это пробуждение веры у современной русской интеллигенции». Не только у интеллигенции, скажем мы, но и у всего русского народа. Если Ф. Мориак, будучи католиком, видел в таком пробуждении особый смысл для всего мира, не пора ли и нам увидеть его?…

http://www.mir-slovo.ru