Иерей Василий (Попов)


Патриарх Иоаким

Время патриаршества Иоакима пришлось на три царствования: Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и соправителей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и царевны Софьи. Это время величайших трудностей и испытаний, ставших перед церковью и государством. Борьба с расколом, борьба с неграмотностью и пороками в церкви, объединение с украинской церковью, борьба со стихией стрелецких бунтов, с вызванным ими старообрядческим начетничеством.

История любит яркие личности гениальных злодеев, авантюристов и прохладно относится к своим пасынкам – добросовестным и ответственным труженикам.

Общим местом стали рассуждения о необразованности патриарха Иоакима, его политической ангажированности, жестокости к противникам. Оригинальным и популярным в среде последующих книжников Симеону Полоцкому и Сильвестру Медведеву противопоставляют «реакционных» патриарха Иоакима, инока Евфимия и Епифания Славинецкого. Если в дореволюционной исторической литературе достаточно взвешенно оценивается роль патриарха Иоакима, хотя светские ученые и того времени по-своему понимали характеристику, данную патриархом Никоном: «За смирение достоит быть Иоакиму патриархом», однако, например, спор с Алексеем Михайловичем о его духовнике они показывают как принципиальность и бесстрашие. То современный исследователь явно строит психологию своего героя на современный лад, видит в нем хладнокровного политика-интригана, хотя и не вполне смелого и храброго.

К счастью, сохранилась обширная литература, бережно относящаяся к памяти великого труженика, молитвенника и патриарха земли Русской. В середине XIX в. это публикации Николая Павловича Барсукова в обществе любителей древней письменности, в том числе издание на церковно-славянском языке жития и завещания патриарха, труды специалиста по генеалогии, представителя дворянского рода Савеловых Л.М. Савелова и его брата, фундаментальный труд священника Петра Смирнова.

Иван Петрович Савелов, будущий патриарх Всероссийский, родился 6 января 1620 г. ст. стиля, т.е. в самый праздник Крещения Господня, по словам жития, во время благовеста к службе. Назван он Иваном в честь Иоанна Предтечи. Собор Иоанна Предтечи бывает на следующий день после Крещения – его именины.

На царской службе с 1644 г. (в 24 года – довольно поздно для тех времен).

Род Савеловых происходит от Новгородского посадника Ивана Кузьмича Савелова, сторонника Марфы Борецкой, в конце XV в. был выселен из Новгорода, Савеловы были поселены в т.ч. и на Можайской земле.

В середине XVIII в. Савеловы владеют деревней Бородино, Губино, Отяково, Сивково и др. Можайского уезда.

В 1652 г. по челобитной Ивана Петрова сына Савелова пустошь Савково (Сивково) переходит в его владение. Устроил усадьбу, дом со службами, поселил дворовых – пустошь стала сельцом.

В 1654 г. участвует в литовском походе под Смоленск, а в Москве в это время умерли от моровой язвы (той самой, от которой патриарх Никон спас семью царя Алексея Михайловича) жена его Евфимия и все четверо детей.

В 35 лет Иван Петрович постригается в Киевском Межигорском монастыре.

В апреле 1657 г. старец Иоаким приехал в Москву за покупками и для испрошения у государя милостыни. Д.М. Савелов публикует даже его челобитную, написанную скорописью XVII в., показывая, что в то время он уже был грамотным, образованным человеком. Тогда Никон берет Иоакима в свой Иверский на Валдае монастырь, сначала монахом, потом строителем. В это время в Иверском монастыре размещалась типография. В 1661 г. Иоаким перешел в Ртищевский монастырь.

Деятельности Никона по исправлению книг Иоаким, по-видимому, сочувствовал, но лояльный и резко очерченный характер его не мог переносить спеси Никона, когда властолюбие вознесшегося мужика не знало пределов. Много раз хотел Иоаким вернуться в полюбившийся ему Межигорский Преображенский монастырь, но ему это было не суждено. Потом был келарем Новоспасского монастыря и с 1664 г. архимандритом Чудова. С 1672 г. митрополитом Великого Новгорода (откуда происходили его предки), а с 1674 г. – патриарх Всероссийский.

В 1860 г. патриарх Иоаким с царем Федором Алексеевичем приезжали в Можайск, тогда же, видимо патриарх благословил строительство нового Никольского собора, включавшего в себя старинные ворота Можайской крепости; в 1685 г. новый храм был освящен. В тот же приезд патриарх заехал в свое бывшее поместье Сивково, которым владел его брат Тимофей Петрович, и благословил строительство Преображенской церкви. К 1687 г. храм был построен и патриарх приезжал его освящать 20 мая ст. стиля (обретения мощей свят. Алексия и именины его брата, Тимофея). При храме до сих пор сохранилась келья патриарха. Преставился патриарх Иоаким 17 марта 1690 г. (память Алексия человека Божия).

По службе Иоаким был дружен с Артамоном Матвеевым, вместе участвовали в Смоленском походе. Кстати, вторая жена Алексея Михайловича Наталья Кирилловна Нарышкина была представлена ко двору именно Артамоном Матвеевым из Смоленской земли.

До революции в Киевской духовной академии висел портрет патриарха Иоакима, и ходила легенда, что патриарх учился в этой академии. Доказать это никому не удалось, но Л.М. Савелов выдвинул следующую гипотезу. Мы ничего не знаем о юности Иоакима до 24-х лет, когда он получил первые поместья, т.е. на 9 лет позже обычного срока, когда верстали на службу. Не был ли Иоаким в эти годы в академии? Кроме того, почему он постригся в столь далеком монастыре, хотя и известном на Украине. Этот монастырь был войсковой святыней запорожцев, ему в XVI в. покровительствовали князья Острожские, сторонники греко-славянского просвещения.

Хотя недоброжелатели и упрекают патриарха Иоакима в недостаточной церковности и образованности, события жизни обличают в нем искреннюю и глубокую веру. Он борется с беспринципным духовником Алексея Михайловича, не боясь гнева царя, и одерживает моральную победу. Ему свойственно отвращение к войне, когда трудности походов заставляют людей забыть благочестие и милосердие (его речи по поводу крымских походов). Он стоит на страже веры, покровительствует славяно-греческому образованию, которое идет труднее латинского.

Этот человек, переживший в молодости житейскую катастрофу, выступает закаленным духовным борцом, с глубокими убеждениями. Такой психологический портрет делает вполне допустимой гипотезу Савелова о том, что Иоаким в молодости мог быть в Киеве. Как и многие подвижники благочестия, он мог иметь в молодости духовную жажду, заставившую его отправиться к Киевским святыням.

Остается добавить, что святитель Митрофан Воронежский, прославленный нашей церковью в лике святых, желая оставить своей пастве посмертные наставления, чуть не целиком переписал завещание Иоакима, пользуясь и его мыслями и даже выражениями, конечно, потому, что это произведение считалось образцовым.

 

 


ЛИТЕРАТУРА



 



1. Барсуков А.П. Всероссийский патриарх Иоаким Савелов // Общество любителей древней письменности, прил. 6 к отчетам о заседаниях об-ва за 1888–1891 гг. Спб., 1891.



2. Барсуков Н.П. Житие и завещание святейшего патриарха Иоакима. Спб., 1879.


3. «Патриарх Иоаким и заслуги его отечеству в гражданском, политическом и религиозном отношениях». Спб., 1847.


4. Савелов Д.М. Вековая несправедливость. М., 1915.


5. Богданов А. Смирение по Иоакиму. // Наука и Религия. 1995 г. №№ 7–12; 1996 г. №№ 2, 4, 5, 9.


6. Смирнов П.А. Иоаким, патриарх Московский. М., 1881.


7. Савелов Л.М. Род дворян Савеловых. М., 1904.


8. Иловайский Д.И. Отец Петра Великого. М., 1996.


9. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. VII, т.т. 13–14. М., 1991.


10. Церковь Преображения в Сивково, проект реставрации. // Спецпроект реставрация. Т. III. Историческая записка. М., 1980.