ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ С 3  ПО  7  КЛАССЫ 

                 
  Учитель ОПК  Абехтикова Марина Борисовна, Московская обл., г. Ногинск, ГШИ № 2

Цель и задача:  

Через театрализованное представление дать более глубокие знания о храме и церкви – о храме, что это Дом Божий, а о Церкви, что это люди, которые  должны не разрушать, а созидать вокруг себя. Мир и любовь между собой, невозможно создать  без Бога, без Заповедей Божьих.

Внутрипредметные связи: 

Основы Православной Культуры, Закон Божий – знакомство с устройством храма, с церковной утварью; литература, тексты из богослужений, выдержки из «Цветника духовного», свящ. А.Ельчанинова (тексты адаптированы для восприятия детей); собирательный образ старчества и отношения между старцем и мирянами; какую роль играет духовник  в жизни какой-то семьи или общества; психология  — лекции свящ. А. Берестова; пение – по возможности, чтобы учащиеся пели под фортепиано или гитару – это придаст празднику больший колорит; фольклор – традиции и костюмы приближены к русской культуре, кинематография –   после фильма «Остров» дети полюбили песню «Господи, помилуй, Господи, прости», на уроке дается полный текст песни.

Развивающее обучение: 

Заучивая роль наизусть, ребенок развивает память.  

Выразительное исполнение и эмоциональность выступающих учащихся  поможет не только им самим, но и тем детям, кому будет представлен этот урок более четко усвоить такие понятия, как: Храм, Церковь, традиции, духовный отец и др. 

Дать представление, что бездуховность и безнравственность ведет  человека к потере всех ценностей, даже к обесцениванию жизни.


Через ознакомление с церковными изделиями подтолкнуть детей к творчеству, к прикладному искусству.

Основные понятия: 

Храм, церковь, духовный отец, батюшка, монах, монастырь, село, деревня, икона, покровцы, резьба по дереву для иконостаса, Евангелие, лента для Евангелия, пасхальное яйцо, воскресная школа. 

Оборудование:

Сцена (просторная комната); на стене название урока «Дорога к храму»,  Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!»,  иконы и фотографии Троице-Сергиевой Лавры; храм-конструктор; изба; фортепиано; магнитофон ( для воспроизведения колокольного звона); покровцы; резьба для иконостаса; народные костюмы; крашеные яйца, колокол. 

План:

1.  Вступительное слово учителя. О смысле проведения этого урока.

2.   1 сцена. Вступительное слово ведущего.

3.   2 сцена. Василий и Екатерина отправляются в монастырь.

4.   3 сцена. Встреча с духовным отцом – отцом Сергием.  

5.   4 сцена. Василий и Екатерина обращаются к жителям села.

6.   5 сцена. Ведущий. Отец Сергий идет в село, поет «Господи, помилуй». Встреча с В. и Е.

7.   6 сцена. Знакомство со строителями  храма. Стихотворение.
Мастерская.

8.   7 сцена заключительная. Воскресная школа. Пасхальные песни, стихотворение и тропарь.

Главные герои: Иван Филин, Василий Груничев,                Екатерина Воронцова      и все учащиеся 3класса.

                      Вступительное слово учителя.

                    О смысле проведения этого урока.

Почему наш урок назван «Дорога к храму»?
В самой главной книге Евангелие сказано «…в не  Церкви нет спасения». Церковь — это люди, которые живут вокруг Храма. В храме совершаются самые главные таинства:  Крещения, Исповеди, Евхаристии (причастия), Священства и др. Без этих таинств невозможно наследовать Царствие Небесное. Поэтому у нас на Руси в каждом селе стоял храм – это было необходимо для русского человека. 

В знак благодарности люди строили храмы, например: после победы над Наполеоном 1812 года — Храм Христа Спасителя в Москве был построен на народные деньги. Наш город Богородск французы оставили в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь этого чуда были построены храмы Покровские в селе Воскресенское и в селе Кудиново, а  в Богоявленском Соборе нашего города и в с. Мамонтово пристроены малые алтари, посвященные так же Покрову.

 

Люди строили и строят до сих пор храмы после какого-то чуда, или обретения иконы, или исцеления от какой-либо болезни.


Наш современник путешественник, ученый Конюхов… разбил колено так, что ему предложили операцию, после которой  бы остался инвалидом. Когда он лежал в клинике, привезли мощи «главу вмч. Пантелеимона», народу очень много,  стоять несколько часов. Он попросил свою жену Ирину не стоять в очереди, а встать не улице в том месте, где были мощи и прочитать акафист святому. Жена так и сделала. После того как она помолилась, в это время он почувствовал облегчение. Сделали рентген, оказалось операцию делать не надо. В честь этого чуда великий путешественник дал обещание, что сделает часовню в честь вмч. Пантелеимона.

По рассказам экскурсовода в городе Переяславле — Залесском монастырь в честь святителя Николая был отреставрирован очень быстро. Благодетелем этого монастыря является человек, которого спасла маленькая иконочка святителя Николая, она является материнским благословением. До страшной аварии, в которой все погибли, кроме человека, о котором идет речь, не верил в Бога, но очень любил мать и поэтому ради уважения к ней носил с собой этот образок. После такого чуда этот раб Божий (имя его не знаем) дал обещание, что отреставрирует храм или монастырь в честь святого угодника и Чудотворца Николая.

Наш урок называется «Дорога к храму» — это собирательный образ наших героев. Герои наши современники, которые очень хотят увидеть просвет в жизни, но что-то им мешает. Нет смысла, нет радости и счастья. Как обрести то, что разрушено и поругано? Остается только то, что надо через большие усилия вставать и созидать, другого пути нет.



                                    Ход урока.

                                      1 сцена.

Вдалеке храм (конструктор) без крестов и куполов. Изба. Посередине зала пень. Основная группа учащихся 3 класса сидят на первом ряду.  

Учитель:  Вступительное слово об уроке.   Мы вам  расскажем  историю, которая произошла, а может, и произойдет. 

В селе Спасово стоит разрушенный храм в честь Христа Спасителя, поэтому так и названо село.

Трагична судьба  не только храма, но и людей, живущих в этом селе.

Трагедия заключается в том, что жители, и особенно молодежь страдают алкоголизмом и наркоманией.

Молодежь умирает, а их родители в отчаянном состоянии не знают, что делать, как это пагубное явление приостановить?

А еще, в Спасском живут брат и сестра, Василий и Екатерина, они постоянно ходят в ближайший поселок в церковь, а в пост любят посещать монастырь, в котором живет их духовный отец – отец Сергий.

Однажды Великим Постом они пошли в монастырь по исповедоваться у духовного отца и причаститься. Когда об этом узнали односельчане, то попросили узнать у старца: «Что им делать? Как дальше жить?»

                                       2 сцена.

Идут Василий и Екатерина в монастырь. Екатерина перекрестилась на разрушенный храм.

 

В. —  Кать, а почему ты всегда крестишься на храм, ведь он разрушенный?


Е. —  Храм – это дом Божий. Я читала, что даже разрушенный храм охраняет Ангел  Хранитель.

     —  Василий, я устала, давай отдохнем?

В.  —  Отдохнем!!!


Е.  —  А ты что-то от меня прячешься?

Василий отворачивается, но потом показал синяк под глазом.

     —  Ничего себе!!! Васька-а, это кто ж тебя так?

В.  — Да-а-а, наши местные пацаны просили закурить. Ты ведь знаешь, что я уже месяц не курю.

 

Е. – Ну, братишка, ты мне напоминаешь Ивана Царевича, который боролся со Змеем Горынычем.

В.- Это почему?


Е. – Те, кто курит, почему-то мне напоминают Змея Горыныча.

Представь себе: изо рта дым, из ноздрей дым, а какая вонища от курильщиков – фу!!!

Так что, Василий, бросив курить, ты поступил как настоящий мужчина! 

Да еще не побоялся местных драчунов. Как мне радостно, что у меня такой смелый брат!

В. – Катюх, а знаешь, почему я бросил курить?

Е. – Нет, не знаю.

В. – Помнишь, мы ездили в храм причащаться, а батюшка меня не причастил?

Е. – Ну, помню. А почему? Ты мне не рассказал.

В. —  Так вот, я утром ничего не ел, ни пил – как положено, но не смог удержаться и выкурил  сигаретку, а батюшка на исповеди мне объяснил, что курить не только очень вредно, так как табак отравляет весь организм, но и большой грех. Даже поговорка есть: «Боится, как бес ладана», а табачный дым, наоборот, бесы очень любят, и Ангел Хранитель отходит от курильщика. Поэтому через курение мы объединяемся с другими грехами и становимся врагами Богу.

Е. – Вась, а Вась, вообще — то  ты зачем  начал курить?

В. – Как это зачем? Чтобы быть крутым; перед девчонками выглядеть взрослее, сильнее и не быть «белой вороной» — как все, так и я.

А оказалось, я становился не рабом  Божьим, а рабом греха.

Кать, а знаешь? Когда мне ребята залепили в глаз, я даже почувствовал, что страдаю за правду, почти как мученик и мне было совсем не обидно. 

 Вдали послышался колокольный звон

Е. – Вася, слышишь звон? Сейчас служба начнется, пойдем скорее.


                                         3 сцена. 

Вася с Катей подходят к монастырю, им навстречу отец Сергий – их духовный отец.

В. и Е. –( наперебой) Батюшка, благослови!

о.С. – Василий,  что это у тебя под глазом?


В.   —  Да-а, пустяки. Ребята просили закурить, а я бросил.

о.С.  – Ты, Васенька, молодец, что бросил табачное зелье, а на ребят ты зла не держи, они не знают добра, поэтому умеют делать только зло. Ты молись за них.
Ну, какие у вас проблемы?

В.  – Давно вас не видели, и хотелось бы Великим Постом по-исповедоваться и причаститься в монастыре.


Е.  – И хотим вам передать низкий поклон от жителей нашей деревни. Они просят вашего совета.

о.С. – Так что же стряслось?

Е.  – Молодежь страдает алкоголизмом и наркоманией, многие ребята и девчонки не доживают до совершеннолетия – умирают, а  их родители находятся в отчаянии.

 

А недавно, была память по бабушке, мы пошли на кладбище и были в ужасе!

 

Множество могил с фотографиями молодых людей.

Родители этих-то мальчишек и девчонок не знают, что делать?

о.С. – Как не знают? Ходить в храм, исповедоваться, причащаться.

 

Е. —  Батюшка, может и ходили бы, да храм-то в нашей деревне разрушен, стоит без крестов и без куполов.

о.С. —  Если в деревне есть храм, то это уже не деревня, а село.

Значит, надо срочно восстанавливать храм.

 

Через труд и молитву у вас все наладится, и жить будете мирно.

Необходимо также знать Основы Православной культуры.

Мы же знаем правила дорожного движения или правила поведения в общественных местах, а вот о правилах духовной защиты мало кто знает.

 

От незнания Заповедей Божьих люди не понимают, где добро, а где зло.

о. С. После небольшой паузы меняет интонацию. Как бы предвидя будущее. Радостно:


Начнутся богослужения, и закипит жизнь в вашем селе… девчонки будут петь на клиросе, мальчишки прислуживать в алтаре, а родители молиться и радоваться за своих детей.

А плохое настроение и различные грехи – табакокурение, пьянство, наркомания часто бывают от лени. 

Ну деточки мои, все поняли?

В. и Е. –(наперебой) Да батюшка, поняли! 

о. С. – Как причаститесь, к кресту приложитесь, так и идите домой с миром, Господь вас благословит. И запомните: «Жить не тужить, никого не обижать, никому не досаждать и всем мое почтение».


А придете в свое село, объявите всем жителям, чтобы изменилась жизнь, нужно восстанавливать храм. Богослужения начнутся, и скорби заменятся радостью, а в трудах раскроются и таланты.


о.С. благословляет В. и Е., они кланяются и уходят

                                       4 сцена.

В. и Е. приходят в свое село, а все жители в полусонном состоянии.(Учащиеся склонили друг к другу головы).

В. —  Все жители села, собирайтесь!!!

Е. —  Не слышат ! Василий, звони в колокол!

Двое соседей выходят в полусонном состоянии.

… —  Ну, че вам надо, че пугаете?


В.  — У Батюшки в монастыре были, он совет хороший дал, хотелось бы поделиться со всеми вами.

Е.  –(читает стихотворение М.Запольского «Песни деревни»)

Каждый должен чтить

Память ближнего, 
Вспоминать о нем 
Пред иконою.

Только в той семье 
Лад и радости,

Где живет Господь,

Матерь Божия;

Где идут ко сну

С крестным знаменем

И встают от сна

Лишь с молитвою.


(Двое соседей будят остальных, передают новость, стуча друг друга па плечу)

…- Собирайтесь все!!!  Катька с Васькой из монастыря пришли, весть от старца принесли, пойдем послушаем!

Народ собирается, выкрикивая какие-то фразы

…- Ну, что интересного сказал старец?

В. и Е. читают стихотворение С. Ляпустина «Молитва в храме»


Как хорошо с душой откратой,

С душою искренней, простой,

Без мысли злобной и сокрытой 
Придти молиться в храм святой,

 

И там внимать словам священным,

На лик Спасителя взирать, 
И с сердцем кротким и смиренным 
Пред Ним колена преклонять.

Богатым, бедным открывает 
Покой и радость Божий храм,

И пенье дивное ласкает 
Собой молящихся всех там.

Иди же, брат, с душой открытой,

С душою искренней, простой, 
Без мысли злобной и сокрытой –

Иди же строить храм святой.

Группа разделяется на две. Одна идет к разрушенному храму, а другая в дом.

                                    


                                      5 сцена.

Учитель – Прошло 2 года. Отец Сергий решил пойти в село Спасское посмотреть, как идет строительство храма. Какое настроение жителей этого села?

Давно к нему не приходили Василий и Екатерина. Ведь наступает Пасха Христова и должно быть они заняты  приготовлением к Великому Празднику.

 

о.С. –  поет песню «Господи, помилуй, Господи прости».

Господи, помилуй, Господи, прости,

Помоги мне, Боже, Крест свой донести. 
Ты прошел с любовью Свой тернистый путь,

Ты нес Крест безмолвно, надрывая грудь.

И за нас Распятый много Ты терпел,

За врагов молился, за врагов скорбел. 
Я же слаб душою, телом также слаб

И страстей греховных я — преступный раб. 

Я – великий грешник на земном пути,

Я ропщу и плачусь… Господи, прости! 
Помоги мне, Боже! Дай мне крепость сил, 
Чтоб свои я страсти в сердце погасил…

Помоги мне, Боже! Щедрою рукой
Ниспошли терпенье, радость и покой. 
Грешник я великий на земном пути…

Господи, помилуй, Господи прости!

В. и Е. —  увидели батюшку и побежали навстречу – Батюшка, отец Сергий, мы рады вас видеть!

о.С. – Смотрю — все веселые, радостные, значит, у вас все хорошо.


В.   —  Сейчас мы вам все покажем и познакомим с нашими строителями храма.


В. и Е ведут батюшку к храму. Строители кланяются батюшке.


…   —  Это наш храм. Храм ставят на середину зала.

о. С.- А что вы знаете о храме? Расскажите.

1… — Наш храм имеет форму корабля.

о.С.-  А почему корабля?

1… — Потому что символизирует корабль, на котором спасся Ной и его семья во время всемирного потопа.


2… — Главная часть храма – Алтарь, туда могут заходить только священнослужители и алтарники.

3… — Лестница в храм называется папертью.

4… — Направление православных храмов с запада на восток, так как с Востока на запад пришла наша вера христианская.

5… — Купола обозначают Небо, а сам храм Дом Божий, где всегда пребывает Бог.

6… — Всегда православный храм увенчивается крестом, потому что Крест – это символ нашего спасения.


Крест хранитель всей вселенной,
Крест красота Церкви, 
Крест верных утверждение,

Крест ангелов слава и демонов язва.

(все дети читают стихотворение А. Ширяевой  «Белая церковь»)

Здесь в долине, за рекою, церковь белая стоит. 
Крест высоко над главою золотой звездой горит. 

Птички весело в ограде в яркой зелени снуют, 
Гимн Творцу земли щебечут, звонко, радостно поют. 

В Церкви Божией лампады, лики кроткие святых 
Смотрят тихими очами на прихожан всечестных. 

Стройно пение несется хора певчих молодых,

Благодатна сила льется песнопений и молитв. 

Дым кадила благовонный вьется к горним высотам,
И молитва с уст несется, как священный фимиам! 

Мерно колокол церковный в тихом воздухе гудит, 
Звуком мощным и свободным в сердце каждого стучит. 

Все, что чистого, святого сохранилось в тайнике,

Воскресает к жизни снова, возрождаяся в душе…

 

Все, заглохшее под тиной, сором, грязью вековой, 
Пробуждаясь к жизни новой, очищается слезой…

В. и Е. – Батюшка, а теперь пойдемте, мы вам покажем наши мастерские. Среди наших односельчан оказалось столько талантливых людей!!!

                                       6 сцена

Храм относят в сторону. На стене висят иконы, на столе в вазе крашеные пасхальные яйца, у детей в руках различные церковные изделия: покровцы, лента для Евангелия, фрагмент резьбы по дереву для иконостаса.

Е. —  А в этом доме наши мастерские.


Стук в окно. Выходит хозяин.(Х)

о.С. – (с поклоном) Мир Вашему дому!


Х.    —  ( делает ответный поклон) С миром принимаем!


Ботюшка заходит и видит: кто вышивает, кто режет из дерева иконостас, кто пишет икону.

о.С. — Ох, какая у вас красота!


7… — Это все мы изготовляем для внутреннего убранства храма.
Пишем иконы для иконостаса. Пока, что мы написали Спасителя, Богородицу и Николая Чудотворца.

8…-  Иконостас в нашем храме будет четырехярусный.

         1 ярус – Местный ряд;
         2 ярус – Двенадцать праздников – это события, связанные с жизнью Иисуса Христа и Богородицы.

9… — 3 ярус – Деисусный ряд. Богородица, Иоанн Креститель и апостолы молятся Христу.
         4 ярус – Пророки, которые говорили о пришествии в мир Иисуса Христа.

 

В. и Е. – о.Сергий, у нас есть и Воскресная школа, где мы учимся петь, читать на церковно славянском языке, и занимаемся рукоделием. 

                              7 сцена. 
                               Финал.

Все собираются вместе и поют песню  «Христос Воскрес из мертвых»

Христос воскрес из мертвых, смерть смертию попрал; 
Разрушил узы ада и жизнь всем даровал. 

В полночный час из гроба Спаситель наш Воскрес:
Всем верным жизнь и радость, и свет принес с небес. 

Прекрасный Ангел светлый мгновенно отвалил 
Великий камень гробный и гроб весь освятил. 

Земля вдруг затряслася, когда Спаситель наш 
Воскрес в полночный, славный, благословенный час. 

И стражу иудеев объял великий страх:

Как мертвые на землю поверглись все во прах. 

А Ангел светозарный на камени сидел, 
И голосом небесным «Христос Воскресе» пел! 

Когда святое утро Воскресное зажглось, 
И небо тихим светом с Востока облеклось, 

Тогда святые жены на гроб Христов пришли 
И миро дорогое с собою принесли.


Чтобы помазать Тело Владыки своего

Пришли ко гробу… смотрят… О, ужас! Нет Его!

 

Стихотворение А. Майкова «Христос Воскрес»

Повсюду благовест гудит, 
Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов, 
И реки рвутся из оков, 
И зеленеет ближний лес… 
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

 

Вот просыпается земля, 
И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес! Христос Воистину Воскрес!
(Последнюю строчку стихотворения поют все вместе).

Далее, стихотворения: (К.Феофанова)
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних, из полуденных краев…
… И в саду у нас сегодня я заметил, как тайком 
Похристосовался ландыш

С белокрылым мотыльком.
                            
(Дети держат в руках блюдо с крашеными пасхальными яйцами и кулич и читают стихотворение В. Афанасьева) 

Прилетели птицы, Радостью блистая:
Светлая седмица, Праздничная стая!
… А у нас куличик
Золотая корка!
Крашеных яичек

На подносе горка!…
… Хорошо нам вместе!
И обед наш весел.
— Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!

(В заключении все вместе поют тропарь Пасхи)

«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Трижды)


Литература:

 «Закон Божий». Протоиерей С. Слободской.С-Пб.1997.

А.Ельчанинов «Записи». Киев.1999.


«Слово и Дух»: антология русской поэзии (Х-ХХ вв). Минск.2003.

Минея месяц сентябрь 14.  М.1987.. 

Триодь Цветная. М.1992.

Православные праздники. Сценарии детских спектаклей. Ю.В.Щербинина. М. 2007.