Людмила Бонюшкина


В «Беседах, прочитанных во время пассий в Николо-Кузнецком храме» протоиерей Всеволод Шпиллер вспоминал горькие высказывания двух наших писателей – Ф.М. Достоевского, который восклицал: «Кто из нас по совести знает теперь, что есть добро и что есть зло?», и Н.В. Гоголя, записавшего в «Дневнике»: «Грусть от того, что не видишь добра в добре»[1]. Путаница понятий о зле и добре привела к грозному нарастанию зла вокруг нас повсюду, во всем мире.



И Достоевский, и Гоголь писали в те времена, когда мир еще не пережил ни русских революций, ни мировых войн, ни эры тотального атеизма и полного социального переустройства. И если тогда чуткие сердца улавливали путаницу и подмены, что же следует ожидать от нашего времени?


«Конечно, добро и зло существуют в людях, – пишет молодой человек, недавний студент. – Каждый человек имеет набор моральных принципов, свою собственную этику. Если люди живут в соответствие с этим, они делают добро. Если нет – зло. Зло действует в них через внутренний конфликт, рожденный несоблюдением тех принципов. Личный выбор каждого человека – оценивать или нет свои поступки и насколько правдивым следует быть по отношению к себе, в оценке себя. Аргумент же к утверждению, что добро и зло не существуют, исходит, как я думаю, из того факта, что нет ни универсального этического кода, ни абсолютных и общих для всех моральных принципов. То, что может считаться противным моральному коду одного человека, приемлемо для другого, и нет способа определить, что является правильным, поскольку не существует такого критерия. Некоторые принципы могут происходить из внешних источников, таких как общество или религия, не являясь однозначно правильными, так как могут меняться, в зависимости от времени, например. Я могу принять, что то, как я чувствую, и есть мои принципы, и жить в соответствии с ними. Или попытаться отыскать и осознать те, что происходят извне, но не думаю, что есть верный способ понять разницу. Не знаю, был ли я рожден с некоторыми из этих принципов или они выучены и приобретены. В таком случае, есть ли действительно такие вещи, как добро и зло?»

Приведенные слова – выражение воспринятой и усвоенной философии современного западного индивидуалистического общества: человек решает, что есть добро, а что есть зло. Следуя такой логике, человеку дозволено все, а нравственности как закона жизни не существует. Если принять такую позицию как возможную, возникает вопрос: как способен человек существовать в таких неопределенных рамках – без ясных понятий, без значимых границ допустимого и позволительного? Если условия и возможности столь свободны и широки, каково содержание жизни человека, каковы его понятия о себе, о смысле жизни? Это вопрос даже не философского порядка, а приземленного, психологического: как человек видит и понимает себя. «Я не знаю, кто я. И, наверное, никогда не смогу найти ответ. Как возможно понять человеку, кто он? Узнать свою настоящую цель? Неужели всю жизнь быть в поиске?» – из размышлений того же юноши.

Думающего человека непонимание смысла своей жизни неизбежно ведет к переживанию несчастья. Отдадим должное мыслям молодого человека – он удивительно тонко чувствует и последовательно анализирует свои представления, стараясь быть искренним. Собственное сознание подвело его к ясной связи между нравственными представлениями и понятиями о смысле жизни, к тому, что понимание себя неотделимо от нравственных выборов. Однако он не смог сделать шаг к соединению своих исканий с устремлением к Абсолютному Добру как единственно возможному для человека пути.

Известные психологические школы так или иначе признают необходимость присутствия в структуре личности человека нравственных и этических представлений. В контексте предлагаемой темы теории личности обосновывают необходимость рамок для полноценной и плодотворной жизни – рамок как внешних, определяющих поведение человека в обществе и его адекватное общение с людьми, так и внутренних, формирующих критерии оценки себя и устремленность к идеалу.

Процесс развития личности имеет множество граней, так же как и понятия о добре и зле усваиваются человеком как сознательно через знания, освоение мира, обучение, приобщение к социальным приоритетам, так и посредством жизненного опыта – через воспитание, эмоциональные переживания, общение с близкими людьми. Процитированные размышления – убеждения сложившегося молодого человека, воспринявшего определенную систему ценностей. Его взгляды родились не сразу и не вдруг. Можно ли узнать путь, по которому идет детское сознание в освоении окружающего мира, к пониманию добра и зла?


Вербное воскресение. Фото: Юрий Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru
Вербное воскресение. Фото: Юрий Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru

Дети чутки к различению добра и зла, изначально для них это не философские категории и не социальные одобряемые или неодобряемые понятия, а скорее особое целостное внутреннее переживание правильного и справедливого устройства мира. Интерес к суждениям детей, к процессу формирования у них осознанных понятий побудил автора статьи провести выборочный опрос мнений школьников разного возраста[2]. Детские представления о добре и зле по их смысловой составляющей можно условно систематизировать: есть размышления, в которых дети пытаются давать собственную оценку наблюдаемым явлениям или личным переживаниям. Есть те, в которых главным критерием добра и зла ставится собственное комфортное состояние, удовольствие или неприятность переживаний. Есть и путаница в понятиях, есть и принципиальные суждения, где добро и зло – это два полюса жизни, и человек должен выбирать одну из сторон. Собранный материал сам по себе оказался довольно интересным, с некоторыми детскими мнениями предлагаю познакомиться в конце работы.


Хотя считается, что школьникам свойственно стремление давать «правильные», то есть ожидаемые, ответы, из нашего опыта видно, как многие респонденты были открытыми и искренними, высказывая свои мысли, пытались размышлять логически. Два ответа обратили на себя особое внимание и приводятся полностью, без сокращений, с целью продемонстрировать ход мысли писавших:

«Многие думают, что мир делится только на добрых и злых людей, но это не так. Есть то, что посередине. Некая серая масса, обыватели, которые делают все для себя. Их нельзя назвать злыми, так как злых поступков они не совершают, но и добрых тоже. Не хотела бы я быть таким человеком. Даже будучи в выборе злой или “серой”, я выберу быть злой, дабы не быть “серой”, так как злой – это конкретно выраженное качество. К тому же у каждого злого человека есть надежда когда-то стать добрым».

«Для каждого человека слова имеют разный смысл, разные значения. В частности, такой термин как добро. На самом деле очень сложно сделать по-настоящему добрый поступок, чтобы он еще и имел хорошие последствия. Многих из нас с детства воспитывают и учат, что надо помогать маме, уступать места пожилым, не обижать людей и животных, и вследствие этого из списка добрых дел можно вычеркнуть все вышесказанное, так как это норма. Но все-таки я сейчас писала не о себе. Раньше бывало такое, что если я сделаю “чё-нить” нехорошее, потом “мучает совесть”. Сейчас не так. Я с каждой секундой пытаюсь убить в себе это качество (совестливость), потому, как я считаю, у по-настоящему сильного человека не должно быть таких качеств. Скорее всего вы подумаете, что это – плохо, но я – эгоист. Я всегда думаю, что из какого-либо дела, поступка будет выгодно для меня. Но, как ни странно, я оставляю в себе место для таких вещей, как долг и честь, и для меня не помочь другу – это преступление. Но, опять же, я знаю, что этот человек потом поможет и мне.

Зло, как большинство это понимает, плохо. Но опять же, не для меня. Зло – оно притягивает, прельщает, но то “зло”, которое могу сделать я, – оно коснется только других, тех, кто мне не дорог. Злыми действиями в отношении других можно доказать собственное превосходство. Но если делать только злые дела, люди рано или поздно отвернуться. Все-таки люди по своей большей части слабы и только прикрываются злом, чтобы никто не понял их слабости. (Не обо мне, а вообще.)».

В представленных размышлениях просматривается попытка осознания себя во взрослом мире, адаптации детских представлений о добре и зле к реальному жизненному опыту. У писавших нет путаницы понятий, они ясно видят, в каких границах лежит их выбор. И этот выбор – личностный: каким быть и что считать ценным в человеке. По сути именно в таком внутреннем выборе (о котором могут не знать ни родители, ни учителя, да и сами дети далеко не всегда хорошо и четко могут сформулировать свои переживания) начинается настоящая духовная жизнь человека, его склонение на сторону добра или на сторону зла. «Зло относится к перспективе не сущностной, а личностной. “Мир во зле лежит”, – говорит Иоанн Богослов; зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога» (В.Н. Лосский)[3]. Опыт общения и работы с детьми убеждает, что среди причин, по которым дети могут отворачиваться от Бога, есть и те, которые можно рассмотреть как психологические последствия социальных изменений.

***

Ниже приводятся некоторые детские ответы о добре и зле, полученные нами в ходе проведенного опроса[4].

«Добро – это хорошее дело. Зло – плохой человек». (8 лет)

«Добро – это когда человек добрый и помогает. Зло – когда человек злой, он бьет и обижает». (8 лет)

«Добро – это когда дети дружат и играют. Зло – драка». (8 лет)

«Добро – это радость, счастье, исполнение мечты, нет ссор и ругани, и никто никого не убивает. Зло – это много ругани, обид, споров, все идет не так». (9 лет)

«Добро – это добро. А зло – это что-то противное и, короче, зло». (11 лет)

«Добро – это когда люди бескорыстно помогают друг другу; когда улыбаются и радуются; когда мама тебя любит. Зло – это когда люди издеваются друг над другом». (12 лет)

«Добро – это счастье за счастье других. Зло – это эгоизм и ненависть». (12 лет)

«Зло, мне кажется, плохое отношение человека к окружающим. Бог сотворил мир прекрасным, добрым. Зло – то, что идет против Божиего творения. Грех – это зло. Ненависть, хитрость, коварство и т.д. – проявления зла. Зло – это что-то противное, гадкое, страшное. Я думаю, зло и красота никогда не совместимы». (13 лет)

«Я думаю, что добро – это очень широкое слово. Мне тяжело объяснить значение этого слова, наверное, потому, что в детстве я мало его получала. Добро – это хорошее отношение к окружающим, любовь к ближним. Семья – это добро. Если есть у тебя хорошие друзья – это добро. Добро – это когда даешь руку помощи, утешишь, поможешь. Если у человека радость – то это добро. Общение с дорогими тебе и любимыми людьми.

Зло – это когда человеку причиняешь боль. Если тебе обидно и грустно ужасно – это тоже зло. Меня часто обижают и очень сильно оскорбляют. Я думаю, что это – большое зло». (14 лет)

«Добро. Честно, я даже не знаю, что это. Ну, наверно, это умение помогать людям, но молчать об этом, а именно быть поскромнее, лишний раз отдать последнее своему другу (подруге).

Зло. Со злом встречаюсь чаще в нашем мире. Больше всего меня бесит эгоизм, сплетни, “крысятничество”, предательство, трусость. Зло – это когда человек ради выгоды для себя способен на что угодно, любую низость». (15 лет)

«Для меня добро – это любовь и милосердие. Добром я считаю настоящую дружбу. Преданность и верность друг другу супругов – это тоже добро. Добро – это когда внезапно получаем помощь от незнакомых людей. Внутренняя сила и легкость человека, легкость души – это тоже добро. Уважение старших – тоже добро. Умение слушать… тоже добро. Добро – это то, что дает человеку возможность развиваться, совершенствоваться, дает ему какой-либо (положительный) стимул жить. Нежность матери к ребенку – это тоже добро. Надеяться и верить – тоже добро.

Зло для меня – это предательство, неверие, жестокость, мстительность. Недружелюбность (предвзятость) человека по отношению ко всему – другим людям, к миру и т.п. Мне часто не нравится, как люди, например в общественном транспорте, высказывают друг другу гадости. Это как бы мельком проявления зла. Зло – это предательство, лицемерие, проявление грубости. Зло – это измена. Расизм, фашизм – тоже зло. Нельзя ненавидеть человека только за национальность или вероисповедание». (15 лет)

«Для меня зло – это то, что меня окружает. В людях много зла. Люди могут предать! Это касается каждого. Людей идеальных нет, любой человек может сделать что-нибудь плохое. Зло – когда мстишь, лицемеришь, делаешь пакости. Каждому человеку присущи эти качества. Он может делать зло, даже не задумываясь об этом. Но людям присуще и добро. С одними людьми человек хороший и добрый, а с другими – жестокий и злой: у каждого свой выбор любить и ненавидеть. Добрые люди всегда для меня – это кто отзывается с тобой по-хорошему, любит тебя и гордится тобой». (15 лет)

«Для меня нет точного разделения добра и зла. Человек сам выбирает, как он считает, “добро”, но потом его выбор выливается “злом”. От этого человек считает себя несчастным. Добро – это когда человек может радоваться за других. Зло – это истребление морских черепашат. Человек сам уничтожает, что создал. Час пик – зло. Деньги – зло. Деньги – добро». (15 лет)

«Добро: правда, совесть, вера, любовь, эмоции, чувства, добродетель, общение, понимание, умение любить, жизнь, сочувствие, ценности и интересы (например, для меня музыка, концерты, Интернет, общение, любовь, увлечение, книги, искусство), грусть, значки, арафатка, дружба, независимость от общества.

Зло: ложь, агрессия, тирания, диктат (диктатура), фашизм, наркотики, система управления, школа, учеба, кража, убийство, загрузка мозгов и истребление души, дурное влияние, дурь, зависть, сочувствие, тьма, метро, водка, общество, алчность, одиночество, не знаю, не разобрался». (16 лет)

«Добро – любить других, уметь прощать, желание понять других, помочь в трудную минуту. Зло – не любить, причинять людям вред, быть жестоким, эгоистичным, стервозным». (17 лет)

«Добро – это смех, радость, надежда, когда один человек помогает другому, это что-то положительное, это рождение… Зло – это смерть, убийство, ненависть, презрение, издевка, оскорбление, подозрение, что-то отрицательное…» (17 лет)

«Добро – не обижать людей, уважать всех людей, любить людей, детей, безграничная отдача людям, жизнь ради других людей. Зло – обижать людей, не уважать людей, не любить людей, жестокость, несправедливость». (17 лет)

***

Продолжение следует…

Людмила Бонюшкина
 

 

[1] Шпиллер В., протоиерей. Слово крестное: Беседы, прочитанные во время пассий в Николо-Кузнецком храме в Москве. М., 1993. С. 16–17.

[2] Использованы работы учеников Московского академического художественного лицея Российской академии художеств, средней общеобразовательной школы № 9 с углубленным изучением иностранных языков г. Дубны Московской области, средней общеобразовательной школы № 108 Юго-Западного округа г. Москвы, Православной гимназии при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре г. Малоярославца.

[3] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 250–251.

[4] См. прим. 2.