Православие – в переводе с греческого языка означает «правильное суждение» или «правильное учение».


История формулирования вероучения


 Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола как свою историю.


Православное вероучение, по убеждению его приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось вероучительными определениями Вселенских, а также некоторых поместных Соборов.


Ведущую роль в работе первых 4-х Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Римскими императорами и обычно проходили под их административным председательством.


325 год — Первый (Никейский) Вселенский Собор: утвердил догмат единосущия Сына со Отцем; осудил ариан. Важную роль сыграл Афанасий Великий. Начало формулирования Символа веры.


381 год — Второй Вселенский Собор: единосущие Святого Духа со Отцом и Сыном; новая редакция Никейского Символа.


431 год — Третий (Ефесский) Вселенский Собор: осуждение ересей Нестория и Пелагия, осуждённого ранее на Карфагенских Соборах 416 года; постановил именовать Деву Марию Богородицею.


451 год — Четвёртый (Халкидонский) Собор: осуждение как несторианства, так и монофизитства. Собор утвердил догмат, что Иисус Христос есть истинный человек, во всём подобен нам, кроме греха; по воплощении Он имеет одно Лицо (ипостась) и два естества, соединённые в Нем «неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно».


553 год — Пятый Вселенский Собор: персональное осуждение некоторых монофизитов и их сочинений.


680 год — Шестой Вселенский Собор: осуждение монофелитов. К нему примыкает Трулльский Собор, составивший кодекс канонического права Церкви на Востоке.


В средине VIII века Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение православной веры» — первая богословская систематизация христианского вероучения.


787 год — Седьмой Вселенский Собор: восстановление иконопочитания; честь, воздаваемая образу, переходит к первообра́зному, и поклоняющиеся иконе поклоняются существу, изображённому на ней.


11 марта 843 года на поместном Соборе в Константинополе по случаю окончательного восстановления иконопочитания составлен чин Торжества Православия, совершаемый ежегодно в Неделю Торжества православия (первая Неделя Великого поста).


879 год — поместный (у греков часто именуется Восьмым Вселенским) Собор в храме Святой Софии: восстановление на патриаршем престоле Фотия; осуждение каких бы то ни было изменений в Символе веры.


Первоисточником православного вероучения является Божественное Откровение, запечатленное в Священном Писании (Библии) и Предании. Священное Писание для православных христиан является частью Священного Предания Церкви, хотя абстрактно можно говорить о Предании в узком смысле (без Писания). Священное Предание, как и Священное Писание, есть учение самого Иисуса Христа и апостолов, преподанное ими Церкви устно, а позже — записанное.


Православная Церковь исповедует, что соборно засвидетельствованные истины вероучения вдохновлялись Святым Духом, а значит, не могут противоречить Писанию, — они полностью ему соответствуют, истолковывая его важнейшие положения.


 





Основы Православия изложены в Никео-Цареградском Символе веры:


 


 


 



·                             Спасение чрез испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа);


 


 



·                             Единосущие Лиц Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Дух Святой;



·                             Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2-й член Символа);


·                             Боговоплощение (3-й член Символа: Верую… в Господа Иисуса Христа, Сына Божия…Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. То есть «Бог стал человеком»);


·                             Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 12-й члены Символа);


·                             Вера в единство, святость и соборность Церкви (9-й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф.5:23).


Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство (заступничество перед Богом) святых.

 

Распространение Православия в мире


Православие исторически традиционно распространено на Балканах среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев;


в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также гагаузов, грузин, абхазов, осетин, молдаван


и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел и некоторых других.


Численность приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта членов Церкви; приблизительные оценки начала XXI века обычно называют цифры в диапазоне 225—300 миллионов человек, что делает православие вторым, после Римско-католической церкви, христианским сообществом.


В современном мире к странам с большинством православного населения можно отнести: Белоруссию, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Северном Казахстане, в Осетии и на Алеутских островах американского штата Аляска. Также присутствует в Эстонии, Латвии, Киргизии и Албании.


 




Источник знания о Боге православных христиан — Божественное Откровение. Священное Предание и Священное Писание христиан.

 


 



По христианскому вероучению, Бог сотворил весь мир из ничего, одним своим словом за шесть периодов («дней»). Бог – высочайшее Существо, Ему никого и нигде нет равного ни на небе, ни на земле. Он всё может сделать, что пожелает.



Люди своим разумом вполне постичь Бога не могут. И они ничего не могли бы узнать о Нём, если бы сам Бог не открыл людям знания о себе. Всё, что люди знают о Боге, открыто им самим. Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, – то являлся им в Раю и открывал им о себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого истинного Бога и как исполнять Его волю



Это учение сначала передавалось людьми устно, из рода в род, а потом было записано пророком Моисеем и другими пророками в священные книги (которые составили первую часть Священного ПисанияВетхий Завет).



Наконец, сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю (вочеловечился) и дополнил всё, что нужно знать людям о Боге.


Он открыл людям, что Бог один, но троичен в Лицах: Первое Лицо — Бог Отец, Второе Лицо — Бог Сын (Иисус Христос) и Третье — Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один Бог – Троица Единосущная и Нераздельная.


Святой Кирилл, учитель славян, так объяснял тайну Троицы: «Видите на небе …солнце, и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. Сын Божий – как свет, и, как от солнца вместе с лучами света идёт тепло, так исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло. Но это не три солнца, а одно. Так и Бог Троица».


Учение Иисуса Христа было записано его учениками, апостолами (четыре апостола-евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн) в священную книгу – Евангелие, что означает по-гречески «Благая весть». Евангелие вместе с  описанием дел апостольских («Деяния апостолов»), их посланиями и Откровением апостола Иоанна Богослова составили Новый Заветвторую часть Священного Писания православных христиан.


 





Сущность Православия



Православное христианство целиком вписывается в одно слово — Христос. Что это значит? Это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого. Это восприятие на себя всего естества человеческого, всего нашего повреждения, всего искажения, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в силу отпадения от Бога. В этом самое существенное, что отличает христианство от всех прочих религий.



В других религиях основатель являлся не кем иным, как проповедником учения. Поэтому во всех других религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь Иисус Христос в христианстве. Там основатель — учитель, провозвестник Бога, возвещающий путь спасения. Здесь – сам Бог: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь» (Евангелие от Иоанна; 14, 6). Бог по любви к людям принял на себя человеческую плоть, чтобы принести Себя в Жертву во искупление грехов всего человечества. Бог есть Любовь, — вот то, что отличает христианское вероучение.



Православие состоит в Кресте Христовом и Его Воскресении, через которые человечество наконец получило возможность нового рождения, возможность возрождения, восстановления того образа Божия, который был повреждён грехопадением Адама и Евы. Поскольку по так называемой естественной природе люди не способны к единению с Богом, ибо ничто поврежденное не может быть причастно Богу, то для единения с Богом, для осуществления Богочеловечества необходимо соответствующее воссоздание человеческой природы. Христос восстановил ее в самом себе и дал возможность сделать подобное каждому из людей.


Вторая особенность Православия: оно всецело устремлено на исцеление души. Преподобный Симеон Новый Богослов указывает: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека (т.е. открывает человеку) его немощи». Исполнение заповедей делает человека не чудотворцем, пророком, учителем, не достойным всяких наград, даров, сверхъестественных сил — что является главнейшим следствием исполнения заповедей в других религиях. Христианский путь ведет человека совсем к иному — к тому, чтобы человек увидел глубочайшую поврежденность человеческого существа, ради исцеления которой воплотился Бог Слово (Иисус Христос), и без познания которой человек в принципе не способен ни к правильной духовной жизни, ни к принятию Христа Спасителя.


В христианстве «дела» открывают человеку его истинное состояние — состояние глубочайшего повреждения и падения. Только в сознании этой немощи у человека возникает правильная духовная сила. Тогда становится человек силён, когда Бог входит в него. Только через познание себя, какой я есть на самом деле, в человека входит Господь, и тогда действительно человек приобретает силу: «Если и небо упадет на меня, не содрогнется душа моя», — говорил авва Агафон.


А что же обетовано человеку? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог обещает ввести нас не в рай, а в самое небо, и не Царство райское возвещает, а Царство Небесное». Преподобный Макарий Египетский пишет: «Венцы и диадемы, которые получат христиане, не суть создания». Не что-то тварное получает обновлённый человек, он получает самого Бога! Обожение — так именуется идеал православных христиан. Оно есть теснейшее единение человека с Богом, есть полнота раскрытия человеческой личности, есть то состояние человека, когда он становится поистине сыном Божиим, Богом по благодати.


 




Заповеди Блаженства (Нагорная проповедь Иисуса Христа)


За́поведи блаже́нства в христианском вероучении — заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (от Матфея 5:3—12 и от Луки 6:20—23) и дополняющие Десять заповедей Моисея.



В представлении христианства, Десять заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства (святости). Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди же блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы приближаться к Богу и обретать святость. Эти заповеди названы заповедями о блаженствах, потому что их исполнение ведёт к вечному блаженству в будущей вечной жизни. По христианскому учению, святость, рождаемая близостью к Богу — есть высшее блаженство, наивысшее счастье, какого только может желать человек.



Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.


Блаженны плачущие, ибо они утешатся.


Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.


Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.


Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.


Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.


Блаженны миротворцы (в ранних славянских текстах — смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божиими.


Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.


Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас


При толковании особенно часто вызывает вопросы первая заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».


В святоотеческом толковании под нищим духом понимается тот, кто стремится стяжать важнейшую христианскую добродетель — смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушённые сердцем».


По другому традиционному толкованию эта заповедь означает, что блаженство и полнота жизни принадлежат тем, кто ничем не владеет. Это те, у кого ничего нет, а если и есть что-то, то они воспринимают это как дар Божий, а не как свою собственность. Такое отношение к материальному, интеллектуальному и к духовному богатству даёт нам возможность войти в Царство Небесное.


Древнерусское слово «нищий», однако, не обозначало человека бедного, — но того, кто открыто просит о том, чего ему не хватает: денег ли, одежды, еды. И в данном случае обозначает человека, который стремится к приобретению не материальных, а духовных ценностей, о даровании Духа. Современный перевод этих слов соответствует понятию «блаженны просящие милостыни  Духа», что отвечало бы, например, и словам Серафима Саровского о том, что «в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской… Стяжание все равно, что приобретение».


 




Православные праздники

 


По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные (всегда совершаются в один и тот же день).



Подразделяются на общие, одинаково торжественно отправляемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местно чтимых икон или святых.



По важности воспоминаемых Церковью событий, разделяются на великие, средние и малые и различаются между собою богослужением.

Великие


Пасха (переходящий) — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств».


Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября) – 12 главных православных праздников:


·       Рождество Богородицы — 8 (21) сентября,


·       Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября,


·       Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря),


·       Рождество Христово — 25 декабря (7 января),


·       Крещение Господне — 6 (19) января,


·       Сретение Господне — 2 (15) февраля,


·       Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля),


·       Вход Господень в Иерусалим (переходящий) — воскресенье перед Пасхой,


·       Вознесение Господне (переходящий) — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг,


·       День Святой Троицы (переходящий) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье,


·       Преображение Господне — 6 (19) августа,


·       Успение Богородицы — 15 (28) августа.

 


Кроме этих праздников к великим относятся:



Ø     Покров Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября,



Ø     Обрезание Господне — 1 (14) января,



Ø     Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня (7 июля),


Ø     Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля),


Ø     Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).