Малый грех: есть ли «золотая середина»?

В жаркую летнюю пору нередко на улицах можно увидеть людей с баночками охлажденного пива или тоником. Легкий алкоголь сегодня берут и на пляж, и на турбазы, и в другие места отдыха. Подталкивают к этому и забитые до отказа пенным напитком холодильники в торговых павильонах, и зазывающая реклама. Соблазн для жаждущего велик, а между тем не каждый может вовремя сказать себе: «Стоп».

Нередко безобидное влечение сделать глоток-другой у некоторых жаждущих перерастает в пагубную страсть — алкоголизм. Хотя, казалось бы: ну что случится от слабоалкогольного напитка? Грех-то небольшой!

Как противостоять этой опасности и что в целом означает понятие «малый» грех, к каким последствиям он может привести? На эту тему мы беседуем с благочинным Архангельского округа, настоятелем храма во имя Святых царственных страстотерпцев (р. п. Озинки) священником Стахием Жулиным.


— Отец Стахий, распитие пива в обществе сегодня настолько распространено, что уже считается нормой…

— Не соглашусь с тем, что распитие пива в обществе практически считается нормой и особо не порицается. Чрезмерное употребление этого алкогольного напитка всегда порицалось и считалось болезнью, чем-то неестественным для человека.

Трудно допустить, что грамотные люди не знают всей правды о спиртном. Алкоголь разрушает семьи, увеличивает смертность, являясь одной из главных причин многих физических и психических болезней. Возрастающая преступность в нашем обществе — это тоже пагубное действие алкоголя, который в значительной степени подтачивает моральные устои любого народа, государства. Пристрастие к вину порождает и другие страсти. Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, — предупреждает нас апостол Павел (Еф. 5, 18).

Конечно, наряду с этим мы видим, что почти в каждом торговом павильоне холодильники забиты до отказа бутылками со спиртным, а реклама подстегивает спрос. И это срабатывает, потому что человеку легче поступить по страсти, нежели противостоять ей.

Священное Писание говорит, что вино веселит сердце человека (ср.: Пс. 103, 15) (здесь можно провести аналогию и с другими спиртными напитками), но веселию должно быть время и место.

— Стоит ли вовсе отказываться от распития пенного напитка или все-таки, как советуют медики, определить для себя норму и не отклоняться от нее?

— Если аскетические подвиги не приносят плода, то они, по слову святых отцов, бесполезны! Что есть «царский путь», «золотая середина»? Ответ на этот вопрос мы можем найти в жизни великого подвижника — преподобного Антония Великого.

Ловец диких зверей в пустыне пришел к жилищу аввы Антония. Увидев, что братии для утешения предложено немного вина, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить гостя, сказал: «Вложи стрелу в лук твой и натяни его». Охотник сделал это. Старец попросил натянуть сильнее. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: «Натяни еще более». Охотник ответил, что если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это авва Антоний сказал: «Так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия. Поэтому необходимо по временам давать им послабление». Ловец согласился со словами старца и ушел, получив большую духовную пользу. Братия же, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по келиям.

Здесь не лишним будет заметить, что утешением называется некоторое послабление братии, вне обычного порядка и правила для их жительства, преимущественно в пище. Когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды — это называется утешением; когда в великий праздник все это предложится на трапезе, тогда утешение называется велиим, великим. Когда больному или старцу дадут одежду более удобную, нежели какую носят вообще братия, — это тоже называется утешением.

Какой здесь может сделать вывод современный человек? Нельзя однозначно определить «царский путь» для всех людей. Если человек страдает алкоголизмом, лечится и пытается избавиться от этой пагубной страсти, ему лучше вовсе не прикасаться к спиртным напиткам. А если у человека такого пристрастия нет, можно и позволить себе небольшое утешение, полезное для здоровья и позволяющее расслабиться. Нужно только помнить слова того же апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (Кор. 6, 12).

— Сегодня «пивной алкоголизм» достаточно распространен и среди подростков, именно той категории, которая легко попадает под дурное влияние общества. Как же родителям уберечь свое чадо от этого влияния? И в чем же корень бед: в несовершенстве законодательства или же в низком уровне нравственности нашего общества?

— Ответ на поставленные вопросы можно найти в словах святителя Филарета (Дроздова): «Жизнь семейственная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева. Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надобно, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок». Все нравственные устои, как ни крути, закладываются в семье. И если подросток видит перед собой благочестивую жизнь родителей, то со временем он сам сможет сделать выводы, что полезно для его души, а что вредит ей.

Что же касается государственного устройства, то здесь, я думаю, тоже не стоит ставить грань между государством и семьей. И дело здесь вовсе не в законах. Повторюсь, что в благополучных семьях со здоровыми нравственными устоями будут рождаться и хорошие дети, будет и здоровое общество. И в подтверждение тому я снова возвращаюсь к словам вышеупомянутого святителя: «Так, чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия, — для сего надобно, чтобы жизнь семейственная была крепка благословенною любовью супружескою, священною властью родительскою, детскою почтительностью и послушанием и чтобы вследствие того из чистых стихий жизни семейственной естественно возникали столь же чистые начала жизни государственной».

— Сегодня часто при обсуждении какого-то поступка, противоречащего христианским заповедям, можно услышать: «Ну, это не самый большой грех!». А насколько вообще опасен малый грех для человека?

— Мне думается, малый грех в жизни человека, все равно что ложка дегтя в бочке меда. Грех хоть в малых, хоть в больших своих проявлениях приносит человеку богооставленность — очень тягостное чувство. Как солнце иссушает землю, так и грехи иссушают душу. Чтобы оживить, наполнить свое сердце, человек и стремится к различным удовольствиям и развлечениям (в том числе и к спиртным напиткам). Посмотрите, как мало настоящей радости, искреннего веселья в компании постоянно пьющих людей. Чтобы получить утешение, они пьют все больше и больше, а в душе лишь пустота и боль.

Сердце современного человека подобно пустыне — иссохло, жаждет источника, который бы напоил его. Возможно, жажда Истины и есть тот самый стимулирующий фактор, который позволяет человеку остаться живым, несмотря на все ошибки и падения.

Не надо иметь семь пядей во лбу, то есть быть особо просвещенным дарами Духа Святого, чтобы не заметить в нашем имени чело-век корня слова вечность. Наше «лицо» для Вечности, для Бога, а не для того, чтобы обезобразить его падением в глубокую, темную яму греха и лишиться тем самым Жизни.

Беседовала Елена Гранкина, http://pravpokrov.ru



6 причин НЕ пить пиво

Первый пострадавший — желудок

Пиво очень агрессивно раздражает и отравляет слизистую. Результат — хронический алкогольный гастрит, сопровождающийся жалобами на общую слабость, подавленное настроение, снижение работоспособности, металлический привкус и горечь во рту, боли в животе, чувство тяжести под ложечкой.

Удар по печени

Алкоголь является главным врагом печени, основная функция которой — очищение организма. Если заставить этот орган бороться только с пивом, можно нарушить его антитоксическую функцию. И тогда печень уже не будет служить надежным барьером для других сильнодействующих и ядовитых веществ. Злоупотребление хмельным напитком может довести до гепатита.

Почки — санитары организма

Главная задача почек — поддержание постоянства внутренней среды организма. Пиво нарушает эти естественные процессы, потому что заставляет почки работать с утроенной силой. Пиво вымывает из организма важные «стройматериалы» — микро- и макроэлементы, особенно калий, магний и витамин С. При дефиците калия происходят срывы сердечного ритма, появляются боли в икрах, слабость в ногах. Нехватка магния влияет на настроение — человек становится раздражительным, плаксивым, плохо спит. Из-за недостатка витамина С снижается иммунитет, чаще возникают простудные заболевания.

«Бычье сердце»

Пиво всасывается очень быстро, поэтому кровеносные сосуды моментально переполняются. Если вы пьете пиво часто и помногу, возникает варикозное расширение вен и сердце увеличивается. Рентгенологи называют это явление синдромом «пивного сердца», «бычьего сердца» или «капронового чулка». Главный орган, вынужденный каждый день перекачивать излишнее количество жидкости, становится дряблым. Как следствие — в два раза увеличивается смертность от инфаркта.

Гормоны скачут

В пиве содержится фитоэстроген, который представляет собой растительный аналог женского полового гормона — прогестерона. Поэтому систематическое употребление напитка вносит разлад в работу эндокринной системы. У мужчин пиво подавляет выработку тестостерона. На этом фоне начинают доминировать женские гормоны, вызывающие изменения внешнего вида мужчины: снижается количество волос на теле и лице, уменьшается мышечная масса, увеличиваются грудные железы, изменяется тембр голоса, появляется «пивной животик» и откладывается жир на бедрах и талии. Страстный любитель пива по биологическим признакам постепенно превращается в женщину.

Пиво водке рознь

Ошибочно думать, что слабоалкогольное пиво не вызывает привыкания. Еще как вызывает! Есть даже медицинский термин — пивной алкоголизм. Он отличается от водочного тем, что развивается в 3–4 раза быстрее и тяга выпить сильнее.

Источник: www.realisti.ru