Долго и трудно поднимались мы по крутым ступеням лестницы Великого поста. И вот осталось уже несколько шагов до вершины — Пасхи Христовой. Сделаем их со святыми женами-мироносицами.

Кто-то может сказать, что это невозможно: ведь мироносицы шли ко Гробу Господню с ароматами две тысячи лет назад. К тому же это было совсем в другой стране.

И все-таки это возможно, потому что и на нашей земле Господь создал такое место, где мы, даже в наше время, можем участвовать во всех важнейших событиях Его жизни. Это место — православный храм. Там происходит удивительное чудо: во время богослужения река нашего земного времени вливается в океан вечности, и земная Церковь (все находящиеся в храме) соединяется с небесной: с ангелами и святыми, Божией Матерью и Самим Господом Иисусом Христом. А Распятие и Воскресение Христовы были для христиан всегда самыми главными событиями на земле. Недаром говорится, что центр Земли там, где Спаситель был распят на Кресте.

И сейчас, в Великий Пяток и Великую Субботу, в центре храма простерта плащаница. У кого есть живая вера, тот через богослужение сердцем и умом истинно участвует в погребении Господа вместе с Иосифом Аримофейским и Никодимом, вместе с Богородицей, Иоанном Богословом и женами-мироносицами, которые невидимо предстоят перед плащаницей с трепетным сердцем и молитвой.

Эта связь с миром небесным, с вечностью дает великую силу и нашей церковной молитве. Если, конечно, мы пришли в храм с верой и благоговением, а не из пустого любопытства.

Иногда чувствуешь — душа рвется в храм. Наверное, это Ангел Хранитель дает такое настроение. Поспешим же церковь Божию в Великую Субботу с утра пораньше. Поистине, там совершается великое чудо…

Входя в притвор, с волнением слышишь, как погребальный богослужебный плач прерывается ликующими воскресными гимнами. Сначала священники и диаконы в алтаре сменяют черные одежды на белые, вместе с убелившимися облачениями престола и жертвенника, а потом церковнослужители в светящихся одеждах приходят сменить стражу вокруг плащаницы, как ангелы в ожидании мироносиц. И когда вслед за этим из алтаря выходит диакон благовествовать о воскресении, все так светло и радостно в храме, как будто бы стоит посреди него Воскресший, приветствуя нас: «Мир вам!»

Устами диакона евангелист Матфей извещает о пришествии мироносиц ко гробу и о встрече их ангелами и Самим Воскресшим Господом.

И вот мы предстоим еще перед гробом Господним и в то же время слышим евангельское слово о том, что святые жены не нашли Тела Христова во гробе. В то время Церковь с великим дерзновением взывает, обращаясь сначала к ангелам, потом к небесам и водам, к солнцу и звездам небесным, к огню, стуже и зною и, наконец, ко всем людям: «Господа пойте и превозносите во вся веки!»

Богослужение Великой Субботы завершается литургией святого Василия Великого. С трепетом и благоговением вместо Херувимской песни церковный хор поет: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да не помышляет».

Оставшиеся часы до светлой пасхальной заутрени верующие стараются проводить сосредоточенно, готовясь к величайшему церковному торжеству.

Ныне все наполнилось светом.

Эта священная ночь превращается в храме Божием в ликующий день.

Вечером перед плащаницей читаются Деяния апостолов (в этой книге говорится о новой жизни, родившейся на земле — жизни Церкви Христовой, построенной на Его крови и силе Его Воскресения). Тем временем православные спешат последний раз приложиться к святой плащанице.

В половине двенадцатого ночи хор начинает петь канон Великой Субботы «Волною морскою». Торжественно отверзаются Царские Врата и священнослужители вносят плащаницу в алтарь и полагают на престоле.

Пасхальная утреня начинается в двенадцать часов ночи торжественным крестным ходом вокруг храма. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, молящиеся с зажженными свечами под радостный колокольный звон выходят из храма, как жены-мироносицы, как бы навстречу грядущему Спасителю. Во мраке и тишине ночи раздается песнь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В небесах уже звучит ангельская песнь, а у людей замирает сердце в предчувствии радости Воскресения. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как остановились мироносицы у гроба Господня. И вот разносится долгожданная весть: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Раскрываются двери храма, и верующие вступают в Царство света и радости. Начинается пение пасхального канона: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющих». Эти песнопения излились из сердца святого Иоанна Дамаскина, великого христианского поэта.

С радостным приветствием: «Христос Воскресе!» — священно служители в блистающих ризах обходят весь храм, наполняя его благоуханием каждения. «Воистину воскресе! — звучит ответ сотен голосов.

Утреня заканчивается чтением слова святого Иоанна Златоустого. Он зовет всех на пир и никому не велит скорбеть о своем убожестве и никому не страшиться смерти, потому что Христос победил смерть.

А затем следует пасхальная литургия.

Но вот что интересно, в евангельском чтении за литургией говорится не о Воскресении, а читаются первые строки Евангелия от Иоана: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» Это может показаться странным. Но на самом деле Иоанн Богослов говорит здесь о высшем и главном знании — об истине, открытой нам Богом. Она лежит в основе всей евангельской истории и истории Церкви Христовой. Евангелие это читается обычно на разных языках в знамение того, что истина открыта для всех народов мира.

С чувством великого благоговения причащаются верующие на пасхальной литургии. От апостольских времен ведется обычай приобщаться в эту ночь Святых Христовых Таин.

Живительный свет льется из Царских Врат, открытых во всю Светлую седмицу. Царство Небесное призывает верных!

Во все дни Святой седмицы служба совершается наподобие первого дня. Ликующе звучит: «Христос воскресе!» И до того хорошо на сердце в это время, что люди поворачиваются друг к другу и христосуются. Нити любви невидимо связывают верующих друг с другом. И нет ни у кого врагов, потому что если уж не теперь, то когда же всем и все простить от души?!

А на престоле в алтаре покоится плащаница. Она оставлена до Вознесения Господня в знак того, что Воскресший еще 40 дней пребывает на земле.

Но вот наступает Светлая Суббота. Закрываются двери алтаря, как будто запираются двери небесные. Нарастание покаянного настроения во время Великого поста, необыкновенные дни Страстной седмицы, пасхальная радость постепенно сменяются обычной жизнью. Душа ослабевает, начинает лениться…

Впрочем, никто нас не заставляет продавать свою душу в рабство телу, с его капризами, и миру, с его соблазнами. Помните притчу о десяти девах, пять из которых были неразумными и быстро истратили масло, горевшее в их светильниках. А когда настала ночь Божьего посещения, которую все десять дев ждали, как невесты ждут жениха, они оказались во тьме. И пришлось им идти искать, где бы купить масла, чтобы поправить светильники. Другие же пять мудрых дев хранили елей в своих светильниках до этой святой ночи. И когда пришел Господь, то они во свете и со светлыми лицами вошли с Ним в Царство небесное. И двери Царства затворились для неразумных. Наша воля выбирать, кому из них последовать.

Хорошо тем, кто по примеру мудрых дев станет на страже елея душевной теплоты, молитвенности, воздержания — этого сокровища, добытого великопостным трудом. Их душа будет с каждым днем все больше просветляться верой, надеждой и любовью.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
(Н.Заболоцкий)

Тем более, что совсем, совсем не время лениться после Святой седмицы. Церковь зовет нас в новый путь — за весенними, зеленеющими холмами высится горная вершина великого праздника Пятидесятницы, или Троицы.

Это праздник сошествия к нам на землю Духа Святого, Утешителя, который силен всех наставить на истину. Тот, кто потрудится для приобретения Духа Святого, чтобы благодать Его всегда чувствовалась в сердце, тот и — Божий, тот уже в земной жизни имеет Царство небесное у себя в душе. Так и близкий нам святой, Серафим Саровский учил, что смысл жизни человеческой состоит в стяжании Духа Святого.

Как же теперь трудиться? Что делать?

А вот что. Есть на земле огромные пустыни, где совсем почти нет родников, рек и озер. Только очень редко встречаются оазисы. Жители пустыни постоянно бедствуют от нехватки воды. Но и в пустыне бывают дожди. Только редко. И вот, жители пустыни заранее готовят как можно больше вместительных сосудов и устраивают водохранилища, чтобы, когда пойдет дождь, собрать как можно больше драгоценных камель.

А мир, в котором мы живем, — это и есть духовная пустыня. Сошествие Святого Духа — это такой «дождь», который обильно изливает воду благодати Божией. И к этому дню нам надо заготовить сосуд нашей души: очистить его как следует и все дыры тщательно заделать. Тогда запас «воды живой» будет долго давать нам истинную жизнь.