1) Человек – конечная цель творения вселенной, венец мироздания, последнее звено творчества Божия. Бог создал человека от избытка любви, желая поделиться любовью.


2) Человек создан Богом  по Своему образу и подобию (Быт.1:26).  

Образ Божий Подобие Божие
Человек сотворён по Образу Бога Уподобление человека Божественному совершенству
Свойства образа: свобода, бессмертие, разумность, дар слова и др. Свободный выбор возможности уподобиться Богу в любви,мудрости, добре,чистоте, смирении, постоянстве. Познание Бога и любовь к Нему.

Человек, как Образ Божий, имеет потенциал, способность к уподоблению Создателю.

Человек устроен по образу Святой Троицы (сущность, энергии и личность).

Достигается в синергии – взаимодействии усилий человека и Божественной благодати, при решающей роли благодати



3) Структура человека.

Существуют две точки зрения: дихотомия (человек состоит  из тела и души) и трихотомия (человек состоит из тела, души и духа).

Дихотомия

Тело
Душа
Сотворено Богом из «праха земного» (Быт.2:7) Жизненное начало, жизненная сила, управляющая телом, одарённая разумом, бессмертием, свободой воли и призванная к обожению.

Трихотомия

Тело Душа Дух
Аппарат души для общения с внешним миром. Низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент. Дух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию.
Потребности: самосохранение, продолжение рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. Три проявления: совесть, жажда Бога, страх Божий. 

Как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой



Нарушение цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения

Тело Душа Дух
Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти. Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три:  ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным. Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей духовная жизнь ассоциируется с душевной и подменена ей.



4) Три состояния человека в истории мира.

1. Естественное 2. Нижеестественное (падшее) 3. Сверхестественное
От сотворения до грехопадения После грехопадения, современное состояние человека Возможность восстановления дана  искупительным подвигом Спасителя.
Непричастность ко злу, целостность, целомудрие Разрыв связи с Богом. Извращается иерархия структуры: дух подчиняется душе, а душа телу. С грехопадения начинается самообожествление и духовная слепота. Является плодом аскетического подвига и предполагает свободу воли. Задача человека – восстановление утраченной цельности, подчинение тела душе, а души духу, приобщение к Богу.



5) Три состояния души.

Человек соединяет, сочетает в себе жизнь растений, животных и Ангелов.

Растительная Животная Ангельская
Осознание функций тела – дыхания, питания, размножения. Чувственные желания, произвольная деятельность. Способность к духовной жизни, Богообщению. 


Три основные части или силы души.

Если использовать метафору всадника и коня, то ум (разум) – это всадник, воля – это вожжи, а чувства – это конь.

Части, силы души Чувствующая, раздражительная (яростная) Желательная (вожделевательная) Мыслительная, разумная (словесная)
Чувства Воля Разум
Просвещаются через Богослужения Нравственный закон Вероучение
Искушения Страсти Своеволие Мечтания
Средство борьбы Трезвение Смирение Внимание
Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/

Стремление знать успокаивается светом истины – внутренним свидетельством о Боге. Стремлениенаслаждаться – чувством красоты, созерцанием Божественной красоты. Стремление действоватьпочивает в силе добра – укреплении воли в борьбе со злом.

Основные силы души до и после грехопадения. Путь исцеления

Чувства Воля Ум
До грехопадения – «понимать – чувствовать – действовать» было единым актом.
До грехопадения чувства подчинялись разуму действием Божественной благодати. Воля является проявлением свободы, дарованной человеку Богом и управляет желаниями человека, направляя их к добру. До грехопадения гармония  познания заключалась в единстве логического и эстетического компонентов.

Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога.
После грехопадения чувства автономизировались (обособились) от разума и стали подвержены страстям. После грехопадения добровольное подчинение преблагой и премудрой воле Божией изменилось в человеке на рабство греху. После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком.  Падшее естество человека поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, но жестоко судит и осуждает грехи ближних. С грехопадения начинается генезис самости.
Чувства необходимо возвысить обращённостью к духовным предметам и подчинить разуму. Необходимо употреблять  волю на борьбу со страстями и стяжание (приобретение) добродетелей.

Требуется отречение от греховной воли и подчинение её воле Божьей.
Ум необходимо очистить и просветить Богооткровенными истинами.

«Те умны, которые могут различать добро от зла», – говорил св. Антоний Великий. Разум – это выбор добра, злой человек – неразумен.



6) Иерархия человеческих потребностей

1. Духовные 2. Душевные 3. Телесные
По Замыслу Творца ведущими у человек должны быть духовные потребности, чтобы дух управлял душой, а душа – телом. Нарушение этой иерархии является извращением природы человека. Духовные потребности выше всех, без их удовлетворения человеку не обрести гармонии.



7) Сенсорная гигиена. Органы чувств – преображение через освящение.


Обоняние Вкус Осязание Слух Зрение 

(90% всей информации)


Освящается

Каждением, благовониями Святой водой, просфорой, Причащением в Таинстве. Целованием священных предметов, окроплением св. водой, коленопреклонением, несением икон на крестных ходах. Колокольным звоном, псалмопением, душеспасительными беседами Иконами, лампадами, богослужениями, убранством храмов.


Гигиена ума. Категории страстных помыслов и их преодоление.

Плотские помыслы Грех противчеловеческой природы Разрушениеустоев природной жизни личности Источник — чувственное вожделение Методы борьбы – испытание помыслов, не допустить чувственного услаждения Цель борьбы – чистота и достоинство личности
Злые помыслы — ближнего — нравственной жизни и обесценивают религиозную жизнь — злая воля, питаемая чувствами мести, превосходства, тщеславия — сострадание к ближним и осознание собственного несовершенства — преодоление враждебности, способность радоваться чужим успехам
Богохульные помыслы — Св. Духа — религиозной жизни — омраченный разум — игнорировать, не вступать в диалог, не унывать — чистота ума и любовь к Богу