Кирилло-Мефодиевский культурно-образовательный центр ГНТУ «Кубанский казачий хор»

БУДЬТЕ КАК ДЕТИ… 

Сборник методических разработок по основам православной культуры для детского сада

 

                                                        Краснодар 2008

 

Публикуется по материалам Третьего Благовещенского православно-образовательного форума (ВДЦ «Орлёнок», 2008 год)

 

Редакционная коллегия

А.В. Дубовка,

А.А. Остапенко,

Е.М. Шалина

 

Составитель

Л.М. Скляренко

Будьте как дети… Сборник методических разработок по основам православной культуры для детского сада / Сост. Л.М. Скляренко. – Краснодар: КМКОЦ, 2008. – 28 с.

© Кирилло-Мефодиевский

культурно-образовательный центр, 2008

 

Сказание о житии Александра Невского

 

Цель занятия. Дать представление об Александре Невском как защитнике земли Русской, мудром и справедливом правителе и ознакомить детей с его житием.

Задачи.

Продолжить развитие интереса к истории Руси.

Воспитывать чувство любви к Родине.

Обогащать и активизировать словарь (сказание, князь, дружина, копье, меч, щит, доспехи, монах, чтит, помнит, памятник, храбрый, мудрый, боевой, благочестивый, благоверный, святой, благоверный, благочестивый).

Материал. Книги «Святой благоверный князь Александр Невский». Музыкальные произведения на тему защиты Родины. 

Ход занятия

1.                 Вступительное слово:

Дети, батюшка Виктор Бандурко, настоятель Свято-Покровского храма, передал вам книгу, которая поведает нам о подвиге русских людей. Называется она: «Святой благоверный князь Александр Невский». Это было в далекие времена. Наша страна тогда называлась Русь. Послушайте сказание о «Святом благоверном князе Александре Невском». (Звучит фрагмент мелодии.)

2.                 Чтение сказания о «Святом благоверном князе Александре Невском». «Святой благоверный князь Александр Невский был сыном русского князя Ярослава. От своих доблестных предков, среди которых было немало святых, он унаследовал любовь к людям, доброту, благочестивость, храбрость. Повзрослев, Александр мудро и справедливо стал править. Народ его любил и уважал. И он любил людей, учил их строить, сеять, ловить рыбу, любить и защищать свою землю. «Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти».

В то время шведский король пошел на Русь войной. У князя было небольшое войско  — дружина. Александр Невский поддерживал боевой дух своих воинов: «Не в силе Бог, но в правде!». Сбылись слова князя. Русские одержали победу над шведами на реке Нева. Народ поэтому прозвал победителя —  Александром Невский.

А с другой стороны, с востока, надвигалось на Русь великое нашествие татар. Много было воинов у хана Батыя. Они разрушали города, села, убивали жителей, угоняли в плен. Хан Батый потребовал к себе князя Александра со словами: «Если хочешь сберечь свою землю, приходи на поклон». И мудрый князь решил уступить хану, чтобы выиграть время для укрепления русского войска. А тем временем немецкие рыцари захватили город Псков. Вернувшись от хана, князь Александр обратился к народу с призывом: «Вставайте люди честные, за нашу землю русскую!»

Люди шли в дружину к Александру Невскому. Александр Невский пришел на помощь к жителям Пскова. Битва произошла на льду Чудского озера, названная «Ледовым побоищем». Вот как оно описывается: «Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая сеча, и раздался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью. И так победили их с помощью Божией, и обратились враги в бегство, и гнали и секли их воины Александровы, словно неслись они по воздуху, и некуда было тем бежать. И возвратился князь Александр с победою славною …».

Своим мудрым правлением Александр Невский сумел сберечь Русскую землю. Когда же князь почувствовал приближение смерти, то принял монашество. Не дожив даже до 45 лет, он умер. Через 117 лет после смерти тело его было обнаружено нетленным. Народ помнит и чтит Александра Невского, передает славу из поколения в поколения. Его именем названы улицы, храмы. Есть памятник в г. Пскове Александру Невскому и его дружине. Русская православная церковь чтит князя Александра как святого и молится ему о заступничестве за Россию.

3.                 Беседа по содержанию сказания.

Воспитатель: О ком заботился князь?

Версии ответов детей: О своём народе.

Воспитатель: Каким был князь Александр Невский?

Версии ответов детей: Добрым, храбрым, мудрым, справедливым, заботливым, великим, святым, благоверным…

Воспитатель: Почему князя Александра прозвали Невским?

Версии ответов детей: Он выиграл битву со шведами на Неве.

Воспитатель: Почему Александр Невский пошел на поклон к татарам, хану?

Версии ответов детей: Только так он мог сберечь свою землю и народ.

Воспитатель: Какие враги пришли с войной на землю Русскую?

Версии ответов детей: Немцы.

Воспитатель: Почему народ поспешил в дружину к Александру Невскому?

Версии ответов детей: Александр Невский призвал людей защищать Родину. Люди захотели защитить родную Землю…

Воспитатель: Почему сражение на чудском озере называется «Ледовое побоище»?

Версии ответов детей: Потому что немцев победили на льду озера.

Воспитатель: Как помнят и чтят люди дела Александра Невского?

Версии ответов детей: Его все любят. В честь него называют улицы и храмы.

4.                 Заключительное слово воспитателя:

Ребята, какие вы молодцы. Вы всё правильно поняли. Александр Невский очень многое сделал для укрепления земли Русской, для своего народа.

5.                 Итог занятия:

(На фоне мелодии.)

Велик был святой князь в делах своих и навеки останется он в памяти народа как добрый страдалец за Землю Русскую!

 

 

Икона

Занятие в подготовительной группе

 

 

 

Цель занятия. Дать общее представление об иконе, рассказать об истории возникновения, ее особенностях, как жанра древнерусской живописи, техники исполнения, материале, с тем как выглядит святой угол в казачьем доме. Продолжать совершенствовать навыки работы с ножницами, развивать чувство композиции (красиво располагать фигуры на листе бумаги). Вызвать эмоциональный отклик у детей, чувство цвета, колорита, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование. иконы: «Спас Нерукотворный», «Николай Чудотворец», «Серафим Саровский». Полосы цветной бумаги красного и черного цвета.

Ход занятия:

1.                Вступительное слово (на фоне музыки)


Над кроваткой, чуть в сторонке,

Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд ее лучится.

Если мама отлучится,

То не страшно мне одной: ­

Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь,

На икону помолюсь.


2.                Беседа:

Воспитатель: Очень часто в домах людей встречаются иконы. А вы видели их?

Варианты ответов детей: Да, нет…

(Вносят иконы в группу. Дети их рассматривают.)

Воспитатель: Что вы знаете об иконах?

Варианты ответов детей: Перед иконой зажигают лампаду, ставят свечу, перед ней молятся…

Воспитатель: Где они находятся?

Варианты ответов детей: В комнате, в храме…

Воспитатель: А у кого из вас в вашем доме или в доме ваших родственников есть иконы?

Варианты ответов детей: У нас есть иконы. У моей бабушки много икон…

Воспитатель: В каком месте они расположены?

Варианты ответов детей: Высоко, в углу…

Воспитатель: Правильно, в самом видном углу, на самом видном и почетном месте, этот угол называется святым. Он обычно расположен с восточной стороны дома, где на иконостасе (месте расположения икон) хранились иконы, которыми освещали дом. Эти иконы-хранители и покровители дома. Икона – греческое слово, которое означает «образ, изображение». Икона писалась на досках, обработанных специальным способом. Использовались натуральные краски, которые замешивались на яичном желтке. Ребята, послушайте рассказ о том, как появилась первая икона.

3.                Рассказ воспитателя.

Случилось это давно, когда Господь Иисус Христос ходил по земле. В городе Эдессе правил царь Авгарь. Он долго и тяжело болел. Лучшие врачи лечили его и не могли помочь. Но царь верил, что Христос сможет исцелить его. Царь послал к Нему художника Ананию и велел нарисовать Спасителя. Долго шел Анания. Наконец пришел в страну Палестину, где проповедовал Иисус. Художник увидел Его в храме и попробовал нарисовать. Но у него ничего не получилось. Вдруг Иисус попросил воды, чтобы умыться. Потом взял полотенце и приложил к лицу. На полотенце, как нарисованный, остался отпечаток Его лица – лик Спасителя. Это полотенце Он передал художнику. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотну, то сразу же выздоровел. Так Сам Господь дал нам первую икону – Свое изображение. Оттого, что создана она чудесным образом, а не руками человека, икона называется «Спас Нерукотворный».

Мы молимся перед иконами. И если с верой просим о помощи, они помогают нам, как помогла когда-то икона Спасителя царю Авгарю.

 Писать икону – трудное и ответственное дело. Поэтому иконы пишут художники, которых уважают люди. Их называют иконописцами. Они обычно живут в монастыре или служат в церкви. На иконах обычно изображают лики святых и небесный мир.

В кубанских православных домах иконы обрамляют вышитые полотенца. Эти полотенца женщины украшают вышивками. На Кубани самый распространенный вид вышивания – кубанский крестик, где используются нитки только красного и черного цветов. На полотенцах изображают растительный и животный мир: цветы, овощи, фрукты, домашних птиц, лошадей.

(Показ вышитых полотенец. Дети рассматривают их).

И сегодня мы с вами украсим наши полотенца для икон цветами. Дети, возьмите для работы полоски бумаги красного и черного цвета, вырежьте из них цветы, какие вы пожелаете, и составьте из них орнамент на полосе белой бумаги.

(Дети берут цветную бумагу и выполняют аппликацию).

Итог занятия: готовыми полотенцами украшают иконы.

 

Медовый Спас

Вечер загадок «На пасеке»

для детей старшей группы (5-6 лет)

 

 

Историческая справка. На первый Спас заламывают соты, берут из ульев первый мед и освещают его в церкви. По народной примете в этот день пчелы переставали носить медовую взятку с цветов. Люди начинают заготовку лекарственных ягод — черемухи и лесной малины.

Оборудование: фонограммы (жужжание пчел, рев медведя, «Песенка о медведе» А. Зацепина в оркестровом исполнении); иллюстрации насекомых (шмель, пчела, оса, комар;        искусственные цветы роза, василек, колокольчик, одуванчик. подсолнух; «клумба» (большой вазон с песком); тарелочка с шишками, бочонок; туесок с медом, декоративные ульи.

Действующие лица:

взрослые: ведущий, пасечница,  медведь;

дети: белки, пчелы.

Ведущий:         


Хорошо, что снова лето,

Снова солнце высоко,

Что вода в пруду нагрета,

Как парное молоко.


 1-й ребенок:


Хорошо, что рожь густая

Голубую пьет росу,

Что встречают птичьи стаи

Нас и в поле, и в лесу.


2-й ребенок:


Хорошо, что нынче много

Разных ягод и грибов

И что в дальнюю дорогу

Детский сад идти готов!


Детская песня «Прогулка»

1-й куплет (дети идут по кругу, взявшись за руки):


Дружно за руки возьмемся,

В лес зеленый мы пойдем,

По полянкам мы пройдемся,

Песню весело споем.


Проигрыш (дети кружатся, поставив руки на пояс):

2-й куплет (Дети выполняют «пружинку», грозят пальцем):


Нагибайся, погляди-ка

Что краснеет под кустом.

Ты не прячься, земляника,

Всё равно тебя найдём.


Проигрыш (дети собирают ягоды):


Ведущий: Посмотрите, ребята, тропинка привела нас на пасеку. Вот ульи стоят. Кто в них живет? (Дети отвечают).

Ведущий: Жужжат пчелки, светит солнце… Хорошо! А вот и пасечница.

Пасечница: Здравствуйте, ребятки.

Дети: Здравствуй, пасечница!

Пасечница: Рада я приветствовать на пасеке гостей, таких пригожих да воспитанных детей. На моей пасеке все лету радуются: и цветы, и насекомые. А вы-то, наверное, из насекомых только муху знаете? Нет? А вот сможете отгадать: о каких насекомых я загадываю вам загадки?


Ночью с писком он летает,

Кровь тихонько попивает,

Превращает жизнь в кошмар.

Как зовут его? (Комар)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый… (Шмель)

Хлопотлива и смела

Медоносная… (Пчела)

Похожа на пчелу, но не пчела:

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией… (Оса)


Вижу, много вы знаете насекомых. Но мои самые любимые насекомые – пчёлки. Я для них много домиков настроила – вот таких (показывает на ульи). Называется пчелиный дом – улей.

Ведущий: Ты, пасечница, сама трудилась от зари для зари, как пчела. Отдохни немножко, поиграй с нами.

Пасечница: А что? Играть я люблю. Вставайте скорее в кружок, играть будем, посмотрю я, кто из вас умеет быстро бегать.

Игра «Где вы детки были?»

Пасечница: Где вы, детки, были?

Дети: Во сыром борочке.

Пасечница: А что вы там делали?

Дети: Посидели на кочке (приседают),

Постояли на пенёчке (встают, подняв руки).

Голову почесали

Да от тебя убегали.

Пасечница старается осалить как можно больше детей.


Пасечница:     


Пчёлка, добрая хозяйка,

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Мёда принесёт в свой дом.

Посмотри, честной народ:

Цветы-то встали в хоровод.


Танец «цветов»


1-й ребёнок: 

Работать малой пчёлке

Нисколечко не лень.

С цветочка на цветочек

Летает каждый день.

2-й ребёнок: 

На много километров

От дома путь идёт,

Но умненькая пчёлка

Всегда свой дом найдёт.


Пасечница:  


По крохам собирает

Цветочный аромат,

И станет мёд душистым,

Чему я очень рад!


У меня на поляне выросли такие душистые цветы, в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не собрать.

Пчелки зовут на помощь своих подруг — сначала одну, потом двух, трех. И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии 4-5 метров от команд кладут обручи-«бочонки», в центр которых ставят 5 ведерок. Участники-«пчелы» собирают ведерки. Побеждает команда, первой собравшей все ведра.

 

Пасечница: Вот сколько душистого нектара собрали пчелки. Пойду и я за угощеньем. А вы пока посидите, немного отдохните.

Пасечница уходит. Раздается рев медведя.

Ведущая: Тише, тише! Не шумите! К нам сюда спешит … медведь.

Входит медведь.

Медведь:


По дороге мишка шел

И на пасеку пришел.

Здравствуйте, ребята!

Я, Мишка косолапый.

Немного толстоватый,

Так хочу я похудеть,

Но не знаю, как мне быть.


Ведущая:


Надо с музыкой дружить.

Ну-ка, Мишенька, вставай,

С нами танец начинай.


Медведь (танцуя):


Я так весело плясал,

И ужасно я устал.

Не пора ли отдохнуть:

Мёд вкусить да и вздремнуть.


Ведущая:


Прибегали к Мишке белки,

Принесли с собой тарелку.


Белки:


Мы хотели Мишке

Дать на ужин шишки,

Вдруг как начал он реветь.


Медведь:


Я не белка! Я медведь!

Уберите ваши шишки!

Мед на ужин нужен Мишке!


Ведущая:


Слушай, Мишка, не реви!

Лучше пчелку позови!


Медведь:


Где ты, пчелушка — пчела!

Ты скорей лети сюда!


Подбегают пчелы.

Здравствуй, милая пчела!

Как здоровье? Как дела?


Пчёла: Всё труж-жусь и всё туж-жу,

Я на месте не сижу!

Угощает Мишку медом и улетает. Пасечница входит в зал.

Пасечница:


К чаю пасечница дает

Желтый, золотистый мед.

Угощайтесь, ребятишки,

Мед полезный, сладкий.


Пасечница дает ведущей туесок с мёдом.

 

ПОСЛУШАНИЕ

Занятие для детей старшего возраста

 

Цели занятия. Раскрыть детям нравственное понятие послушания. Продолжать развивать у детей интерес к пословицам.

Оборудование: напечатанные тексты пословицы «Родительское слово даром не молвится» и слов «ПОСЛУШАНИЕ» (красным цветом), «НЕПОСЛУШАНИЕ» (чёрным цветом).

Материал: рассказ «Лисёнок» из книги «Навстречу детским сердцам» (автор — составитель Б. Ганаго).

1.                Вступительное слово:

Послушание — это закон, установленный Богом. Все человеческое общество основано на послушании. Но, увы, далеко не всегда так происходит в жизни. Просит мама убрать игрушки, а в ответ слышит: «Не хочу! Сама убери!» Кто, как не родители, учат нас первым шагам в жизни? Разве могут они научить плохому ? В русском языке есть пословица: «Родительское слово даром не молвится». Родители любят нас и заботятся, а мы, дети, должны платить им любовью. Ведь кого любят, того и слушают, ибо боятся обидеть, боятся потерять любовь. А вот выполнять свои «мелкие» желания нас побуждает лишь любовь к себе, от такой любви случаются лишь неприятности и даже беды.

Ребята, послушайте рассказ «Лисенок».

2.                Чтение рассказа «Лисенок».

В большой дружной семье жил-был мальчик Андрюша. Папа его работал лесником, и малыш с детства часто помогал отцу, возился с животными, любил лес. Однажды папа принес из леса маленького чудо-лисенка. Рыженький, с черным носиком и глазками-пуговками, лисенок был совсем  крошечным, чуть больше ладони. Как он потерялся –  неизвестно, и если бы не папа Андрея, то обязательно бы погиб. Все сразу полюбили малютку, а особенно Андрей. Лисенка назвали Пушком. Папа объяснил Андрюше, как за ним ухаживать, и мальчик с радостью взялся за дело.

Пушок рос как на дрожжах и через несколько месяцев превратился в большую пушистую лису. Он стал совсем домашним и ручным. Андрюша все чаще задумывался о будущем лисенка и жалел его, так как знал, что все звери должны жить в лесу и в неволе им плохо. Он попросил папу позволить выпустить лисенка. А папа объяснил, что Пушок с детства рос среди людей, не умеет сам добывать пищу, прятаться от врагов. Он просто погибнет. Андрей слушал все это и никак не мог представить: как это Пушок не сможет жить в лесу, ведь лисы всегда там живут? И мальчик не поверил папе.

Была зима. Андрюша вышел на поляну и раскрыл клетку. Пушек выбежал из нее, принюхался и скрылся в чаще. Дома все были огорчены, но Андрея не ругали. Только папа как-то задумчиво посмотрел на сына и ушел на обход своего участка. Он каждый день обходил его. Вернувшись вечером, папа сказал:

– Очень холодно, мороз крепчает.

Все подумали о лисенке: как он там?

Через два  дня отец принес замерзшее бездыханное тельце Пушка и положил его перед Андреем. Андрюша горько-горько плакал. Он понимал, что в смерти Пушка виноват сам: почему, почему он не поверил отцу!

3.                Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: Кого принес из леса отец Андрея?

Версии ответов детей: Лисёнка.

Воспитатель: Почему мальчик жалел лисенка?

Воспитатель: Как папа объяснил свой отказ отпустить лисенка в лес?

Версии ответов детей: Лисёнок может погибнуть, потому что он не умеет жить сам.

Воспитатель: Послушался ли его Андрей?

Версии ответов детей: Не послушал.


Воспитатель: Сегодня на занятии мы знакомимся со словом ПОСЛУШАНИЕ, а каким словом назвать поступок Андрея?

Версии ответов детей: НЕПОСЛУШАНИЕ.

Воспитатель: К чему же привело непослушание Андрея?

Версии ответов детей: Лисёнок погиб.

Воспитатель: Ребята, вспомните какой-нибудь пример послушания из жизни?

Версии ответов детей: Я однажды хотел смотреть телевизор, но папа мне сказал, что нужно помочь маме…

Воспитатель: Вспомните пословицу, которую вы слышали вначале занятия.

Версии ответов детей: Родительское слово даром не молвится.

Воспитатель: А как нужно понимать эту пословицу?

Версии ответов детей: Родители не запретят что-нибудь просто так. Если родители запрещают, то это делать опасно…

4.                Заключительное слово воспитателя. Дети, мне очень хочется, чтобы вы запомнили, что непослушание ведет к тому, что в сердце поселяется зло, обман, своеволие (желание поступать по-своему). Ребята, посмотрите, какие красивые листочки — подарок осени. Давайте их прикрепим к понравившемуся вам слову ПОСЛУШАНИЕ или НЕПОСЛУШАНИЕ.

 

Предание о красном яйце

Пасхальное представление

для детей старшего дошкольного возраста

 

 

Предварительная работа: чтение стихов, объяснение сложных слов.

Утренник открывает приветственным словом заведующий детским садом (директор школы); если на праздник приглашён батюшка, ему тоже даётся слово для поздравления.

         Ребёнок-чтец:


Под солнцем вьются жаворонки,

Поют: Христос Воскресе!

По всем кустам малиновки

Поют: Христос Воскресе!

Во все окошки ласточки

Кричат: Христос Воскресе!

Все девочки и мальчики

Поют: Христос Воскресе!

И им в ответ все взрослые

Поют: Христос Воскресе!

А. Майков


На сцену выходят дети (Ваня, Коля, Катя и Настя), у каждого из них небольшая корзинка с пасхальными подарками.

Ваня: Христос Воскресе!

Все остальные: Воистину Воскресе!

Коля: Смотрите, сколько разных яичек мне подарили на праздник! Эти деревян­ные, расписные – бабушка. А это хрус­тальное – мама! Если смотреть сквозь хрустальное яйцо на свет, всё светится, как в солнце!..

Катя: А мне бабушка подарила старин­ные пасхальные открытки. (Девочка показывает детям открытки). В это время можно проецировать на экран слайды с изображением cтapинных  пасхальных открыток.) Видите,          на каждой открытке своя надпись: «Христос воскрес!», «Христово Воскресенье всем на веселье», «Христос воскрес, Христос воскрес! Ликуют Ангелы с небес!»

Настя: Ваня, ты ведь всё знаешь? Скажи, почему почти на всех пасхальных открытках нарисованы яйца? И вообще, почему перед Пасхой красят яйца, а потом дарят их друг другу как пасхальные подарки?

Ваня: Я точно не знаю, просто так при­нято.

Катя: Просто так ничего не бывает! Кто­-то же должен знать ответ на этот вопрос?!

Коля: Наверное, этот ответ знают ангелы с твоей пасхальной открытки. Только нарисованные ангелы не могут говорить.

Звучит таинственная музыка. Из-за разных кулис выходят два ангела, похожие на ангелов с пасхальной открытки.

Первый ангел: Каких только чудес не бывает в праздник… Даже ангелы могут сойти с пасхальной открытки и говорить с людьми.

Ваня (с восторгом и удивлением): Вот это да!!!

Второй ангел: С праздником вас! С Воскресением Христовым! Христос Воскресе!

Дети (хором): Воистину Воскресе!

Первый ангел: С древних времен яйцо считается символом жизни. Ведь из похожего на камушек яйца может вылупиться живой птенец.

Второй ангел: Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая будет высиживать его, обо­гревая своим теплом. Пока птица высиживает яйцо, в нём происходит чудо зарождения жизни.

Ваня: Но ведь из стеклянных, фарфоро­вых и шоколадных яичек, хотя они и красивые, не может вылупиться настоящий цыплёнок …

Первый ангел: И всё равно такие яйца тоже принято дарить в пасхальные дни как символ настоящего яйца, знак будущей жизни и Воскресения.

Второй ангел: Послушайте рассказ о том, как со словами «Христос Воскресе!» было подарено самое первое красное пасхальное яйцо!

Дети (наперебой). Расскажите! Расскажите, пожалуйста!

Первый ангел. После того как Христос воскрес, Его ученики разошлись по свету с вестью о чуде Воскресения. Среди других учеников Христа была Мария Магдалина. Так однажды в славный город Рим к императору пришла Мария. У входа во дворец стояла стража, и гости знатные с богатыми дарами спешили к императору в покои.

 

Дети-персонажи и ангелы уходят. На сцену выносится императорский трон – стул с высокой спинкой, покрытый чехлом из блестящий материи. На трон садится мальчик-«император», одетый в яркий хитон и накидку; на голове у него — венок из лавровых листьев. За спинкой стула — слуга с опахалом, немного впереди — два стражника с  копьями в  руках.

1-й стражник: Тиверий-император, там купец заморский.

Тиверий: Впустить его!

Звучит музыка. Входит купец, держа в руках драгоценное ожерелье.

Купец: Великий император и владыка, Прими ты в дар вот это ожерелье из жемчуга, рубинов и сапфиров.

Тиверий: Приму твой дар. Иди.

Купец кланяется и уходит.

2-й стражник: Посол Египетской страны…

Тиверий: Впустите!

Звучит музыка. Входит посол с подносом золота.

Египетский посол: Великий царь Тиверий! В дар от нас прими ты это золото в избытке. Пусть золото усилит власть твою и укрепит могущество державы.

Тиверий: Достойный дар! Посол, поклонившись, уходит.

Тиверий: Впусти его!

Звучит музыка. Входит вельможа, в руках у него огромный драгоценный камень.

Вельможа: Тиверий-император! Я привёз алмаз. Огромной ценности и очень редких свойств. Достоин он сиять в короне царской.

Тиверий: И этот дар приму. Иди же с миром.

Вельможа кланяется и уходит.

Играет тихая музыка, появляется Мария Магдалина.

Тиверий: Кто там ещё?

1-й стражник: Сейчас узнаем. (Обращаясь к Марии Магдалине) О женщина, кто ты? Известно ли тебе, что все приходят к императору с дарами? Какие камни драгоценные иль ткани правителю ты нашему несёшь? А может, угощение какое?

Мария: Мария я из города Магдалы, я раньше часто во дворце бывала. Сегодня с важной вестью я пришла! Когда-то тоже я была богата и приносила ценные подарки. Сегодня я богата только верой в Спасителя и Господа Христа. Что я могу сегодня подарить? Вот дар – яйцо, символ жизни, – Христос воскрес!

Мария показывает стражникам яйцо. (В руке у девочки деревянное яйцо, одна половина которого покрашена в белый цвет, а другая – в красный; она держит его белой стороной наружу.)

2-й стражник: Что ж, дар твой невелик, но, если весть важна, – пройди!

Стражники пропускают Марию.

Тиверий: Мария Магдалина, что тебе?

Мария подходит к императору и обращается к нему, протягивая яйцо.

Мария: Тиверий-император! Я пришла сказать тебе о чуде Воскресения! Наш Бог – Иисус Христос – воскрес! Весь мир от рабства смерти Он избавил! Христос воскрес!!!

Тиверий (удивлённо): Как может кто-нибудь воскреснуть? Невероятно это, невозможно. Тогда лишь только я поверю в Воскресенье, когда яйцо это станет красным.

Мария незаметно поворачивает яйцо в руке красной стороной наружу и раскрывает ладонь.

Слуга: О, император, посмотри скорее, яйцо розовеет, нет, темнеет. О чудо! Оно стало ярко-красным!

Тиверий аккуратно берёт в руки и показывает всем красное яйцо.

Тиверий: Воистину Иисус Христос воскрес! (Обращаясь к залу) Христос воскрес!

Зрители: Воистину воскрес!

Мария (обращаясь к залу): Христос воскрес!

Зрители: Воистину воскрес!

Исторические персонажи остаются на сцене,

выходят также ангелы и дети – Ваня, Коля, Настя и Катя.

1-й ангел: Вот откуда берёт начало обычай дарить на Пасху красные яйца!

Катя: Вот, оказывается, как было подарено первое пасхальное яйцо…

Под фонограмму пасхального звона участникам и зрителям дарятся расписные пасхальные яйца.

 

Свеча восковая

 

 

 

 

Цели занятия. Познакомить детей с православными традициями. Рассказать о церковной свече, её значении.

Задачи:

Открыть детям познание окружающего мира.

Развивать духовные потребности путём приобщения ребёнка к православным ценностям.

Оборудование: свеча на подсвечнике, пластилин.

1.                Вступительное слово: Наше занятие я хотела бы начать сказкой. А вы её внимательно послушайте.

2.                Чтение сказки «Три сестры»

В давние-давние времена жил на Руси один хороший человек. Был он пасечник и пчеловод. И всё ему казалось, что он мало добра людям делает. Помолился он как-то раз на ночь перед иконой и говорит:

– Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился ему этой ночью Ангел во сне и говорит:

– Вот, ты продаёшь людям душистый и сладкий мёд со своей пасеки. Люди его едят и господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

Проснулся утром хороший человек, вспомнил сон и думает: «Может, оно и так, но что бы мне такого сделать?»

И на следующую ночь опять стал молиться:

– Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и тебе приятно?

И явился к нему и во вторую ночь Ангел небесный во сне и так сказал:

– Вот, у тебя есть богатый цветник. И люди, покупая у тебя прекрасные розы, ставят их в прекрасную вазу на стол, любуются ими – и господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

«Может, оно и действительно так, но чтобы мне ещё такое эдакое сделать?»

И опять стал молиться. Прежде чем лечь:

– Не гневайся на меня, Господи, что надоедаю Тебе со своими просьбами. Но что бы мне такое сделать, чтобы и людям было хорошо, и Тебе приятно?

И явился к нему третий раз Ангел небесный и говорит:

– Раз уж ты так хочешь Богу угодить, возьми из живых, сотвори одно мёртвое, но так, чтобы оно как живое было.

Растерялся хороший человек. Отвечает Ангелу небесному:

– Как же это такое сделать можно?

Улыбается ему Ангел и говорит:

– А тебе в этом две сестры помогут. А ту, что ты сотворишь, будет третья сестра… – да и улетел к себе на небеса.

Проснулся утром хороший человек: «Вот это задача!» – думает. Вышел он во двор прогуляться. Глядит, а на самой красивой розе в его цветнике пчела сидит.

– Эка!  – осенило его.

Может, это те две сестрицы самые и есть?

И начал он размышлять: «А чем они не сестрицы? Пчела никак не может без розы: каждое утро на ней нектар собирает. А роза этому и рада, и тоже скучает без пчелы».

Стал он размышлять дальше: «Да и похожи они, хоть роза – растение, а пчела – насекомое. И похожи они как: у пчелы крылышки, как лепестки, а у розы лепестки похожи на крылышки! Роза пахнет сладко, как мёд. А мёд благоухает, словно роза».

Размышляет он дальше и думает: «Схожи они даже в том, что нежная роза может ненароком уколоть своим шипом, а добрая пчела может нечаянно ужалить. Ну, чем не две сестрицы! – решил хороший человек. – Но как же им третью-то сотворить? Да так, чтобы она на своих сестёр была похожа? Была тонкая и длинная, как стебель розы. Была трудолюбивая, как пчела, которая сама себя не жалеет, когда мёд собирает. Чтобы она пахла как мёд с розой и роза с мёдом. И чтобы у неё было крылышко, похожее на лепесток, и лепесток, похожий на крылышко?»

Думал, думал хороший человек, потом пришёл на пасеку, набрал воску и сотворил свечу.

Она получилась длинная, тонкая и прямая, как стебель розы. Он зажёг её, и пламя свечи было похоже на крылышко пчелы. И на лепесток розы. А как дивно она пахнет, как горит!

И, как роза может нечаянно уколоть, а пчела нечаянно ужалить, так свеча может ненароком ожечь.

И так же как пчела не жалеет себя на работе, так и свеча до того не щадит себя в своём жарком горении, что сгорает дотла.

Вот и вам, двум сестрицам – пчеле и розе, третья сестрица – свеча!

Пошёл хороший человек в церковь и всем свечки поставил: и перед иконой Святой Троицы, перед иконой Богородицы с Младенцем Христом, Всем Святым и тому Ангелу небесному, что во сне ему являлся.

Вы спросите меня, почему свеча живая?

А вы зажгите свечу перед иконой. Посмотрите на её огонёк. Разве он не живой? Живой! И как он молится вместе с нами Господу и Богородице! И людям хорошо, и Богу приятно!..

3.                Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Так о каких трёх сёстрах рассказывается в сказке?

Дети: О пчёлке, розе и свече.

Воспитатель (зажигая свечу): Да, сегодня мы говорим с вами о восковых свечах.


Огонёк свечи особый:

Золотистый, не чадит.

Пахнет свечка сладким мёдом,

Ровным пламенем горит.

Веры свет неси свободно,

Не стесняясь, не тая.

Знаешь, Богу как угодна

Жертва милая твоя!


Ребята, а вы ставили свечи, когда были в храме?

Дети: Да, зажигали, ставили на подсвечник…

4.                Заключительное слово воспитателя.

Воспитатель: Горящая свеча перед иконой – это наша горячая молитва, которая тянется к Богу. Каждая зажжённая свеча – это молитва какого-нибудь человека. А ещё это наша посильная жертва Богу, наша помощь храму – Его дому. С древних времён благочестивые христиане старались что-то сделать для храма: жертвовали деньги, выполняли необходимую работу, участвовали в богослужении – читали, пели… Ребята, а вы знаете песню про свечи?

Дети: Да, знаем.

Воспитатель: Тогда давайте её исполним!

5.                Итог занятия. Исполнение песни Е. Кавериной «Свечи»

C:Documents and SettingsОстапенкоРабочий столСборник Детсад КМЦПесня Свечи.jpg


Сегодня в дивный вечер

Святого Рождества

Мы, маленькие свечи,

Прославили Христа

ПРИПЕВ

Порой мы неусердны…

Ну как себя вести?

Ты, Боже Милосердный,

Нас маленьких прости

ПРИПЕВ

Вы, свечечки, горите

С надеждой вновь и вновь.

И в храм к Христу зовите,

Где Вечная Любовь!

ПРИПЕВ


Рукотворный и нерукотворный мир

Занятие для детей 6-ти лет

 

 

 

Цель. Показать детям красоту и премудрость окружающего мира, дать понятие о Боге как о Творце, Создателе.

Задачи. Раскрывать богатство Божьего мира, научить ребенка изумляться и радоваться красоте творения; подвести детей к пониманию того, как все разумно и мудро устроено.

Оборудование: картины осеннего леса, птиц, насекомых, животных.

Предваряет занятие экскурсия с детьми по осеннему участку. Обратить внимание детей на то, как изменилась природа. Что происходит с деревьями, птицами, насекомыми, как греет солнышко.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, когда вы сегодня были на прогулке, вы обратили внимание на то, как изменилась природа, что происходит с ней? Кто мне скажет?

Варианты ответов детей: Наступила осень.

Воспитатель: Да, верно, наступила осень. А по каким приметам вы решили, что пришла осень?

Варианты ответов детей: Стало холоднее, листья пожелтели… 

Воспитатель: Правда, осенью очень красиво, но кто-то же сделал ее такой прекрасной. Люди всегда задумывались над тем, кто создал мир, кто создал природу, кто сделал ее такой разнообразной и интересной. Все мы знаем, что у всякой сделанной вещи есть создатель, ничего в мире не возникает само собой. Вот этот стол сделал столяр, а вот платье Танечки пошила портниха. Есть Создатель, Творец и у Земли, и у природы, у звезд, у всего живого на земле. Это наш Господь Бог.


Мы — создание Творца,

Бога нашего Отца.

Все, что видишь ты вокруг,

Дело добрых Его рук.

Это неба и земля,

Солнце, звезды и моря,

Лес, в который ходишь ты,

Травы, ягоды, цветы,

Дождик, молния и гром,

Все живое, что кругом.

Пчелки, рыбки, муравьи,

Божьи птицы соловьи …

Всех животных Бог создал,

В помощь, в радость людям дал.

Все с любовью сотворил,

Чтобы ты счастливо жил.


Чтение стихотворения Е.Екимовой сопровождается показом картин.

Он создал землю, чтобы мы радовались, любовались ее красотой, чтоб берегли все, что создал Творец. Бог вложил в сотворенный мир Свою любовь и заботу о человеке.

Воспитатель: Господь так устроил, чтоб мы могли поучиться у природы.


Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат … (пению),

Паучок … (терпению),

Пчелы в поле и в лесу

Обучают нас…(труду),

Учит снег нас… (чистоте),

Учит солнце… (доброте)

И при всей огромности

Обучает скромности.


И правда, солнышко большое, доброе, сколько тепла оно отдает людям, ничего не требуя взамен. А еще у солнышка можно научиться послушанию.


Послушания урок

Солнышко дает

Утро каждое, сынок,

Солнышко встает.

Может, хочется поспать

Солнышку еще,

Но оно должно сиять

Ярко, горячо.

Потому оно и нужное,

Что Господу послушное,

И маме сын всегда милей,

Когда во всем послушен ей.

Т. Дашкевич, Е. Михайличенко


 Воспитатель: Так кто же является Творцом мира?

Варианты ответов детей: Бог.

Воспитатель: Верно, а человек – венец Его творения. Человек отличается от всех других живых существ тем, что он имеет образ Божий, бессмертную душу, разум, свободную волю. Вот послушайте, как об этом поется в песне «Удивительное чудо».

(Звучит песня)

Посмотри на это чудо, чудо из чудес

Это маленькое чудо создал наш Творец.

Посмотрев на это чудо, удивишься ты

Это маленькое чудо, это я и ты.

Вот летит, летит порхает яркий мотылёк.

Вот головкою кивает голубой цветок.

В небе солнышко сияет и растёт грибок.

Кто придумал их мы знаем, это сделал Бог.

Воспитатель: О каком чуде я пела?

Варианты ответов детей: О создании живых существ.

Воспитатель: Понравилась песня?

Варианты ответов детей: Да!

Воспитатель: Я еще раз спою, а вы мне помогайте.

(Поет еще раз, дети подпевают)

Воспитатель: Молодцы, а теперь я хочу прочесть вам один рассказ, послушайте …

Для чего говорят «Спасибо»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка.

Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку? – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности. — Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, КОМУ нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий …

Воспитатель: Вы догадались кому нужно это слово?

Варианты ответов детей: Богу.

Воспитатель: Я хочу вас попросить нарисовать что-нибудь из окружающего мира, то, что создал Твopeц. Принесите ваши рисунки на следующее занятие.

 

Ангел-Хранитель

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

Цель занятия. Продолжить приобщение детей к духовно-нравственным ценностям.

Задачи: подвести детей к пониманию того, что человек есть соединение души и тела, продолжить формирование нравственных умений и привычек.

Оборудование: иллюстрации к православным книгам Е. Богушева, икона Ангела-Хранителя, изображение Ангела-Хранителя для раскрашивания.

Предварительная работа. Беседа-разьяснение смысла сложных понятий (бессмертный, вестник, воля Божия).

Ход занятия:

1.                Вступительное слово.

Воспитатель:


Ребята, послушайте загадку:

В тот же час, как я крестился,

Надо мною наклонился,

Сам Господь его послал,

Чтоб меня он охранял.

Рос я крепким и довольным,

Зубки резались не больно,

Потому что был храним

Добрым ангелом    моим.  

Е. Богушева


Сегодня мы поговорим об Ангелах.

2.                Беседа.

Ангелы – это невидимые существа, потому что они не имеют тела. Они бессмертны, как и наши души. Слово «Ангел» в переводе на русский язык обозначает «вестник». Они много раз являлись людям, чтоб возвестить Волю Божию. Об этом замечательно поётся в Песне про Ангелов.

Воспитатель поёт «Песню про ангелов»

(муз. К. Пастернак, ст. И. Языковой)

Воспитатель: Ребята, как вы поняли из песни, где живут Ангелы?

Версии ответов детей: В небе.

Воспитатель: Что они делают?

Версии ответов детей: Поют славу Богу. Возносят молитвы людей к небу…

Воспитатель: Кто посылает к нам Ангелов?

Версии ответов детей: Бог.

Воспитатель: Каждому человеку Бог даёт при крещении Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет его всю земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов. Ангел-Хранитель невидим, но он всегда рядом с ним. А когда человек совершает дурные поступки, то Ангел отходит от него. Нужно беречься, чтобы своими дурными поступками не отогнать от себя Ангела-Хранителя. Вот послушайте, что случилось с мальчиком Лёшей.

3.                Чтение стихотворения (с разыгрыванием представления: кукольный театр, вырезанные бумажные куклы…).


Ангел по небу летел,

Вниз внимательно глядел

И увидел, что сидит

Мальчик Лёша и грустит.

Ангел к Лёше подлетел,

Рядышком тихонько сел,

Обратил свой чистый взор,

Завязался разговор.

– Мне всё время не везёт,

Поругался с другом, вот.

Я ему не уступил –

Он меня не пропустил.

Потерял часы в лесу,

Юльку дёргал за косу,

А она, хоть и строга,

Сердцу очень дорога.

Гол в свои врата забил,

В магазин сходить забыл,

И Дружка не приласкал –

Пёс с обидой убежал.

Ангел молвил:

– Не сердись

И со всеми помирись.

Ты ведь тоже виноват,

А твой друг тебе как брат.

Перед Юлей извинись,

Виновато улыбнись,

Не гордись, будь справедлив,

Строг к себе и справедлив,

Тварей всех всегда жалей

И своей любовью грей.

Кто в беде, тех защищай

И обиды всем прощай.

Помни: там, где простота, –

Ангелов всегда до ста.

Ну, а там, где мудрено, –

Нету там ни одного.

Ангел всё это сказал,

Мальчика поцеловал,

С миром дальше полетел –

Всех утешить он хотел.


4.                Беседа по содержанию стихотворения.

Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы Ангел не отошёл от Лёши?

Версии ответов детей: Извиниться перед Юлей, помириться с другом, пожалеть и приласкать собачку, сходить в магазин…

Воспитатель: А как обрадуется Ангел-Хранитель, когда Лёша всё это сделает! Вот каким изображают Ангела.

Дети рассматривают икону Ангела-Хранителя.

Ангелов изображают с крыльями, потому что они быстро исполняют волю Божию! А скажите, пожалуйста, ребята, какими добрыми делами вы можете порадовать Ангела-Хранителя.

Версии ответов детей: Помогать маме. Не ссориться друг с другом. Заботиться о животных…

Воспитатель: Какие у нас добрые и заботливые дети. Господь тоже о вас позаботится, Он каждому дал Ангела-Хранителя, небесного покровителя.

 

5.                Заключительное слово воспитателя.


У тебя есть Ангел Божий –

Светлый, верный, лучший друг.

Он всегда придёт на помощь,

Если что случится вдруг.

Ангел рядышком с тобой

И не видимо хранит,

А когда ты непослушен,

Он расстроен и грустит.

От упрямых и врунишек

Ангел может отойти,

А тебе такого друга

В целом мире не найти.

Е. Екимов


6.    Итог занятия.

Воспитатель: А теперь давайте споём песню «Ангела мой со мной» (муз. и ст. Л.Д. Нейкурс).

Если я страдаю, плачу и больной,

Знаю, что страдает Ангел мой со мной.

Перед ним не скрою в жизни ничего.

Он видит все и знает все.

Да! Ангел мой со мной!

Воспитатель: Я раздам вам рисунки с изображением Ангела-Хранителя, раскрасьте его аккуратно, а потом мы сделаем выставку из ваших рисунков.

 

 

 

Содержание

 

Кудрина Н.М.

Сказание о житии Александра Невского. Занятие в подготовительной группе

3

Крупина М.М.

Икона. Занятие в подготовительной группе

5

Науменко А.Н.

Медовый Спас. Вечер загадок «На пасеке» для детей старшей группы (5-6 лет)

7

Шабанова И.Ю.

Послушание. Занятие для детей старшего возраста

11

Погорелова А.А.

Предание о красном яйце. Пасхальное представление для детей старшего дошкольного возраста

13

Бударная С.С.

Свеча восковая

16

Михайличенко Г.А.

Рукотворный и нерукотворный мир

Занятие для детей 6-ти лет

20

Михайличенко Г.А.

Ангел-Хранитель

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

23


 

Подписано в печать 20.03.2009. Печать трафаретная. Бумага ксероксная. Формат 60х84/16. Гарнитура Calibri. Усл. печ. листов 1,75. Тираж 200.

 

Кирилло-Мефодиевский культурно-образовательный центр

ГНТУ «Кубанский казачий хор»

 

350000, г. Краснодар, ул. Фрунзе, 67, офис 12.

Тел/факс (861)259-53-98.

Электронная почта: k-m-centr@mail.ru

Интернет: http://kmkoc.ru

 

Подготовка оригинал-макет и полиграфия осуществлены

в КМКОЦ ГНТУ «ККХ»