Святая Троица Богочеловек Иисус Христос
Лицо три одно
Природа одна две
Воля одна две
Действие одно два

Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек.

Предвечно рождён (вечно рождается) от Бога Отца по Божеству, от Девы Марии по человечеству. 

По человеческой природе во всём подобен нам, кроме греха. 

Божество и человечество соединились в Нём в одном Лице Бога Сына

неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Сын Божий воплотился для нашего спасения, которое Он совершил 

Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением.

Иисус Христос * Догматическое богословие


Основные христологические ереси в сравнении с православием

Век
Природа (сущность) Лицо Воля
I Докеты 1 (Бога) 1 (Бога) 1 (Бога)
IV Аполлинариане 1 (составная), но ум 1 (Бог) 1 (Бога)
V Несториане 2 2 2
V Монофизиты (Евтихий) 1 (Бога) 1 (Бога) 1 (особая)
VII Монофелиты 2 1 (Бога) 1 (особая)

ПРАВОСЛАВИЕ 2 1 2

Главным аргументом святых отцов против христологических ересей можно считать фразу «то, что не воспринято (Богом от человеческой природы), — не исцелено, а то, что соединилось с Богом, спасено». Христос спас (исцелил) человеческое естество, заключённое в Его Ипостаси (от тленности, смертности и естественных страстей). Задача человека – приобщение к спасительным средствам, дарованным нам как результат искупления, в Церкви Христовой.


Триадологические ереси (антитринитарии)

Век

Ересь

Учение


III 

Монархи-анство

Модализм(савеллианство)

Считали, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями, «модусами» одного и того же Бога.

Полагали, что во времена Ветхого Завета Бог проявлял Себя как  Бог Отец, с началом Новозаветного исторического периода как Сын, а со дня образования Церкви – как Святой Дух.

Адопционизм

(лат. adoptio — «усыновлять»)

Отрицали божественную природу Иисуса Христа, считая его человеком, усыновлённым Богом при крещении.

IV

Арианство

Считали Сына Божьего совершеннейшим творением, через Которого сотворён мир.

IV

Полуариане

Отвергали единосущие Сына с Отцом, считая его подобосущным.

IV

Духоборцы(пневматомахи, македониане)

Признавали единосущие Сына и Отцу, но отрицали его за Святым Духом, считая Его сотворённой служебной освящающей силой. Ересь была осуждена на Втором Вселенском Соборе (381)

XV

Жидовствующие

Отрицали троичность Лиц, соответственно не признавали Божественного достоинства Иисуса Христа.

Откровение о Святой Троице представляется апорией только для нашего ограниченного рассудка. В самой Божественной жизни нет никаких антиномий, или противоречий. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, в Которой, как это ни парадоксально, единство нисколько не противоречит троичности. Так, достигший совершенства в боговидении, святитель Григорий Палама пишет, что Бог есть «Единица в Троице и Троица во Единице, неслитно соединяемая и нераздельно различаемая. Единица, Она же и Троица всемогущая».


Ереси по отношению к Богопознанию и сравнение их с православием

Век Ересиарх Познаваемость по сущности Познаваемость в действиях (энергиях)

IV

Евномий

Бог абсолютно познаваем.

XIV

Варлаам Калабрийский

Не познаваем

Не познаваем, т.к. считал, что они тварны


ПРАВОСЛАВИЕ

Не познаваем

Познаваем в той мере, в которой Бог открывается человечеству и в которой конкретный человек способен принять это Откровение.

См. раздел:  ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ