Мысль о мировом зле тяжким бременем сомнения лежит в сердцах многих верующих людей. Кажется непонятным, почему Бог допускает зло. Ведь Бог в Своем Всемогуществе мог бы устранить зло… Как может бесконечно милостивый Бог терпеть, чтобы злые поступки одного негодяя обрекали бы тысячи, иногда миллионы, может быть даже половину человечества, на нужду, горе, бедствия? В чем же состоит «смысл зла»? Ведь у Бога ничего нет бессмысленного.

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо напомнить, что такое зло. Под злом мы должны понимать не страдания, нужду и лишения, но грехи и нравственную вину. Бог не хочет зла. Всемогущий Бог не может одобрять зло. Больше того, Бог запрещает зло. Бог наказывает зло. Зло или грех есть противоречие, бунт против воли Божией.

Начало зла, как известно, положил высший ангел, сотворенный Богом, дерзко вышедший из послушания всеблагой воле Бога и ставший диаволом. Диавол причина зла, он и внушает или влияет на происхождение греха в человеке. Не тело человека, как многие думают, есть источник греха, — нет, оно делается орудием зла или добра не само по себе, а от воли человека.

Истинная вера Христова указывает на следующие две причины существования зла в мире:

(1) первая причина лежит в свободе воли человека;

(2) вторая причина или смысл существования зла состоит в том, что Бог также и зло направляет к добру.

Наша свобода воли, — это отпечаток Божественного подобия. Этот Божий дар поднимает человека выше всех существ мира. В свободном выборе добра и отклонения от зла человек возвеличивает Бога и совершенствуется сам. В книге Иисуса Сирахова говорится: «Он (Бог) от начала сотворил человека и оставил его в руках произволения», т.е. Бог создал человека в начале и оставил ему свободный выбор. Тем самым Бог дает людям с доброй волей возможность заслужить себе рай, а людям со злой – преисподнюю. Но как то, так и другое получается лишь путем свободы человеческой воли.

Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Если бы по природе, а не по свободе делал ты добро, то к чему приготовил Бог венцы неизреченные? Кротка овца, но она никогда за кротость свою не увенчается, потому-что кротость ее происходит не от свободы, а от природы».

Св. Василий Великий говорит: «Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, т.ч. нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда содержишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняются перед тобою обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно; добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости, а произволение зависит от того, что в нас, а что в нас – свободно. Посему, кто порицает Творца, что не устроил нас безгрешными, тот не что иное делает, как предпочитает природу неразумную, неподвижную и не имеющую никаких стремлений, природе, одаренной произволением и самостоятельностью». Иначе говоря, машину (робота) предпочитает разумной твари.

Зла Бог не хочет ни при каких обстоятельствах. Но так как зло проникло в мир по вине творения, то Бог в Своем мировом плане заставляет также и зло служить добру. Вот пример: сыновья Иакова продали своего брата Иосифа в рабство. Они сделали злое дело. Но Бог превратил зло в добро. Иосиф возвысился в Египте и получил возможность спасти от голода свою семью, из которой должен был произойти Мессия. Когда спустя несколько лет Иосиф увидал своих братьев, он им сказал: «Вы замыслили против меня зло, но Бог обратил его к добру!»

В дни апостолов иудеи преследовали христиан в Палестине. И христиане должны были бежать из Иудеи, освященной жизнью и кровью Спасителя. Но повсюду, куда они шли, они сеяли Евангельское слово. Грехи преследователей были направлены Божественной рукой к распространению христианства.

Языческие императоры Рима преследовали молодую христианскую Церковь. Десятки тысяч мучеников пролили тогда свою кровь за Христа. И кровь мучеников стала семенем для миллионов новых христиан. Ярость преследователей, грех ненависти и убийства были направлены Богом и здесь к построению Церкви. Они думали и совершали зло, Бог же обращал все их дела к добру. Вся история человечества, вплоть до событий наших дней, показывает истину этих слов. Величайшие катастрофы народов были в то же время величайшими триумфами религии, обращением людей к Богу. Но и это вплетение зла в план управления миром не явилось какой-то запоздалой надстройкой, поправкой к созданному. Это акт предвечной воли Бога.

Протоиерей Серафим Слободской.