Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Возлюбленные братия и сестры! Случалось ли вам, стоя в храме за тихим вечерним богослужением, вдруг почувствовать всей глубиной души, как дорог вам этот дом Божий, как все в нем близко вашей душе, как все в нем прекрасно, возвышенно, свято, таинственно, назидательно? Случалось ли вам живо ощутить глубокий смысл и назначение всего, что совершается в храме Божием? Увы, дорогие мои. Мы часто приходим в храм, стоим, ничего не сознавая, не стараясь проникнуть в смысл богослужения, даже не внимая чтению и пению. А между тем в храме даже самая малая деталь может дать великое назидание. 

Вот маленькая церковная свечечка. Пришли, взяли ее, зажгли, поставили перед иконой, и горит она. Принесли свой небольшой дар в подкрепление молитвы. Что обозначает это тихое маленькое пламя свечи, поднимающееся к небу? 

Свеча свидетельствует, во-первых, о нашей любви к Господу. Пришли в храм, принесли ее в дар своей любви. Но горит ли наша душа так, как эта тоненькая свечечка? Поднимается ли пламя нашей молитвы к небу? Устремляемся ли мы всем своим существом ввысь, к небесам, к святости, к красоте вышней жизни, посвященной Богу?.. Но свеча не только горит и светит, она еще и греет, изливает хотя бы немного тепла на окружающих. А мы? Согреваем ли мы своей любовью тех, кто находится возле нас, наших близких, родных, всех, с кем мы живем и общаемся? Или же застыли во льду греха, самолюбия, замкнулись и лежим, как холодная, остывшая головешка?.. 

Преподобный Серафим, сравнивая жизнь человека со свечой, говорит, что воск в ней — вера, светильня — надежда, а огонь — любовь. Если нет веры, надежды, то нет и жизни. А если нет любви, то жизнь пустая, бесцельная, бесплодная. Как плохая свеча коптит, трещит, а то и совсем гаснет, так порой и наша жизнь излучает не свет добра, а смрад греха и беззаконий. Так что же наша жизнь? Горит или только коптит, а может, совсем угасает? 

Эта маленькая свеча говорит еще и о том, возлюбленные, что и мы с вами хорошо ли, плохо ли проживаем свой короткий земной срок. «Прогорим» очень быстро, и что же после нас останется? Останется ли хотя бы капелька света — добра от наших дел? Останется ли хотя бы капелька тепла и доброй памяти о нас? 

С плачем рождается младенец. Святая Церковь дает ему духовное рождение, омывает Святым Крещением. В руках восприемника горит свеча и роняет свои восковые слезы, как живая плачет перед Богом о новом маленьком человеке, о его немощи, слабости и многих тяготах предстоящей ему жизни. А когда человек вырастает, то может в вихре жизни запятнать свою душу грехом. И тогда приходит он к святому Таинству Покаяния, зажигает свечу, ставит ее на подсвечник. Эта свеча проливает свои горючие слезы о нашей греховности, о холоде и мраке нашей беззаконной жизни. 

Когда жизнь человека освящается брачным союзом— молодые держат в руках зажженные свечи… Своим пламенем они напоминают о любви в семье, о том, что и семейное счастье не долговечно, что и оно неожиданно угаснет, как эта зажженная свеча… 

Когда человек в болезни обращается к Богу, соборуется, помазывается святым елеем, рядом с ним пламенеет свеча, как бы вознося к небу его молитву, ходатайствуя за него. 

Когда человек оказывается на смертном ложе, то у его изголовья ставят свечу, как символ его бессмертия, как свидетельство того, что душа его продолжает жить и вечно пламенеет пред Богом… Когда на могилку придут родные, они тоже зажгут свечу в знак своей любви к умершему и памяти о нем. 

И так всю жизнь, да и после смерти рядом с нами горит свеча, незаметная, маленькая. С какой верой мы в горе, в затруднении ставим перед иконами Спасителя, Матери Божией или угодников Божиих свечи, с такой же милостью Отец Небесный утешает наши скорбные души, ниспосылая Свою помощь. Мы ставим свечку, а она будто говорит нам: я горю, и ты, потухшая душа, зажгись, зажгись, не бойся жизненных бурь, зажгись, хотя и колеблет тебя ветер, но гори, свети и согревай. Дорогие мои, мы, может быть, особенно счастливы, что стоим и молимся все вместе, что наши малые молитвенные вздохи сливаются в один общий вздох, устремляющийся вверх, как пламя свечи, которое достигает неба, престола Божия. Что не в силах осветить, согреть слабый свет нашей малой, одиночной молитвы, то может воспламенить, переплавить большое пламя общей молитвы. Может быть, рядом с нами стоят неведомые нам молитвенники, великие перед Богом духовные люди. Вместе с их молитвой и наша, слабая, холодная, молитва идет от земли к небу, к самому престолу Господа. Мы должны быть тем более счастливы, что стоим и молимся на святом месте, согретом и освященном молитвенным подвигом Преподобного Сергия, великого нашего аввы. Некогда на этом самом месте стоял малый деревянный храм, и освящала его даже не свеча, а простая лучина, но ярче светильников горели сердца подвижников, ревнителей благочестия и спасения, собравшихся сюда, привлеченные сиянием Сергиевых добродетелей. 

Теперь он и сам, как великая свеча, горит и не угасает, пламенея своей молитвой пред престолом Святой Троицы, и тем светом просвещает нашу жизнь, порой такую нелегкую и запутанную, согревает наши души, холодные, нерадивые, унылые… 

Возлюбленные братия и сестры, почаще ставьте хотя бы маленькие восковые свечи. Они горят огнем большой несомненной веры, напоминая как бы две лепты бедной вдовы… Будем помнить, что церковная свеча — это наша жизнь. Церковная свеча — это наша любовь к Богу и ближним. Церковная свеча — это сила, помогающая нам в трудные минуты жизни и смерти. Аминь.