Что для наших детей история, то для нас прошлое. Сегодня дети, пляшущие на концерте звёзд рок-музыки, знают, что ещё вчера рок-музыки — официально — не существовало, но, конечно же, этого они не помнят. Дети не знают, какое это было время, когда реальность в нашей стране была совсем другая. Им невозможно ощутить, насколько другой была эта страна, когда записи рок-музыки были подпольными, а не пиратскими, когда прикладывались не к иконам, а к знамёнам, тайком ходили в храмы и читали «самиздат».

Мы знаем, но не помним то время, которое было реальностью для наших родителей и дедов. Так с каждым поколением уходит в прошлое — в историю, на страницы учебников и романов — целый мир: живые люди, реальные события, овладевавшие массами идеи и почитаемые идолы.

Но что-то остаётся и проникает в новую эпоху. Что-то барахтается на поверхности даже несколько эпох. А что-то было, есть и пребудет всегда. И это не только наши извечные проблемы — дураки и дороги.

Десять веков назад киевский князь Владимир крестил Русь. Князь принял христианство, и за князем христианство приняли поляне, древляне, вятичи, кривичи, дреговичи и прочие племена, объединённые под сильной и мудрой рукой Владимира. Наверное, мало в истории примеров такой безболезненной, бескровной и масштабной революции, каковой стало принятие Православия Русью. Возможно, это единственный пример.

За эту тысячу с лишком лет на обширных пространствах Руси случилось всё, что только может случиться в истории, — становление и падение государств и империй, войны и нашествия, голод и эпидемии. Завоеватели всех племён и народов, разного толка вожди и тираны, провозвестники «новой веры» и ниспровергатели храмов, проходимцы и самозванцы всех мастей. Словно волны, накатывались они на Русь и, словно волны, не оставляли по себе следа.

Вера святого князя Владимира и её оплот — Православная Церковь — тысячу лет шли к нам, и уже тысячу лет они с нами. Вера и Церковь пережили времена возвышений и падений, раскол, гонения, террор и эпоху официального атеизма. Гонители ещё не позабыты, а над нашей землёй снова возносится Крест.

А ведь храмы воздвигает «не царь, не Бог и не герой». Храмы всегда строят люди, и строят всем миром — по копеечке, по кирпичику, нищие и богатые, грешники и праведники. Почему же мы снова и снова, уже 1020 лет, возводим храмы? Почему мы восстанавливаем храмы, разрушенные нашими же руками? Зачем нам вера?

Раньше — неважно когда — такой вопрос не возник бы, а если бы и возник, с вопрошающим разобрались бы достаточно быстро и жёстко. Но это, так сказать, перегибы, наша человеческая нетерпимость. Вера святого князя Владимира — Православие — предлагает человеку выбор. Опции просты, но становятся понятны не сразу. Очевидно, полное понимание приходит только тогда, когда твой выбор не только сделан, но и состоялся.

Первая опция — короткая жизнь и смерть навсегда. Ты сам себе хозяин и властелин и волен решать, в чём смысл твоей жизни, в любой момент времени. Можешь ежеминутно менять этот смысл или вести вовсе бессмысленную жизнь. Позволено всё. А потом смерть тела и вечная, безнадёжная, полная отчаяния и страха «окаменевшая мука» души, скулящей у навсегда «захлопнутых врат» своей истинной обители.

Но смерть может быть началом не только мучений — смерть может стать началом иной, вечной жизни. Той жизни, лишённой страданий, сомнений, страха, болезней и бедствий, угрызений и бреда воспалённой совести, которая была нам предназначена изначально. Отсюда, с «посюсторонней» точки зрения, такая жизнь может показаться скучной. Как, не бороться и не искать, не найти и не не сдаваться?! — Поверь, вечная жизнь души в её истинном пристанище не покажется скучной. Та жизнь другая. Её нельзя оценить по меркам, приемлемым для жизни нашего тела. Сейчас ту жизнь невозможно представить, как сложно представить сегодня подпольный рок-концерт или самиздатовскую книгу. Но та жизнь — это естественное состояние души, ненадолго пленённой в неуютном бренном теле и с ликованием вырвавшейся к свету и счастью — глубокому, всеобъемлющему, безмятежному и непреходящему счастью. Ты ведь бывал счастлив? — Мощное ощущение, но такое мимолётное. Вечная жизнь нашей души — это постоянное ощущение счастья.

Принимая веру, мы выбираем своё будущее. Но к будущему ведёт не только выбор цели, а и выбор пути. А разные пути ведут к разным целям. Вера помогает нам сделать выбор цели и выбор пути. Да-да, признав «я верую», ты вовсе не делаешь выбор, а уступаешь изначальному выбору своей души. Ты ведь всегда сам страдаешь, если обидел кого-то? Если сказал неправду? Если был несправедлив к ближнему? Это твоя душа-христианка подаёт тебе знак: пора!

Следуя выбору своей души, ты начинаешь путь к своему истинному дому, к своему настоящему «я», к тому будущему, которое приготовил для тебя Господь. К освобождению души от «мерзкой тяжести» сомнений, разбивающих в груди любовь. К осознанию того, кто ты и каков ты на самом деле. Наш бунт против особенностей этого пути — это не бунт, заслуживающий восхищения. Это лень, достойная порицания. Готов ли ты пожертвовать вечной жизнью своей счастливо трепещущей души? — Задай себе этот вопрос, когда душа-христианка вступает в конфликт с телом.

Но много сложного в нашей жизни, и юная душа не всегда готова дать ответ. Иногда верить недостаточно, иногда надо и знать. Вот в помощь ищущему ответа мы, наши предки и предки их предков уже тысячу лет возводим храмы. Иди в храм, там тебе помогут. Будь уверен, двери храма распахнуты именно для тебя.

Святой Владимир последовал зову своей души и сделал выбор за всех своих соотечественников. В те времена такой выбор предопределял будущее душ не только славян, но и потенциальных союзников и врагов Руси. Тогда битва за душу человеческую велась не только в храмах, но и на поле брани. Славяне щедро оплатили свою веру миллионами жизней… Сегодня может показаться, что наступили лёгкие времена и вера стала делом мирным и сугубо личным.

Это заблуждение. На смену секирам и ятаганам в битве за душу пошли в ход более изощрённые и тонкие средства. Принципом современного «цивилизованного демократического государства» является признание веры личным делом граждан и предоставление гарантий свободы вероисповедания. Это значит, что государство не вмешивается в дела веры и Церкви, однако при этом фактически предоставляет равноправный статус любой вере, культу, верованию и вообще любому набору телодвижений и словосочетаний, который кто угодно объявляет религией. Так не является ли эта свобода скрытым и разрушительным вмешательством в жизнь твоей души?

А ведь это страшно — наша Православная вера, принесённая людям Господом, принявшим образ человека и принявшим страшную и мучительную смерть ради любви к нам и нашего спасения, вера, которая предлагает тебе возможность вечной и прекрасной жизни, вера, уже живущая в твоём дыхании, вдруг становится в один ряд с выдумками сумасшедших и проходимцев. Да, современное государство перестало притеснять священников и их паству. Но при этом дало дорогу любому культу, претендующему — ни много ни мало — на твою бессмертную душу.

Православие же есть путь освобождения души, угнетённой грехами и ленивой плотью, путь обретения душой её высшего состояния — ликования от общения с Творцом.

Поэтому такая «либеральная ценность», как свобода вероисповедания, — орудие почище огня и меча. Это даже не очередной «изм» — это настоящая дьявольщина.

Как ни короток наш миг на земле, он существует — и проходит в тесном общении с другими людьми. Тебе ещё предстоит узнать, как сложно бывает жить рядом с себе подобными. Настолько сложно, что для многих стало профессией примирение ближних друг с другом и с действительностью (это философы, политологи, юристы, психологи, социологи…). Для разрешения сложных ситуаций эти люди предлагают множество чрезвычайно сложных и запутанных правил. Как говорится, если от болезни существует много средств, болезнь неизлечима… Вера предлагает тебе только одно универсальное правило — возлюби ближнего своего, как самого себя. Это требует большого труда, но ясность и простота концепции делают этот труд радостным. И — ты обязательно убедишься — очень эффективным.

В храмах, в университетах, на улице, по соседству — множество людей, которые с готовностью ответят на вопрос «зачем нам вера?». И будет названо много причин и соображений, чрезвычайно логичных, прекрасных, остроумных, интригующих и просто интересных. Эти ответы будут сродни определению счастья — для каждого найдётся свой ответ и своё определение. Но мне кажется, что ты уже знаешь ответ. Выбор за тобой.

http://otrok-ua.ru