Монахиня Серафима (Шумейко)

 


 

 

Много на русской земле икон Божией Матери, изображающих Ее одну или с Предвечным Младенцем на руках или какое-то событие из Ее земной жизни, но далеко не многие обладают силой чудотворения. От чего это зависит? Слабому человеческому уму трудно, если не сказать невозможно, постигнуть эту тайну: ибо «кто познал ум Господень» – однако не невозможно проследить, как выявляется чудотворная икона из ряда всех прочих, даже самых красивых и дорогих, икон, и тем самым хотя бы чуть-чуть приоткрыть завесу этой тайны.
 

Картинка 1 из 35
Чудотворная Колочская икона Божией Матери, святыня Московской и, в частности, Можайской земли, стала известна русским людям в ХVвеке. События ее явления и основание по этому случаю монастыря подробно описаны в так называемой «Повести о Луке Колочском»[i], вошедшей в состав Никоновской и многих других общерусских летописей XVXVII вв. Вот ее краткое содержание.

В начале XV в. в удельном княжестве Можайском, при князе Андрее Дмитриевиче, некий крестьянин Лука нашел у реки Колочь на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем, на двух затворцах которой были изображены пророк Божий Илия и Святитель Николай. Образ оказался чудотворным, при прикосновении к нему исцелялись недужные. Стал Лука носить икону по городам и весям. Был в Можайске, у князя, был в Москве. Везде икону встречали толпы народа, а в столице навстречу ей вышли сам Митрополит Фотий с епископами и со всем освященным собором, князья и бояре. Икона не прекращала чудодействовать, стал Лука богат и известен, недалеко от места явления иконы построил церковь, где поставил чудотворную икону, а себе – хоромы, не хуже княжеских. Возгордился Лука, потерял страх Божий, стал равняться с князем и вести бесчинную жизнь, но Господь скоро наказал его тяжкой болезнью. Луку заломал медведь. Князь Андрей посетил больного, воззвал к его совести, и тот, раскаявшись, отдал в распоряжение князя все свое имущество. На эти деньги при церкви, где находилась Колочская икона, благоверный князь поставил монастырь во имя Успения Божией Матери и пожаловал земельные угодья с крестьянами.

Многие историки и литературоведы подробно изучили «Повесть о Луке Колочском» с научной точки зрения. Мы же обратим свое внимание на «антинаучные» явления, а точнее, на чудеса, описанные в повести, которые происходили от прикладывания к иконе или по молитве верующих.

Первое чудо, как мы можем проследить по тексту, состояло в том, что расслабленный человек, уже много лет пролежавший на одре болезни, «приложился челом, глазами и устами к святой иконе Божией Матери и тут же стал здравым, как будто никогда не болел». «И услышали эту весть», – как дальше повествует летописец, – «от всех, там живущих, и стекались многие люди, приносили больных и недужных, и все выздоравливали». А когда Лука стал носить икону по разным городам и селам, «то было чудес бесчисленное множество: слепые прозревали, хромые начинали ходить, расслабленные вставали, немые говорили, глухие слышали, и все, бывшие больными, здоровыми становились». «И что много говорить», – восклицает древний автор, – «если не может человеческий разум постичь тьмы тем бывших тогда непостижимых чудес».

Велика была вера русских людей во всемогущую помощь Пречистой Девы Марии, потому и были от иконы «везде бесчисленные и непостижимые чудеса». В настоящее время вера оскудела, но оскудела ли милость Богородицы, перестала ли всемилостивая Владычица Богородица внимать слезным мольбам всех скорбящих, больных и обездоленных? Обратимся к фактам нынешнего времени.

Алевтина Ивановна Смирнова, проживающая в городе Кировограде, в 1998 г. попала в автокатастрофу, возвращаясь из России, где живут родители ее мужа, домой на Украину. Удар и деформация автомобиля были настолько сильны, что бедную женщину пришлось буквально выпиливать из автомобиля. В больнице города Борисова, близ которого случилась автокатастрофа, у Алевтины обнаружились переломы первого и второго позвонка головы, переломы правой ноги и правой руки, перелом большого пальца левой ноги, ушиб мочевого пузыря, помимо бесчисленных ран по всему телу. Она была вся забинтована, так что у нее оставались свободными только рот и одна нога. Долгое время пострадавшая находилась без сознания в реанимационной палате. Ее свекровь, Лидия Никитична Смирнова, проживающая со своим мужем недалеко от монастыря, приехала в день случившегося несчастья в Успенский Колоцкий монастырь и просила сестер помолиться у Колочской иконы Божией Матери о болящей, чтобы той сподобиться перед смертью прийти в сознание, исповедоваться и причаститься Св. Христовых Тайн. К величайшему сожалению, национальная святыня Русской земли – подлинная Колоченая икона XV в. – бесследно исчезла в 70-х годах 20-го столетия, поэтому сестры монастыря молились у одного из списков с подлинника. Милостью Матери Божией больная пришла в сознание, ее удалось особоровать и причастить, несмотря на то, что врачи не хотели пускать священника в реанимационную палату. К удивлению медперсонала больницы и родственников пострадавшей, ожидавших, что она умрет, не приходя в сознание, Алевтина осталась жить. В больнице г. Борисова она пролежала 12 дней, а потом ее пришлось перевозить за тысячу километров в г. Кировоград, так как на месте не оказалось нужного специалиста-врача. По истечении 2-х месяцев, которые Алевтина провела в больнице г. Кировограда, ей пришлось делать сложнейшую операцию – расщепление черепной коробки. После подобной операции, по словам врача, выживает один из тысячи. В самый день и во время проведении операции монастырский священник и сестры обители служили молебен о здравии болящей Алевтины у Колочской иконы Божией Матери. Алевтина осталась жива, и хирург, проводивший расщепление черепной коробки, подарил больной букет цветов, так как у него она была первая пациентка с подобной травмой, которая осталась в живых после подобных операций.

Надо сказать, что во всё время течения болезни сестры с тревогой следили за состоянием здоровья больной и постоянно молились у Колочской иконы Божией Матери о выздоровлении женщины. Лидия Никитична не раз в самые критические минуты звонила в монастырь, прося сестер помолиться у Колочской иконы, и, как видно теперь, Матерь Божия призрела на их молитвы. В течение болезни больная пользовалась маслицем из лампады от Колочской иконы Божией Матери, омывала раны водой из Колоцкого целебного источника и чувствовала от этого немалое облегчение.

Летом 2000 г. Алевтина радостно сообщила родным, что она ходит (правда, опираясь на палочку), делает всю домашнюю работу сама и даже полет грядки, хотя врачи ей предсказывали быть прикованной к постели на всю оставшуюся жизнь. В сентябре пострадавшая смогла посетить Успенский Колоцкий монастырь и поблагодарить Царицу Небесную за своё выздоровление.

В Колоцкой обители три списка с Чудотворной Колочской иконы Божией Матери, однако чудотворения и исцеления наблюдаются только от одной иконы, у которой и молились сестры о выздоровлении Алевтины. Кроме вышеизложенного, известны на настоящий момент следующие случаи исцеления.

Раиса Григорьевна Кондрашева, пенсионерка, проживающая в Москве, имеет дачу в д. Сады, что недалеко от с. Колоцкое. Раиса Григорьевна издавна особо почитает Колочскую икону Божией Матери и летом часто присутствует на службах в Колоцком монастыре. Раисе Григорьевне пришлось испытать операцию глаза по удалению желто-коричневого пятна. Находясь на даче, в конце мая 1999 г. она заметила на другом глазу точно такое же желто-коричневое пятно, что предвещало потерю зрения. Раиса Григорьевна очень испугалась, так как эта глазная болезнь требовала немедленного выезда в Москву. Она взмолилась Пречистой Деве Марии у фотографической копии чудотворного списка с Колочской иконы, прося исцеления, также помазала глаз маслицем из лампады у этой иконы, а затем, утомленная слезной молитвой, ненадолго заснула. Проснувшись, Раиса Григорьевна не обнаружила на глазу никакого пятна. Исцеление произошло на 62-м году жизни.

Раиса Никитична Ярославцева, 1937 г.р., пенсионерка, страдала болями в ногах, происходящих от защемления позвоночного нерва. Долгое время при ходьбе она не могла обходиться без палочки. С апреля 1999 г., после того, как регулярно стала пользоваться маслицем из лампады от Чудотворной иконы[ii], Раиса Никитична ходит без палочки.

Прихожанка монастырского храма, не пожелавшая открыть свое имя, поведала монастырскому священнику о. Вячеславу, что долгое время страдала кровотечениями. Подобно евангельской кровоточивой ей также не смогли помочь ни врачи, ни лекарства. Исцелилась полностью маслицем от Чудотворной иконы. Рассказ записан со слов о. Вячеслава.

По рассказу одной из инокинь обители, раб Божий Владимир, работавший некоторое время в монастыре, молил Матерь Божию об избавлении его от вредной привычки табакокурения, для чего регулярно натощак пил воду из Колоцкого источника, а по совету инокини, стал часто прикладываться к Чудотворному образу. Матерь Божия исполнила его просьбу.

По рассказу той же инокини, паломница Надежда из Москвы долго страдала насморком. Лекарственные средства ей не помогали, а к врачам ей не хотелось обращаться. После того, как несколько раз она приложилась к Чудотворной иконе, насморк бесследно исчез.

Сестры монастыря свидетельствуют, что несколько раз исцелялись от ожогов, которые получали от утюга, от обварения кожи рук кипящей водой или раскаленным маслом. Они прикладывали больное место к Чудотворному образу и мазали маслом из лампады. К вечеру от ожога оставался едва заметный след, а боль проходила сразу после прикладывания руки к иконе. Также после прикладывания к иконе проходит также зубная и головная боль, если с верой попросить Матерь Божию об исцелении. Инокиня Е., регент обители, в 1998 г. наколола в лесу правую руку так, что та сильно распухла. Лекарственные средства не помогали, а к врачам не было времени ехать, так как нужно было вести службу. Несколько раз инокиня прикладывала больную руку к иконе. К началу службы опухоль спала, а к вечеру исчезла совсем.

Само появление Чудотворного списка в Успенской обители было чудесным. Владелец иконы – Владимир Петрович Михайлов, бывший старшим научным сотрудником научно-исследовательского института киноискусства в Москве, – завещал своей дочери, Елене Владимировне Михайловой, после свой смерти отдать икону в Успенский Колоцкий монастырь. Елена Владимировна, исполняя просьбу своего отца, решила отвезти икону почти сразу после его кончины, точнее, в июне 1998 г. Местонахождение Колоцкого монастыря ей и ее спутникам не было известно, и они решились заехать в Спасо-Бородинский монастырь, чтобы узнать адрес Колоцкой обители. По стечению обстоятельств первый монастырь, который им повстречался на Можайской земле, и оказался искомым. «Рафик» с иконой въехал в обитель под звон колоколов к воскресному всенощному бдению, которое (опять по чудесному стечению обстоятельств) начался несколько позже обычного. Поначалу привезенная икона была принята за подлинную чудотворную. Трудно было поверить, что это не «та самая» чудотворная икона, так как до появления ее в монастыре обитель сильно нуждалась: не было ни телефона, ни водителя автомобиля (а это, как известно, самое необходимое в условиях строящейся обители), отсутствовал водопровод, и были постоянные сбои с электричеством. А как только икона была привезена в дар насельницам, положение дел совершенно изменилось. За оставшиеся два летних месяца удалось отремонтировать трапезную, провести водопровод к сестринскому корпусу, установить телефон, поставить дополнительный электрический столб. Еще труднее было поверить, что это не подлинная чудотворная икона, когда от иконы стали совершаться исцеления. Но, узнав поподробнее об иконе и убедившись в том, что это список, подивились неизреченной милости Пресвятой Богородицы, Которая никогда не оставляет в беде уповающих на Ее всемогущую помощь и заступление.

О данном чудотворном списке на настоящее время известно следующее. Владимир Петрович Михайлов датирует ее концом XIX в., на это же время указывают и специалисты. Прадед Владимира Петровича, Димитрий Андрианович Андрианов был какое-то время церковным старостой в с. Колоцкое. Остается неизвестным, кто написал икону и каким образом она попала к Димитрию Андриановичу, но трудно себе представить, чтобы верующий человек не приложил список с Чудотворной иконы к оригиналу. Однако чудодейственная сила, перешедшая от оригинала к копии, проявилась только в 1998 г. До этого времени икона хранилась у потомков Димитрия: сначала у его сына Василия, который прислал эту икону своей дочери Александре в качестве свадебного подарка, та в свою очередь завещала икону своему племяннику Владимиру, последний же завещал ее Успенскому Колоцкому монастырю.


[i] Научное название.

[ii] Здесь и далее под Чудотворной иконой подразумевается источающий чудеса и исцеления список с подлинной Колочской Чудотворной иконы Божией Матери.