Как вести себя в храме

Не забывай праздничных дней: будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда.

В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами, во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую перед ним свечу. На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу, делаемую обыкновенно, из воска и светильни и горящую огнем. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая вместе: и вера, и надежда, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня. Свеча дурного качества издает смрад при своем горении и угасая, так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом. А потому, глядя на горящую свечу, особенно когда стоим в Божием храме да вспоминаем начало, течение и конец нашей жизни; ибо как тает свеча, зажженная пред ликом Божиим, так с каждою минутою умаляется и жизнь наша, приближая нас к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтоб жизнь наша пред Богом похожа была на свечу из чистого воска, не издающую смрада.

Проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением… Ведь многие есть и такие, которые говорят, что были у обедни или заутрени, или у вечерни и льстят себя ложною надеждою, что они действительно были, а в самом-то деле, где скитался ум их? Они только телом были в храме Божием…

В особенности отец Серафим советовал всегда иметь память о Боге и для этого непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В этом будет все твое внимание и обучение!

Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит. Наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в богослужение и уставы той Церкви, которая есть «столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее, то есть она пребудет неизменно до конца — до Второго Пришествия.

Следует также снабдить душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела в то или в другое время.