Схиигумен Иоанн (Алексиев)

Христос посреди нас!

Пишешь, что дела развлекают молитву. При делах имей память Божию, она тоже молитва; и то хорошо, что есть у тебя стремление к духовной жизни и к молитве. Это уже половина спасения, а далее Бог поможет тебе, только не унывай и не малодушествуй, помоги тебе Господи.

Еще пишешь, что и начала не положила. Это чувство хорошее, путь к смирению; в духовной жизни так и есть по закону духовного ведения: чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит себя неисправнее и грешнее. Избави Бог, если человек увидит себя праведным. Господь да поможет вам, Господь да избавит вас от вечной муки.

Твое письмо я получил и отвечаю на него, только мои советы принимай не как повеление или закон, а как простой совет; можешь и не принять его, если усмотришь, что несогласно со Святым Писанием и с поучением святых отцов. Не горячись, раньше времени не стремись к высшему, в духовной жизни скачки неуместны, должна быть терпеливая постоянность; отчасти стала уже замечать неполезное для тебя: светские книги, политика и без нужды ходить по людям. Да, это все вредит для внимательного.

Твой способ борьбы со страстями правильный: какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощью. Однако больше обрати внимание на главную страсть, которая больше тебя борет; знай еще, что наш должен быть труд, а успех зависит от благодати; благодать дается не за труды, а за смирение; кто насколько смирится, настолько и благодать приходит, и в добродетели устоять зависит не от нас, а от благодати.

Еще должна знать, в одном устроении не может быть человек, подобно погоде, бывают изменения. Хорошо быть на Фаворе, а иногда приходится быть и на Голгофе; внимательный и рассудительный находит много случаев понять это.

Ах, как хорошо говорит об этом святой Исаак Сирский в 46-м слове. Ты пишешь, «мало надежды, чтобы я попала туда, куда Вы». Эти слова возьми назад. Божий суд нам неизвестен, кто куда попадет.

Хорошо, что примирились с Х.; всегда так делай, хоть с твоей стороны и не было причин ко вражде. Оптинские старцы духоносны, они пропитаны святоотеческим духом, я высоко чту их и благоговею перед ними.

В заключение скажу: Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов. Что себе не желаешь, того и другим не делай, — это золотое правило.

Напоминай себе чаще час смертный, никого не осуждай ни в чем; кого в чем осудишь, сама в эти же грехи впадешь, иначе и не бывает.

На вас призываю Божие благословение.