ак источник, непрестанно текущий и в обилии изливающий воды, будучи покрыт землею, не сделается чрез это безводным, но, напротив, и оттуда, из-под покрова земли, будет в изобилии изливать струи прохладной и приятной воды, оказываясь еще более полезным для всех с любовью приходящих к нему во время жажды и тяжкой жары — так и сей преподобный отец наш Александр изобильно получил от приснотекущего Источника живой воды — Духа Святого — благодать различно действовать все полезное на спасение людям. И как при жизни действовал, так и по кончине своей обильно источает струи исцелений от честного гроба своего. Если телесно он и отошел от нас во внутренность земли, то духом предстал Владыке Христу, и там еще большую получил от Него благодать — творить у гроба своего великие и преславные чудеса.

      И все имевшие различные недуги, скоро приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления.

      Так, одна женщина, именем Анна *), четыре года страдавшая слепотою, будучи наслышана о преславных чудесах, бывающих у гроба преподобного, пришла в обитель на праздник Сошествия Святого Духа, где собралось весьма много богомольцев. Женщина эта, по обыкновению бедных людей, стояла вне церкви, бывшей близ гроба преподобного и, услышав божественное пение, доносящееся из церкви, начала горько плакать и рыдать о том, что по причине великого народного скопления она лишилась возможности подойти ко гробу преподобного. И от обильной печали и горести сердечной громогласно выкрикивала такие слова: «Горе мне, лишенной света сего видети! Горе мне, не имущей показующаго пути и сего ради не сподобихся приити ко святому гробу преподобного отца Александра, от негоже вси неоскудно исцеление приемлют, поклонитися». 

      Тогда готовый всегда на помощь и скоро внимающий всем, с верою его призывающим, преподобный отец наш Александр сейчас же явился к ней и, взяв ее за руку, привел к цельбоносному своему гробу. Она, узнав, что перед нею находится гроб, с верою припала к нему, прося исцеления глазам своим, чтобы видеть. И тотчас получила зрение и увидела всех своих знакомых; тогда громким голосом возблагодарила она Бога и преподобного Александра Чудотворца. 

      Народ, видя такое предивное чудо, исполненный ужаса и радости прославлял Бога и этим увеличивал торжество праздника; расходясь же, проповедовали во все страны величие Божие, так как даровал им Бог в их дни такого великого и дивного нового чудотворца. Также и получившая исцеление женщина ушла, радуясь и славя Бога и исцелителя своего, преподобного отца Александра.



*) Женщина эта была очень бедная и бесприютная, не имевшая никого родных; она бродила и скиталась, питаясь милостынею, собираемою в ближайших селениях к обители преподобного.


екий юноша, именем Агафоник, родом из селения Глинно, за небрежение свое одержим был лукавым духом; ради чего находился в исступлении ума и лишен был способности говорить. Делал он различные непристойные дела, скрежетал зубами и бился, весьма досаждая тело свое. Соседи и родственники крепко вязали его веревками и стерегли. Но он, разорвав веревки, убегал в непроходимые пустыни и, падая с гор, разбивался; несколько человек с великим трудом могли приводить его в дом свой, и так долгое время он был мучим от лютого беса. Видя это, имевшие о нем попечение весьма сожалели и плакали о нем, познавая в этом наказание Божие, постигшее его за грехи, и недоумевали, что с ним сделать. Наконец, вспомнили о преславных чудесах, бывших в обители Пресвятой Троицы у гроба преподобного Александра Чудотворца, и чрез несколько времени насильно привели его в монастырь к цельбоносному гробу, желая его приложить. Но он, сопротивляясь, делал непристойное и скрежетал зубами, так как бес сильно мучил его, пугая различными страшными привидениями. Тогда попросили духовенство отслужить молебен о нем и покропить его священною водою. И когда с трудом приложили его ко гробу святого, тотчас вышел из него нечистый дух по молитвам преподобного отца Александра; и сделался совсем здоровым и разумным юноша этот, как будто никогда и не болел. После чего отправился он в дом свой, славя и благодаря Бога и Его угодника, преподобного Александра Чудотворца.


окрестности обители преподобного Александра, на реке Ояти, жил некто Василий Иудин. Жена его, именем Матрона, сильно тяжко заболела, невыносимо страдая головною болью, сопровождавшеюся значительной опухолью и множеством ран на голове и на лице, так что не видать было и глаз ее и не рассмотреть очертаний лица; к тому же лишилась она пищи и сна. И так долгое время страдала она от той лютой болезни; муж ее, Василий, все домашние и родственники скорбели и плакали, глядя на нее, недоумевая, что сделать с нею. Во все время продолжительной ее болезни не могли они ниоткуда достать пособия к ее выздоровлению. Наконец, вспомнили они рассказы о чудесах, бывающих у гроба преподобного отца Александра, и сказали: «О, сколько чудес творит Бог — исцеляет различные болезни чрез угодника Своего: неужели Он и о нас не умилосердится?» И, посоветовавшись между собою, начали призывать на помощь преподобного отца Александра, давая ему обещание свое, когда сделается полегче от этой горькой болезни страждущей, немедля идти с нею к честному гробу угодника и там принести ему благодарные мольбы. Услышала это и болящая и, придя в чувство, также начала призывать на помощь преподобного, обещаясь сходить в обитель ко гробу его. И, о чудо ужасное и достойное удивления! Внезапно болящая получила здравие; лицо ее просветлело, опухоль и раны исчезли, как будто она никогда и не болела.

      Муж ее Василий и все родные, видя такое преславное чудо, исполненные ужаса и радости, нисколько не медля, пришли в обитель Пресвятой Троицы, хваля и благодаря Бога и Его угодника, преподобного Александра, возвещая всем о преславном чудотворении его, что он скоро услышал моление их и исцелил болящую от горькой и лютой болезни; и припали они ко гробу преподобного, с благоговением и страхом целуя его, и, выслушав благодарственный молебен, радостно возвратились в дом свой.


вышеупомянутого Василия Иудина был родной брат Иоанн, имевший единственного сына, именем Созонта, от рождения расслабленного ногами и совершенно не могущего ни ходить, ни вставать на ноги. О чем Иоанн с женою своею всегда находился в печали, по свойственной родителям жалости к своим детям, а более потому, что он был один сын у них. Зная о преславных чудесах преподобного Александра, они были вполне уверены, что и их сына он тоже исцелит. Итак, с крепкою верою и твердою надеждою на него, взяли они своего расслабленного сына и повезли в обитель Пресвятой Троицы, к цельбоносному гробу преподобного отца Александра. Прибыв туда, известили о себе игумена и весь Священный Собор, прося отслужить молебен Всемилостивому Богу и преподобному Александру; отрока же посадили у гроба угодника. Когда начался молебен, отрок, сидя у гроба, прилежно молился умом своим к преподобному, припадая ко гробу его, чтобы получить исцеление расслабленным ногам своим. Матерь его также подошла и начала усердно молиться, реки слез изливая из глаз своих; затем, взяв отрока, положила его на гробе святого и, благоговейно припавши, взывала к преподобному, говоря ему так из глубины души своей: «О преподобне отче Александре, вемы, яко восприял еси от Бога неоскудну благодать исцеляти различные недуги, и прогоняти духи лукавые, и всем призывающим имя твое и припадающим к честному гробу твоему быстро исцеление подаеши: ты ныне услыши и нас, недостойных раб своих, верно призывающих имя твое и припадающих к честному гробу твоему: утоли печаль нашу, и подаждь исцеление отроку, от рождения расслабленному ногами, и укрепи его на них право ходити; о сем бо, якоже ты веси, печаль сердца наша люте снедает, понеже единороден есть нам».

      Так прилежно молилась женщина эта, множество слез проливая. По окончании молебна, взяв отрока, приложили его ко гробу святого и покропили священною водою.

      И, о дивное и преславное чудо! О искусство врача предоброго и целителя скорого! Тотчас же отрок стал твердо и правильно на ноги свои, и ходил туда и сюда. Тогда все находившиеся там удивились великому сему чуду, и воздали величайшее благодарение Господу Богу и угоднику Его, дивному в чудесах, преподобному отцу Александру.

ыл некий юноша именем Ераст. От дней его младенчества позавидовал ему общий завистник и враг рода человеческого — диавол, невидимо нападая на него и жестоко мучая трясением и напряжением всех мускулов, производя ему течение пены изо рта. И так часто и немилостиво мучил, ломая его и причиняя ушибы, так что чрез это он лишился рассудка и не помнил ничего, куда или откуда идет, или что бессмысленное говорит; пищи никакой не употреблял и не имел сна. Мать его, вдова, сильно печалилась, сожалея о нем. Будучи же наслышана о чудесах, бывающих у гроба преподобного отца Александра, взяв сына своего, мучимого диаволом, привела в обитель преподобного отца Александра, рассказав о нем игумену и всем живущим в монастыре. Затем, припав ко гробу преподобного, начала плакать и рыдать, жалобно взывая к угоднику: «Помилуй мя, рабе Божий, убогую вдовицу: яко сын мой зле мучим есть от диавола, многих ради моих грехов; многа бо лета страждет от нападения нечистого духа, яко уже всему телу его сокрушитися от лютаго сего мучения диаволя. И сего ради припадаю и молюся тебе: вем бо, яко восприял еси от Бога благодать прогоняти духи лукавые и целити всяк недуг и всяку болезнь; и ныне изжени лютаго беса от сына моего, зле мучаща его».

      Когда же по просьбе ее отслужили молебен и дали болящему приложиться ко гробу и образу преподобного, тотчас нечистый дух оставил его, и он сделался совершенно здоровым, как бы никогда и не болел. И прославили все Бога, творящего дивные чудеса чрез Своего угодника. Женщина же, взяв своего выздоровевшего сына, с радостью возвратилась в дом свой, хваля и благодаря Бога, и рассказывая всем о преславном чудотворении преподобного отца Александра.

ыл некто Илия, дошедший до крайней нищеты. Жил он по реке Ояти, от обители преподобного верстах в 45 или более; у него была жена именем Ирина. Приключилась ей болезнь расслабления, и пролежала она в постели три года, будучи не в силах двигать ни руками, ни ногами. Ради чего она весьма много плакала, недоумевая, что ей сделать для своего выздоровления. Равно и муж ее заботился и скорбел о том, как бы оказать ей помощь. Будучи наслышана о преподобном и о множестве чудес, совершающихся у гроба его, больная сказала своему мужу: «Вези меня в обитель Пресвятой Троицы, чтобы я могла приложиться ко гробу преподобного Александра; я верую, что он подаст мне исцеление».

      Муж ее, исполнявший все ее желания, привез ее в обитель и положил у гроба преподобного. Было это в праздник Сошествия Святого Духа, при большом стечении народа. Женщина эта, лежа у гроба, горько плакала, изливая слезы, и с рыданием жалостно говорила: «Помилуй мя, рабе Христа Бога нашего, даждь ми исцеление от одержащаго мя лютаго сего недуга; вем бо воистинну, яко всяк, верно надежду имея на тя, не погрешит своего прошения». Священнослужители, совершавшие молебен, велели ей иметь в прошении твердую надежду, так как знали, что скорый предстатель, преподобный Александр, не оставит без внимания молитвы ее. Она еще усерднее начала молиться, плача и рыдая о своем бессилии, что не может встать на ноги и поклониться святому гробу преподобного и целовать его честной образ.

      И, о чудо преславное! Сейчас же сделалась здоровою, как будто она никогда и не хворала. Быстро и радостно поднявшись, припала она к цельбоносному гробу преподобного, благоговейно лобызая его честный образ и воздавая великое благодарение своему милостивому исцелителю, говорила: «Величаю и хвалю и прославляю многое твое и неизреченное милосердие, о преподобне и всеблаженне отче Александре; яко не презрел еси моления моего и даровал здравие телу моему; верую же, яко исцелиши и душу мою от содеянных мною грехов, и сподобиши мя Царствия Небесного молитвами твоими».

      Также и священномонахи, и все богомольцы, видев такое преславное чудо, дивились и благодарили Бога, говоря: «Слава Тебе, Единому Человеколюбцу Богу, яко твориши присно преславная чудеса угодником Своим, яже ныне и нас недостойных сподобил еси видети».

      Исцелившаяся женщина с радостью возвратилась в дом свой, славя Бога и угодника Его, преподобного Александра, что увеличил Господь и над нею милость Свою.


ыл некто монах, именем Савватий, один из постриженников обители преподобного, его ученик и духовный сын. Отличаясь раздражительным характером, он не выносил чего-либо скорбного ради Бога; преподобный неоднократно увещевал его словами Божественного Писания, как чадолюбивый отец, утешая его и заботясь всегда о спасении души его. А когда добрый этот пастырь отошел к Началопастырю Христу, означенный монах, будучи побежден страстью, более не мог терпеть и, выйдя из обители преподобного, поступил в один из мирских монастырей.

      Через некоторое время он подвергся весьма тяжкой болезни, так что на долгое время лишился пищи и сна и лежал, как мертвый, с закрытыми глазами, не имея сил даже повернуться на постели.

      В одну из ночей продолжительной его болезни вспомнил он доброго пастыря и учителя своего, преподобного отца Александра, начав плакать и рыдать о своих согрешениях пред ним, что не послушал наставления его и не сохранил обещания своего, и, раскаиваясь, молился ему, говоря так: «О, отче святый Александре, учителю мой пресладкий, помяни любовь твою и труды, яже имел еси о спасении души моея. Аз же окаянный неблагодарен явихся пред тобою и презрел наказания твоя; и сего ради впадох в ров погибельный, и уже хощет диавол пожрети душу мою, яко снедь сладкую, и не имам помогающаго ми. Вем же, яко милостив еси ко всем призывающим имя твое в помощь себе, и быстро избавляеши их от печалей и болезней. И сего ради припадаю ныне ко твоей благости: помилуй мя, и услыши мя недостойного раба твоего, и предварив возстави мя от рова сего погибельного, и исцели мя от одержащия сея лютой болезни; да не зле умру, и да не порадуется враг мой о мне».

      Был уже поздний вечер, когда он кончил свою молитву. Скорый послушатель всех, с верою молящихся ему, тотчас же явился готовым на помощь, присовокупив себе в сообщники чудотворения начальников Соловецкой обители. И вот больной монах тот слышит, что к дверям келии его подошли какие-то мужи и творят молитву; он немедля ответил им: «Аминь». Войдя, они опять сотворили молитву и прочитали стих Пречистой Богородице: «Достойно есть». Он подумал было встать, но не мог ни глазами смотреть, ни говорить ничего, по причине объявших его страха и болезни. Тогда скорый врач болящих и немедленный исправитель падших спросил его: «Савватие, болиши?» Он с трудом отвечал ему: «Ей, стражду, отче, зело». Святой же, благословив его, сел у изголовья постели его, также сели вблизи его и пришедшие с ним.

      Больной, собравшись немного с силами, спросил его: «Кто еси ты, господи мой, и кто суть пришедшии с тобою? Слышу бо вас некия святолепны мужи пришедша ко мне недостойному». Святой отвечал: «Или не знаеши мене, чадо, яко аз есмь грешный Александр, отец твой духовный? А пришедшии со мною к тебе, слышал ли еси Соловецких начальников Зосиму и Савватия? Сии приидоша со мною посетити тебе». (О какое смиренномудрие у сего великославного отца! О сколько кротости у совершенного в добродетелях человека! Получив от Подвигоположника столько богатых и неизреченных благ, называет себя грешником. Так святые привыкли именовать себя, обучая нас смиренномудрием сокрушать главу гордого диавола). Затем опять сказал болящему: «Ты же аще хощеши здрав быти, иди в монастырь мой скоро, и тамо получиши исцеление не точию телесное, но и душевное». На что он отвечал ему: «Господи мой и отче вселюбезный, хотел бых аз идти во обитель твою, но не могу». Тогда святой сказал: «Дерзай, чадо, Господь поможет ти, и подаст здравие!» После чего стали невидимы.

      Он сейчас же сделался здоровым от болезни и, быстро встав, сел на постели своей, никем не поддерживаемый (а до того времени не мог пошевелиться), и исполнился великой радости.

      Разбудив своего келейного брата, открыл ему о чудном и милостивом посещении преподобного отца Александра и бывших с ним вместе преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких, представляя в удостоверение свое внезапное выздоровление от болезни. Затем исцелившийся встал и начал ходить, как будто никогда и не болел, воздавая великое благодарение милостивому своему посетителю и рассказывая всем о скоропослушливом своем исцелителе.

      После чего поспешил отправиться в обитель преподобного отца Александра, где попросил отслужить благодарственный молебен Господу Богу и преподобному отцу Александру, изрядному своему пастырю; и, облобызав честно со слезами и благоговением святую раку его, рассказал всем, какие благодеяния сотворил ему великий в чудесах преподобный отец наш Александр. Как не оставил его без помощи, впадшего в ров погибельный, и не предал на съедение волку, губителю душ человеческих.

      Все слышавшие прославили Бога и доброго пастыря, о чем слышал и я *) из уст сего Савватия, и слышанное записал.



*) Игумен Иродион, списатель жития преподобного Александра.

     Чудо о расслабленной женщине, получившей весьма жестокое наказание за нарушение своего обещания.


селении, называемом Рахковичи, находящемся в окрестности обители Пресвятой Троицы и преподобного Александра, жил некто по имени Исидор. У него была дочь Марина, вышедшая замуж и вскоре после брака весьма тяжко заболевшая: появилось у ней умопомешательство, и стала она забываться в мыслях и говорить бессмысленно.

      В таком болезненном состоянии находилась она год и семь месяцев, сильно страдая и лишаясь пищи и сна. Отец ее, муж и все родственники сильно скорбели о том, находясь в недоумении, что сделать с нею для излечения ее от такой мучительной болезни.

      Однажды, вспомнив о том, сколько Бог творит чудес чрез угодника Своего, преподобного отца Александра, они начали призывать на помощь любвеобильного сего врача, чтобы он исцелил больную от тяжкой болезни. И, посоветовавшись между собою, дали обещание привезти ее к преподобному в обитель Пресвятой Троицы на праздник Сошествия Святого Духа, и там приложить к цельбоносному гробу угодника Божия. Скорый всегда предстатель всем призывающим его услышал скоро молитву их и явился на помощь болящей, облегчив болезнь ее и показав ей путь к его обители, где она может получить окончательное исцеление от болезни той. Когда наступил праздник Сошествия Святого Духа, отец ее, желая привести в исполнение обещание, данное преподобному отцу Александру, намеревался сходить с нею помолиться в обитель Пресвятой Троицы, в надежде, что болящая получит там совершенное выздоровление. Но муж воспрепятствовал ей отправиться в монастырь, задержав ее на некоторое время исправлением хозяйственных потребностей, а когда будет свободна, то хотел отпустить. О, какие обольщения суетного этого мира! О, какие дерзкие покушения рода человеческого! Справедливо сказал божественный пророк Давид: «Человек суете уподобися, дние его яко сень преходят» (Пс. 143:4), и опять: «Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется, сокровиществует, и не весть кому собирает я» (Пс. 38:7).

      У многих людей в обыкновении во время напастей, бед и скорбей обращаться к Богу и святым Его; когда же получат облегчение, то забывают своего благодетеля, последуя обольщениям мира сего.

      Но человеколюбивый Бог, не хотящий смерти грешников, но даже изволивший пострадать за них, всегда устраивает спасение людей Ему Одному известными судьбами, как и апостол говорит: «Егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет» (Евр. 12:6).

      Так и здесь сотворил дивный в чудесах преподобный Александр этой страдающей женщине, уподобляясь своему Владыке и Богу. Не оставил ее погибнуть в глубине отчаяния, но, наказав, подал ей здравие не только телесное, но и душевное. В день самого праздника Сошествия Святого Духа, в час обеда, совершилось странное и весьма ужасное чудо. В доме послышался необыкновенный шум, как бы от сильной бури, и невидимо пришедшая сила Божия захватила руку женщины той и поразила ее в лицо, причем лицо обернулось назад, а рука прилипла к лицу. Она упала на землю, и лежала, как мертвая, безгласна, долгое время дрожа всем телом; на всех бывших при этом напал великий страх.

      В это время больной внезапно явился преподобный Александр, с угрозою говоря ей: «Почто ми солгала еси, и преступила завет свой? И сего ради зле мучима будеши». Тогда она начала взывать к угоднику: «Увы мне, всячески живота отчаянней и ни откуду надежды имущей ко избавлению! Горе мне окаянной, преступившей завет ко преподобному Александру! Горе мне, прогневавшей целителя доброго и предстателя скорого! Горе мне, яко не имам ныне дерзновения призывати его на помощь себе, ниже нарещи имя его! Зазирает бо ми совесть моя, яко явихся лжива пред ним. Но прости мя, о преподобне отче — да сие едино конечное изреку ти, святе; понеже вправду аз окаянная осуждена есмь лютою смертию умрети и зле мучитися, яко не сохраних завета моего, иже к тебе, рабе Бога живаго! Но аще не до конца прогневаешися на мя и сотвориши милость свою, то сугубо и преславно покажеши твоя чудеса. Уже бо паки ктому не могу солгати тебе; се бо ныне безответна есмь, и студа исполнена, и жития сего зле разлучаюся».

      Так долго она горько плакала и рыдала, проливая множество слез. Затем, помолчав немного, умом представляла себе, что получит от святого исцеление.

      Тогда милостивый наказатель и учитель непамятозлобия, преподобный Александр, опять сказал ей: «Аще хощеши получить исцеление, то иди во обитель Святыя Троицы». И сказав это, сделался невидим. Она, как бы пробудившись от сна, едва могла проговорить: «Ведите мя во обитель преподобного Александра, да приложуся к цельбоносному гробу его и всяко получу от него исцеление».

      С великим трудом могли поднять ее с земли, а рука ее была прикорчена и прилипла к лицу. Родители ее, видя такое страшное и необыкновенное наказание, нисколько не медля взяв все необходимое в дорогу, повели ее в обитель святого. Когда отошли они от своего дома верст около восьми, готовый всегда на помощь преподобный Александр предупредил исцелением. И тотчас же больная возгласила громким голосом, говоря: «Се здрава есмь, и прикорченная моя рука простреся, и лице мое исправися». Сказав это, подняла руку свою вверх и продолжала говорить: «Се вижу образ преподобного Александра предо мною стоящ, и повелевает мне прострети руку мою прикорченную».

      Родители ее, видя великое и преславное чудо это, весьма обрадовались и поспешили идти в обитель, боясь, чтобы опять не пострадать на дороге за медленное шествие. Придя в обитель, припали ко святому гробу милостивого исцелителя, прося у него прощения о своих согрешениях и, воздавая ему великую благодарность, что сотворил великую свою милость с ними; затем попросили отслужить молебен. Тогда больная получила совершенное исцеление и рассказала всем о великом и преславном том чудотворении преподобного отца Александра, как он явил на ней милосердие свое, как чадолюбивый отец, наказал ее и после помиловал.

      И воздали все прославление Господу Богу и дивному в чудесах угоднику Его, преподобному Александру. Исцелившаяся с великою радостью возвратилась в дом свой, славя Бога и угодника Его, сотворившего с нею милость.

     Чудо о муже расслабленном.


дин человек, по имени Патапий, живший верст за четыреста пятьдесят от обители Преподобного, года три находился в расслаблении, имея при этой болезни сильно чрезмерный сон, от которого, а равно и от расслабления, он подвержен был беспамятству. Однажды, придя в чувство, пожелал он сходить в обитель Преподобного, так как слышал о многих чудесах, бывающих у гроба его, и озаботился, как ему поскорее достигнуть обители Преподобного и цельбоносного гроба его и там получить исцеление. И вот отправился он в путь, проходя с места до места, странствуя с великим трудом по причине болезни.

      Не доходя восьми верст до обители Преподобного, сильно изнемог. Желая немного отдохнуть, опустился на землю и, стесняемый своею болезнию, он недоумевал, что ему делать, и откуда в странствии получить себе помощь; так он ослабел силами, что не мог и с места двинуться.

      И начал он плакать и рыдать, что не в состоянии добраться до обители милостивого целителя и любителя странников; мысленно же обратился к нему с такою молитвою: «О преподобне отче Александре, помози ми, и избави мя от недуга сего тяжкаго, и даждь ми видети честную и многоцелебную раку мощей твоих».

      О, какой скорый Предстатель и Врач, обилующий целебным даром! Лишь только подумал больной призвать его на помощь, как он, по находящейся в нем обильно благодати Духа Святого, уразумев мысли его, тотчас же является к нему на помощь, показуя ему дорогу к неисчерпаемому источнику исцелений, говоря так: «Человече! Аще хощеши получити исцеление, то иди во обитель Пресвятыя Троицы и приложися ко гробу моему, и желаемое получиши, и воздаждь славу Богу». Сказав это, сделался невидим.

      Больной, почувствовав в себе некоторую силу, весьма радостно встал и быстро дошел до обители Пресвятой Троицы, где, воздав благодарные мольбы Господу Богу и благоговейно облобызав честную и многоцелебную раку мощей преподобного отца Александра, почерпнул из нее, как из приснотекущего источника, совершенное исцеление своей болезни. И рассказал всему Освященному Собору и всем бывшим в обители, сколько благодеяний сотворил ему дивный чудотворец, преподобный отец наш Александр.

      Пожив в обители довольное время и поработав для братии, отправился в дом свой, радуясь и славя Бога и преподобного отца Александра, и возвещая повсюду о дивных и преславных чудесах его.


близи обители Преподобного, в деревне Чагуницы, жил некто Тихон, имевший жену Татиану. Случилось ей сильно заболеть расслаблением всех членов; два года весьма тяжко страдала она от той болезни, многократно обмирая, так что не надеялась остаться в живых. 

      Однажды больная впала в тонкий сон, и тотчас видит пред собою какого-то почтенного, святолепного и сединами благоукрашенного монаха, говорящего к ней: «Аще хощеши здрава быти, то иди во обитель Пресвятыя Троицы в праздник Сошествия Святаго Духа и приложися во гробу святаго Александра, и подаст ти Бог исцеление от скорби сея». Она отвечала ему: «Господи, аще и хощу, но не могу дойти, ради зельного недуга сего». Тогда он сказал ей: «Дерзай, чадо, востани и поиди, имаши получити здравие». После чего стал невидим. Она, придя в себя, исполнилась страха и радости и, почувствовав в себе некоторую силу, уразумела, что получила исцеление. И, вставши с постели, не ощущая более болезни, пригласила к себе мужа и радостно рассказала ему о том дивном чуде, как она, чрез явление пришедшего к ней почтенного и святолепного старца, получила исцеление.

      Познавши же, что явившийся был преподобный отец Александр, который везде призывающим его являлся скорым помощником, возрадовались, воздав великое благодарение Богу и преподобному отцу Александру. Затем, придя в обитель Пресвятой Троицы, совершили благодарственный молебен, честно облобызав раку преподобного отца Александра и рассказав всем бывшим в обители о том преславном чудотворении возвратились в дом свой, радуясь и прославляя Бога и угодника Его, преподобного отца Александра Чудотворца.

     Чудо о Евпраксии, получившей исцеление и не воздавшей благодарности, за что она тяжко пострадала и чрез покаяние опять получила исцеление.


ерстах в 45 от обители Преподобного, в селении, называемом Имоченицы, жил некто Филипп, имевший жену Евпраксию. Случилось ей сильно заболеть, так что в болезни этой ей представлялось, что у нее переломаются все кости и суставы, и так страдала она долгое время.

      Однажды ночью вспомнила она дивного и милостивого преподобного отца Александра и начала призывать его на помощь себе. Готовый всегда и везде на помощь скоро подал ей здравие. Когда она почувствовала, что скорый послушатель, преподобный Александр, услышав молитву ее, даровал ей здравие, пригласила мужа своего и сообщила ему о своем чудном исцелении, чему они оба вместе порадовались. У Евпраксии явилась мысль сходить в обитель Пресвятой Троицы и воздать благодарение милостивому своему исцелителю — преподобному отцу Александру, у честного и многоцелебного гроба его, но день ото дня она отлагала свое намерение, а после и совсем забыла, омрачившись прелестями сего суетного мира, как это случается у многих людей. Так, отдавшись житейским попечениям, однажды она встала весьма рано на свое дело, желая ускорить его. Идущей из дверей дома своего её схватила невидимая сила, начав колотить без милости, так что все члены тела её ослабели и она никак не могла двинуться с того места. Тут сознала она вину свою, что такое жестокое наказание дано ей за неисполнение своего намерения сходить в обитель Преподобного, поклониться честному гробу его и воздать благодарение за полученное исцеление от болезни.

      И начала плакать и рыдать о своих согрешениях, громогласно взывая к милостивому своему исцелителю, прося у него прощения и укоряя себя как преступницу божественных заповедей, а более, что оказалась неблагодарною пред ним.

      Услышав это, собрались все бывшие в доме и, видя такое страшное чудо, ужасались, и едва могли поднять её с того места. Вскоре после этого свезли её в обитель Пресвятой Троицы и приложили к цельбоносному гробу преподобного Александра. Она начала со слезами молиться, исповедуя грех свой и прося у него прощения и облегчения от тяжкой болезни, которою страдает за небрежность свою. По совершении молебна она тотчас сделалась здоровою, как бы нисколько и не болела. И рассказала всем все бывшее с нею, воздавая великое благодарение милостивому и дивному исцелителю своему великославному отцу Александру, себя же укоряла, говоря: «Аще не восхотела еси волею приити благодарити, се ныне неволею приведе тя благодарствовати».

      Так благоволил Бог прославить угодника Своего и показать всем, что он милостиво исполняет прошение всех с верою поклоняющихся честной раке мощей его, а небрежных наказывает, строя им ко спасению полезное: еже буди всем нам получить о Христе Иисусе Господе нашем.


екто Иаков, житель одного финского города, отличавшийся благочестием и милостивым нравом, был бездетен (так как жена его никогда не рождала), посему он непрестанно молил Господа Бога даровать ему дитя мужеского пола, для унаследования всего имущества его. Будучи много наслышан о преславных и неизреченных чудесах преподобного отца Александра, бывающих у гроба его, помыслил в себе, говоря так: «Пойду и я поклонюсь святому и многочудесному гробу его». Он веровал, что подаст ему Бог по молитвам угодника получить желаемое. После сего, взяв все необходимое, тронулся в путь к обители Пресвятой Троицы и преподобного отца Александра и с помощью Божией вскоре переплыл великое Ладожское озеро и прошел пешеходный путь.

      Придя в обитель Пресвятой Троицы, припал он ко гробу Преподобного и со слезами молился ему, говоря: «Помилуй мя, о преподобне отче, избранный рабе Христа Бога нашего, вем бо, яко обрел еси пред Ним благодать, и вся, елика хощеши, упросити у Него можеши, и никтоже притекаяй к тебе посрамлен от тебе исходит, ныне сотвори о мне молитву, да подаст ми плод от неплодного чрева супружницы моея». После чего со страхом и благоговением честно облобызал образ Преподобного, бывший на гробе его. И сейчас же мысленно утвердился в несомненной помощи от Святого, так как сердце его исполнилось веры, надежды и упования, что не напрасно было прошение его и, совершив молебное пение, с радостью возвратился в дом свой. Через год опять пришел он в обитель со своею женою, неся с собою младенца-мальчика и говоря всем, что это дитя даровал ему Бог по молитвам преподобного отца Александра Чудотворца.

      Совершив благодарственное молебствие и сделав для братии хорошее угощение и раздав милостыню, радостно отправился в дом свой, хваля и благодаря Бога и угодника Его, дивного в чудесах, преподобного отца Александра.


ыл некто юноша, именем Афанасий, слуга одного архиерейского боярина Андрея, жившего близ обители Преподобного на реке Сегежи. Юноша этот сильно хворал четыре года, имея к тому же расслабленную правую руку, которою ничего не мог делать.

      Господин его, видя, что он ничего не может делать, признал его бесполезным для себя и прогнал его из своего дома. Юноша дошел до крайней нищеты, скитаясь по многочисленным деревням той местности, чтобы где-либо обрести себе ради Христа дневное пропитание. Но Господь, всегда пекущийся о сиротах и вдовицах, устрояющий полезное обиженным и воздающий отмщение сильным и обидящим, не оставил и сего обиженного юношу, но явился ему крепким помощником, по слову псалмопевца: «Господь хранит пришельцы, сира и вдову приемлет, и путь грешных погубит» (Пс. 149:9).

      Через некоторое время, благоволением Всещедрого Бога, пришел тот юноша в обитель Преподобного и, войдя в церковь во время вечерней службы *), стал у раки многочудесного отца, творя ему поклон на одну руку и молясь со слезами, говоря так: «Помилуй мя, возлюбленный друже и рабе Христов, вем бо, яко восприял еси от Него неоскудевемую благодать исцеляти различные недуги, и всяк, иже верно призывает тя на помощь и припадает к честней раце мощей твоих, не возвратится тощь, но скоро приемлет полезная к прошению; услыши мя ныне недостойнаго и не имеющаго ни откуду иныя помощи, разве тебе, и исцели расслабленную мою руку».

      После такой его молитвы, когда сотворил он три поклона и припал к образу преподобного, бывшему сверх раки мощей его, облобызал, сейчас же воскликнул громким голосом: «Се здрав есмь молитвами преподобного отца Александра». И, подняв в высоту исцеленную руку свою, произнес: «Се убо зрю, святче Божий, яко сотворил еси мне недостойному великую и неизреченную милость, и отныне хвалю тя, благодарю милостивого исцелителя и скорого предстателя, и всюду имам прославляти твоя дивные чудеса, яко даровал ми еси исцеление у честной раки своея; верую же, яко даруеши мне сугубую благодать; надеюся бо, яко исцелиши и душу мою, расслабленную грехми».

      Духовенство и все множество народа исполнились ужаса и радости, видя такое дивное чудо, которое на их глазах сотворил преподобный отец Александр. Многие из знавших юношу, до того времени имевшего расслабленную руку, а теперь видя его совершенно здоровым, как бы никогда и не болевшим, воздали благодарение Богу и Его угоднику, преподобному Александру, говоря так: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, яко твориши таковая преславная чудеса угодником Своим, в пользу нам последним родом». Отрок тот очень прославлял Бога и своего исцелителя.

      Пробыв в обители довольное время, радостно отправился в путь свой, проповедуя по всем странам великие и преславные чудеса преподобного отца Александра, и бывшую на нем великую милость.


*) Было это на праздник Сошествия Святого Духа.

     Чудо о некоторой женщине, которую Преподобный своим явлением исцелил от обладавшей ею болезни.


дна вдова, из рода новгородских дворян, имевшая у себя единственного сына, рассказывала нам, что у сына ее была жена, именем Мария, которая однажды сильно заболела, так что девять дней находилась она без пищи и сна. В десятый день, с двух и до пяти часов, в ней прекратилось дыхание, закрылись глаза и руки, и ноги остыли.

      Родственники и все бывшие тут думали, что она уже скончалась, и начали сильно плакать и рыдать по ней. Вдруг на ее лице внезапно появилось весьма страшное красное пятно, и все окружающие ее испугались, предполагая, что на лице у нее смертоносная язва.

      Немного спустя лицо ее зарумянилось, появилось дыхание, и открылись глаза; когда она пришла в себя, то сказала: «Умолкните, родные мои, умолкните, и дайте мни немного воды испить».

      И, велев поднять себя, спросила: «Есть ли на лице моем какое знамение?» Они отвечали: «Есть, очень страшное, так что все мы напугались, увидев его». Она сказала: «Не бойтесь этого, так как Бог этим знамением даровал мне здравие, чрез угодника Своего, преподобного Александра». И начала рассказывать им: «Когда я увидела себя приближающеюся к концу и, ожидая смерти, начала плакать и призывать в помощь преподобного отца Александра, говоря: “О преподобне отче Александре! Услыши мя в сей час горький, и помози ми окаянней молитвами твоими, и избави мя от лютой болезни, да не зле умру. Помяни же, о преподобне, веру и любовь отца моего, яже к дому Святыя и Живоначальныя Троицы и ко твоей святей обители, и елико имяше притяжаний своих, не щадя подаваше ти на строение обители, и братии учреждение велие творяше, и милостыню довольну подаяше; нас же, детей своих и весь род свой написа во святей твоей обители в вечный помин, яко да милостив нам будеши в настоящей жизни, и избавляеши нас от всяких бед и скорбей, и болезней душевных и телесных; по отшествии же от маловременной жизни сея да сподоблени будем молитвами твоими наслаждения вечных благ, идеже вси праведнии водворяются; сам же сподоблен есть твоими святыми молитвами иноческаго чина, и погребстися во твоей святей обители. Ты ныне даждь ми руку помощи, и возстави мя от одра сего болезненного, и часа смертного исхити молитвами твоими; вем бо, яко вся, елика хощеши, упросити можеши. Тако утешиши в печали матерь мою; понеже зело престареся, и несть утешающаго в печали ея: еще же и дети мои зело мали осиротеют от мене, и тако вси безвременно вкусят смерть. Сего ради, услыши мя, скорый предстателю и дивный чудотворче, великий угодниче Христов, преподобне отче Александре, и сотвори на мне великую твою милость”.

      Так мне, молящейся и со страхом ожидающей внезапного смертного посещения, тотчас же отворились двери этой комнаты, и увидела я входящего святолепного и сединами украшенного старца, творящего Иисусову молитву и в руке держащего горящую свечу, а за ним входили два известные мне старца: один мой отец, а другой именем Павел. Благообразный старец тот, приблизившись к моей постели, сказал мне: “Чадо Марие, болиши, и  нас призываеши на помощь, и молящися как бы поношение твориши нам? Известно ти буди, чадо! милостыня и все подаяние отца твоего у Святой Троицы в нашей обители приятно и незабвенно пред Богом. Аз же, чадо, приидох ныне посетити тебе и придати здравие от болезни сея”.

      Затем, взяв мои руки, начал жечь их свечою по ладоням, отчего тело мое быстро стало согреваться и болезнь отступала от меня. И сказал мне: “Се здрава еси, и повеждь сродником своим, яко исцели тебе Бог мною смиренным Александром; и положу на тебе знамение, чадо, от негоже и конечно будеши здрава”.

      Сказав это, ударил меня по щеке и сделался невидим, а также и бывшие с ним. От того ударения открылись мои глаза, уста и все чувства».

      Рассказав это, встала она со своей постели и начала ходить, прославляя Бога и доброго своего исцелителя, преподобного отца Александра.

      Они, слыша и видя это преславное чудо, исполнились радости и страха и воздали великую благодарность Господу Богу и угоднику Его, творящему дивные чудеса.

      Как я слышал это, так и написал на пользу читающим, в честь и славу Богу, прославляемому во святых Своих.