Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, 
ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться 
людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже 
получают награду свою. А ты, когда постишься, 
помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся 
не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; 
и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно 
(Мф. 6, 16-18).

Ещё совсем недавно светское общество недовольно воротило носики, услышав слово «пост»: «Ах, как это несовременно! Средневековые пережитки!» Но уровень холестерина неуклонно возрастал, и с этим надо было что-то делать…

Наконец «прогрессивная общественность» сделала вид, что повернулась лицом к Церкви. Тон высказываний сменился. С газетных страниц и экранов телевизора полились высокопарные рассуждения о том, что «пощение полезно для организма», «позволяет сохранить здоровье и фигуру». Внимательно изучив многовековой церковный опыт постничества, общество сделало выводы и засыпало желающих поститься своими рекомендациями. Рекомендации строились на современных реалиях и вполне соответствовали духу времени. Только вот «дух времени» и Дух Божий — далеко не одно и то же…

Сегодня рецепты постной пищи не найдёт только ленивый. Оказывается, поститься можно очень даже вкусно!

В различных кулинарных изданиях наперебой предлагаются постные блюда из диковинных рыб. Подобную роскошь, конечно, могут позволить себе далеко не все. Проблема лишь в том, что слово «роскошь» как-то трудно сочетается со словом «пост»…

Гораздо дешевле заняться приготовлением овощных блюд. Поскольку это занятие небыстрое и трудоёмкое, то целый день проходит у кухонной плиты. Даже помолиться некогда — как бы чего не подгорело!

Кроме того, много времени уходит в магазине на изучение состава продукта: а вдруг там притаились «сухое молоко» или «яичный порошок»? Очень часто наше отношение к посту откровенно напоминает иудейский «кашрут», т.е. деление пищи на «кошерную» и «трефную» (разрешённую или запрещённую Моисеевым Законом). Порой наши ревнители столь тщательно выискивают в предложенной пище «оскверняющие» их компоненты, что возникает желание подарить им бутафорские «навесные пейсы»!

Постная пища имеет одно хорошее, но редко упоминаемое свойство — неприхотливость. По сути это — «подножный корм», т. е. то, что не требует особой затраты сил, времени и средств.

Консервы овощные и рыбные. Кабачковая икра, различные овощные и бобовые смеси, «сайра бланшированная» или «сардины в масле» стоят не дорого. Кухонных трудозатрат никаких — принёс из магазина, открыл банку и, помолясь, «забросил в топку».

Лапша, макароны и всякие полезные крупы. Позволяют без особых усилий соорудить горячий постный гарнир.

Различные фастфуды вообще избавляют от кухонных обязанностей. Например, в тех, которые ориентированы на отечественную кухню, вполне реально подобрать что-либо без скоромных компонентов. Не сочтите это рекламой или антирекламой — просто констатация фактов. Пластмассовые бутерброды не едят даже кошки. Бродячие собаки подъедают лишь тогда, когда им «совсем трудно».

Кроме того, в кулинарных отделах супермаркетов всегда возможно приобрести недорогие пирожки с капустой, картошкой или горохом!

А вот соевая «колбаса» и прочее «мясо» — отличный способ поиграть в прятки с самим собой. Вроде бы «и вкус, и запах тот же», а «греха нет»! Оказывается, грех есть — грех лукавства.

Не будем забывать и о том, что и постной пищей можно объесться.

Есть несколько простых правил соблюдения поста:

— Постная пища не должна быть дороже скоромной.
— Постная пища не требует много времени и сил для приготовления.
— За постным столом «добавки» не дают.
— В хлебе не ищут.
— В дороге, армии и тюрьме едят, что Бог послал.

Хотя и в дороге возможность соблюдать пост есть почти всегда. Не стоит уподобляться бурсаку из анекдота, который в пост ходил вокруг родной семинарии, пожёвывая батон колбасы. Другое дело, если ты вынужден питаться «из общего котла». Понятно, что жир и сметану из общего борща не выковыряешь, а вот от предложенной к макаронам котлеты всегда можно отказаться.

Так что к посту тоже нужно относиться с рассуждением, не опускаясь до самооправдания и не ударяясь в фарисейство.