Алкоголизм относится к числу наиболее распространенных негативных социальных явлений российского общества. Ни для кого не секрет, что сейчас в нашей стране пьянство достигает огромных масштабов. И если в первые десять лет после распада Советского союза не было никакой работы по искоренению алкоголизма, то уже начиная с 2000 годов ведется политика по искоренению этого ужасного недуга.

 
 

Конечно, нельзя сказать, что и в прежние годы не было сделано никаких усилий, чтобы хоть как-то противостоять этому злу. Наиболее известна антиалкогольная кампания периода 1985–1987 годов, имевшая место в самом начале Перестройки. 7 мая 1985 года были приняты Постановления ЦК КПСС, в которых предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причем предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков и числа мест их продажи, а также разрешение на такую торговлю только в определенное время суток. Были приняты жесткие меры против распития спиртного в парках и скверах, а также в поездах дальнего следования. Пойманные в пьяном виде имели серьезные неприятности на работе. За употребление спиртного на рабочем месте увольняли с работы и исключали из партии. Были запрещены банкеты, связанные с защитой диссертаций, стали пропагандироваться безалкогольные свадьбы. Появились так называемые «зоны трезвости», в которых спиртное не продавалось.

Сейчас наше государство пытается начать борьбу с пьянством похожими методами: запрещена продажа алкогольных напитков после 23:00 и до 8:00. В 2012 году вступил в силу Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота алкоголя, который приравнял к этой категории пиво и установил существенные ограничения на его продажу и употребление. Также запрещено распивать алкоголь (в том числе и пиво) в общественных местах и местах большого скопления людей, запрещена реклама спиртных напитков в дневное время.

К сожалению, употребление спиртных напитков для многих является неотъемлемой частью любых торжеств, да и вообще считается, что бутылочка пива – самый простой способ отдохнуть и расслабиться. Это сложившееся мировоззрение, с которым необходимо бороться в первую очередь. Общество не осуждает пьющего человека, а только пытается усложнить путь добычи веселящего напитка. Конечно, нельзя сказать, что эта проблема никак не решается. Сейчас можно увидеть много социальной рекламы, развешанной по городам, которая пытается указать на страшные последствия не только алкоголизма, но курения и наркомании. Однако непосредственно человеком и его мировоззрением занимается Русская Православная Церковь. 31 марта 2009 по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла образован Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Во многих храмах открываются общества по борьбе с пьянством, в которых священники работают с людьми, готовыми бороться с алкогольной зависимостью.

Если посмотреть, как обстояли дела хотя бы 100 лет назад, то видно, с какой заинтересованностью и тогда общество решало тогда эту проблему. Рассмотрим же, как обсуждался этот вопрос в прессе тех лет и какие методы борьбы с пьянством предлагались. Конечно, многое с тех пор изменилось, однако опыт прошлого необходимо учитывать – и не только для того, чтобы не повторять вновь те же ошибки, но и для того, чтобы использовать то удачное и плодотворное, что может быть применимо и в современных условиях.

С конца XIX века в России стала все более широко обсуждаться проблема народного пьянства. Многие представители культуры, медицины и образования посвящали этому вопросу статьи и брошюры, призывая народ к трезвому образу жизни. Русская Православная Церковь, со своей стороны, пыталась решать эту национальную проблему, опираясь на христианское вероучение.

«Наши современники единогласно сходятся в мнениях, что пьянство – такое зло, которое захватывает все стороны человеческого бытия, разрушает его материальное благосостояние, физическое, умственное и нравственное. Подрывая силы людей, алкоголь приготовляет хилое, больное телом и духом потомство, сеет болезни и смерть, производит ежегодно десятки тысяч душевнобольных и преступников, наполняет тюрьмы, больницы и каторжные места»[1]. Эта животрепещущая тема начинает обсуждаться в обществе. Врачи в первую очередь пишут о вреде алкоголизма телу, священники призывают очистить душу от пагубной страсти пьянства. Многие деятели культуры говорят о безнравственном поведении, педагоги плачут о тысячах безграмотных людей. В «Московских церковных ведомостях» за 1892 год публикуется заметка о том, что «в марте месяце будущего года предполагается созвать съезд общественных деятелей и врачей для выяснения различных вопросов, касающихся борьбы с алкоголизмом применительно к местным условиям. В программу занятий съезда войдет обсуждение вопросов: а) о продуктах и напитках, не заключающих спирта и могущих служить средством борьбы с пьянством; б) о противодействии пьянству при помощи воспитания, народных чтений и т.п.; в) о лечебных заведениях и системах лечения алкоголиков; г) о наилучших способах привлечения общественных сил к делу борьбы с пьянством и д) о мерах, направленных к уменьшению потребления пива и т.д.»[2].

В нашей стране, несмотря на лояльное отношение к алкоголю, всегда находились противники этого опасного напитка. Борьба за трезвость нации была для них важной жизненной задачей. «Мыслящее человечество» постепенно начинает издавать статьи, книги и брошюры, в которых рассматриваются те или иные проблемы, связанные с чрезмерным употреблением алкоголя. «Алкоголизм цепко и глубоко переплелся с народными обычаями, стал, так сказать, жизненным спутником», – с горечью пишет московский врач Александр Михайлович Коровин[3], который посвятил этой проблеме не одну статью, показывая, что спиртные напитки стали, к сожалению, неотъемлемой частью жизни русского народа. Известный публицист Д.Н. Бородин также бил тревогу: «Современное употребление алкоголя угрожает перейти в опасную язву»[4]. И авторы многих других статей и брошюр предостерегали: вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей, и что всего ужаснее – губит душу людей; пагубно влияет алкоголь и на потомство. «Алкоголизм имеет весьма вредное влияние на молодое поколение, на детей. Алкоголь оказывает вредное влияние на разные стороны общественной жизни», – пишет русский экономист профессор Иван Христофорович Озеров[5].

Отец Иоанн Кронштадский
Отец Иоанн Кронштадский

Многие церковные деятели посвящали свои проповеди греху винопития, выходили брошюры с душеполезными статьями, направленные на искоренение этого недуга. Церковная печать не молчала и призывала народ опомниться. Святой праведный Иоанн Кронштадтский посвятил борьбе с пьянством не одну свою проповедь. Он видел, как эта болезнь все больше и больше развивалась: «Пьянство крайне одолело им (народом. – А.К.), особенно приезжими крестьянами и морскими солдатами. Пройти нельзя шагу, чтобы не встретиться с пьяным во всякое время – в праздник и будни, утром, днем и вечером и даже ночью»[6]. Батюшка Иоанн в своих многочисленных проповедях, а также в замечательной книге «Моя жизнь во Христе» учил и наставлял о том, как следует обращаться с теми, кто привержен винопитию. По его мнению, их ни в коем случае нельзя укорять, нужно только молиться о вразумлении страждущих.

Московский митрополит Владимир (Богоявленский) многие свои проповеди посвятил этому недугу. «В ядовитых испарениях алкоголя отравляются все лучшие силы нашего народа. Не скрытно и не втихомолку действует эта зараза, но свободно и открыто совершает она свое разрушительное дело и похищает ежегодно гораздо более жертв, чем какая-нибудь повальная чума и холера. И, однако, как велико еще ослепление, равнодушие и бездеятельность в отношении этой опасности!» – замечал владыка[7]. Он предупреждал, что бороться с алкоголизмом очень трудно и сложно, что нужно собирать все лучшие силы нашего общества и направлять их на искоренение этой страшной болезни. Так полагал не один священномученик митрополит Владимир, но и многие другие архиереи Русской Церкви, которые деятельно участвовали во врачевании язв, вызываемых пороком пьянства. В речи владыки Арсения (Стадницкого) при открытии Всероссийского противоалкогольного съезда говорилось: «В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляется мало-помалу и наконец совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова»[8].

С горечью об этом губительном для народа пороке свидетельствовал митрополит Макарий (Невский): «О простом народе с сожалением должно сказать, что он спился и развратился. Он пропивает свое достояние, свои пожитки; он пьет с горя, пьет с радости; все сделки совершаются у него не иначе как с выпивкой»[9].

Конечно, не только высшая церковная власть призывала народ одуматься и перестать употреблять спиртные напитки. В периодике начала XX века можно увидеть статьи священников, посвященные пагубной болезни. «Если сложить вместе все имущество, которое пропивается на Руси, то образуются те миллионы, которыми свободно можно было бы прокормить всех голодающих»[10]. Пишется не только о миллионах, которые можно было бы потратить на более гуманные цели, но и о личном состоянии человека, которое он сам мог бы употребить на благие вещи. А ведь страдает не только материальная сторона жизни, но и духовная. Именно пастыри в первую очередь делают акцент на том, что, спиваясь, человек губит свою душу. «Если медик видит в алкоголиках больные организмы с больными органами, если экономист видит в алкоголиках своего рода экономических паралитиков, то пастырь не может не заметить, конечно, в них людей с убывающей, а подчас как бы с исчезающей народной душою»[11].

Делались попытки и определить причины этого страшного недуга. В чем же они виделись?

Будучи явлением сложным, зависящим от чрезвычайно разнообразных факторов, пьянство имеет разные причины в разные времена. В начале XX века обращалось внимание на то, что народ не умеет правильно распоряжаться тем временем, которое у него высвобождается от труда. И в храм теперь люди ходят все меньше, тем самым лишают себя возможности организовать свою жизнь так, чтобы просто не оставалось времени на пьянство. Так, после общей молитвы люди могли бы общаться за трапезой. «Многих из простого народа увлекает в питейные дома и трактиры безделье и неумение чем занять себя в воскресные и праздничные дни, поэтому в будни, когда он занят домашними делами и полевыми работами, пьянство затихает и возобновляется с новой силой с наступлением праздников»[12]. А вот как описан престольный праздник в одной деревне, в которой единственным местом отдыха был кабак: «На улице все пьяны: мужики, бабы, подростки. Одни еще с грехом пополам держатся на ногах, другие успокоились в грязи, третьих рвет, а над всем стоит пьяный гомон, покрываемый отборной руганью»[13]. Так вели себя люди на улице. В избах было не лучше: «Посреди пола храпит пьяный дед, а восьмилетняя внучка теребит его за ноги, приговаривая: “Теперь я тебя не боюсь”. В другой избе буйствует молодой мужик. Он избил мать, жену и отбивается теперь от полупьяных соседей, пришедших усмирять его. В третьей еще идет попойка»[14]. И это еще не самые страшные картинки «культурного выходного дня» простого крестьянства, которому, кроме как в кабак, и податься некуда.

Рабочий люд справляет праздники не менее «достойно»: «Кто знает жизнь окраин Москвы, кто видел, как в праздники и в дни после праздников ходит здесь пьяными толпами мастеровой люд, кто был свидетелем всех обыкновенных здесь драк и ссор…»[15] Нетрудно представить, какие отношения складывались между супругами в семьях таких «горе-рабочих»: жены их и дети боялись пьяного мужа и отца, который и колотил их, и измывался над ними; часто приходилось голодать, потому что заработок муж пропивал. И таких семей в то время было подавляющее большинство. Пьянство губило в людях все человеческое, и ради еще одной рюмки уже совсем ошалевший человек был готов на любые зверства даже против своих родных.

И.Х. Озеров видит причины алкоголизма рабочих в том, что они помещены в ужасные условия жизни. Вся бытовая обстановка вызывает стремление к опьянению, рабочий ищет забвения, чтобы хоть на время отрешиться от давящих мыслей. Безнадежность такого положения, по мнению Озерова, меньше всего располагает к воздержанию. «Зачем же лишать себя тех наслаждений, которые дает алкоголь, когда жизнь совершенно лишена красок?» – вопрошал ученый[16].

При этом было очевидно, что алкоголизация населения глубоко коренится в некоторых явлениях исторически сложившегося уклада жизни. Как писали «Московские церковные ведомости», в деревнях считают «одною из главных причин до крайних пределов развившегося пьянства – шинки»[17]. В XX веке шинкарство стало синонимом запретной, «из-под полы», продажи самогонки. Шинкари не останавливались ни перед чем. Они не смотрели на покупателя, не вдавались в его проблемы и заботы, не видели дальнейших для него последствий. Установка была одна – продать, и побыстрее, «огненную воду».

Церковь, конечно, обращается, прежде всего, к духовному состоянию людей, поэтому и первопричину пьянства видит в оскудении веры и потере интереса к духовному развитию и совершенствованию. Это отмечает митрополит Арсений (Стадницкий): «Пьянство есть не только болезнь, но и порок, моральное разложение народа, которое является результатом многих причин, но преимущественно – упадка веры. Мораль народа покоится, прежде всего, на религиозной основе»[18]. О том же пишет и член Синода архиепископ Никон (Рождественский). В проповеди с говорящим названием «Оскудение веры» он говорит о том, насколько народ отошел от Церкви, и поясняет, что все бесчинства творятся, потому что люди перестали руководствоваться церковными законами: «На наших глазах оскудевает вера в среде верующих, гаснет духовная жизнь, утрачивается понятие о сей жизни»[19].

В книге Н. Колосова описывается жизнь одного приходского священника, отца Константина. Батюшка стремится оживить жизнь прихода, сплотить общину, но с горечью замечает, как в его приходе становится меньше прихожан, люди перестают посещать храм Божий: «Между тем народ посещал храмы все меньше и меньше. Молодежь почти совсем не ходила. И вообще он замечал упадок религиозного духа в самой духовной среде»[20]. Неудивительно, что упадок веры приводит к падению нравственности. Ведь людей перестала удерживать от страстей церковная жизнь, которая своим строгим уставом, постами, молитвой и покаянием могла унять в человеке бесовские страсти.


Подчеркивая безусловный и разносторонний вред пьянства, церковные и общественные деятели предлагали целый ряд мер по борьбе с ним. Так, митрополит Арсений (Стадницкий) указывал: «Для борьбы с пьянством, этим историческим и современным бедствием, должны быть мобилизованы все силы, должны быть принимаемы различные меры – это меры общегосударственные, общественные, затем нравственные и индивидуальные»[21]. Но, как замечал митрополит Владимир (Богоявленский), в первую очередь необходимо изменить сознание людей, а точнее – изменить их отношение к спиртному. Нужно не уставать пояснять, что чрезмерное употребление спиртных напитков является страшным пороком, осуждаемым в обществе. «Необходимо устранить ложное воззрение на спиртные напитки, господствующее в нашем отечестве, и тогда легче будет изменить нравы и обычаи и ввести лучшие законы и правила и скорее можно будет применять их к жизни. Общественное мнение есть одна из самых величайших сил, дающих направление жизни, а оно у нас доселе еще в дружественном отношении с алкоголем, так что можно без нарушения правды сказать: оно поддерживает и развивает страсть к винопитию со всеми ее последствиями – у великих и малых, у богатых и бедных»[22].

Поддерживает эту идею и экономист И.Х. Озеров: «Общество должно пробуждать и углублять в своей среде самосознание о вреде алкоголизма»[23]. Иван Христофорович считает, что еще не скоро наступит отрезвление народа, но общественность должна к этому стремиться разными способами. Профессор Д.Н. Бородин предлагает ряд мер, которые должны способствовать борьбе с алкоголизмом: «Когда нам удастся уничтожить употребление спиртных напитков, улучшить гигиенические условия труда, расширить народное образование, облегчить свободный выбор, нормальное зачатие, здоровое рождение детей – тогда человечество воскреснет и окрепнет уже через несколько поколений»[24]. Конечно, это взгляд именно врача, который в первую очередь обращает внимание на телесный вред алкоголя.

 

Еще одним способом борьбы с пьянством, по мнению И.Х. Озерова, может стать повышение культурного уровня населения: «Можно многое сделать на почве поднятия общей культуры. Нужно действительно не жалеть средств на поднятие народного образования, устройство библиотек, народных чтений и т.д. Надо бороться с алкоголизмом не механическими средствами, а органическими»[25]. На «устройство чайных, полезное само по себе в смысле доставления дешевого напитка», обращал внимание А.Ф. Кони в своей статье о борьбе с народным пьянством[26].

Вопрос об ограждении молодежи от употребления спиртных напитков ставился во многих статьях и брошюрах. Профессора, врачи и экономисты прежде и чаще всего призывают обратить внимание именно на молодежь, которая спивается не меньше взрослого населения. В молодежи они видят будущее страны и опасаются, что такими темпами скоро все население начнет вымирать. «К сожалению, роль, которую играет алкоголь среди нашей молодежи, представляет одну из самых грустных глав этой грустной истории. Но есть средство выбраться из этого одуряющего болота – это образование среди нашего юношества обществ воздержания», – профессор Бородин[27]. Доктор А.М. Коровин тоже был уверен, что «именно с молодежи-то и нужно начинать борьбу с врагом, что именно здесь лежит центр антиалкогольного движения, что оставлять молодежь беззащитной против страшных соблазнов со стороны питейных привычек взрослых, снисходительно смотреть и не запрещать свободного посещения молодежью пивных, трактиров и тому подобных притонов пьянства, не разрешать молодежи принимать участия в движении, которое спасет их душу и тело, не разрешать в то время, когда одинокий, даже взрослый, человек нуждается в нравственной, товарищеской поддержке среди полчищ, отравляющихся алкоголем, – великий грех взрослых против своих детей»[28].

Как общественные, так и церковные публицисты большое значение в деле борьбы с пьянством придавали созданию обществ трезвости. По мнению А.М. Коровина, «общества трезвости являются лучшими проводниками знаний и нравственных начал, создают ту новую гигиеническую бодрящую атмосферу, где простой народ начинает жить теми сторонами своей души, которые иначе никогда бы в нем не проснулись и не приобщили бы его к общечеловеческим идеалам»[29]. И.П. Мордвинов отмечает, что нам следует брать пример с Англии, где одной из основных мер борьбы с алкоголизмом является Общество трезвости, члены которого подают пример личного воздержания[30]. Митрополит Владимир (Богоявленский) дает напутствие священникам, которые готовы бороться с пьянством, подчеркивая, что «учреждение обществ трезвости на началах религиозных составляет одно из могущественных средств борьбы за трезвость, и потому очень желательно, чтобы эти общества учреждались при каждой церкви и, по возможности, под председательством самого священника»[31].

В.Г.Коркин, М.Д.Челышев и представители петербургских противоалкогольных организаций. Начало XX в.
В.Г.Коркин, М.Д.Челышев и представители петербургских противоалкогольных организаций. Начало XX в.

Подробно на разностороннем значении обществ трезвости останавливается в своей работе священник Константин Ветлин: «В каждом приходе должны быть немедленно организованы общества трезвости под руководством пастырей церкви, и весь клир должен быть призван к служению делу борьбы с алкоголизмом путем личной трезвой жизни… Общества трезвости есть, во-первых, нравственный союз людей, поставивших своей целью путем взаимной братской поддержки осуществить связующую всех идею… Общества трезвости, кроме того, представляют из себя кооперативные предприятия для достижения некоторых целей практического характера»[32]. Там можно было бы раздавать литературу по медицине, проводить религиозно-нравственные беседы, помогать нуждающимся деньгами, устраивать вечера и концерты, тем самым занимая свободное время трезвенников. Кроме того, по мнению отца Константина, кооперативные предприятия вообще играют воспитательную роль: люди учатся отдавать свои средства для блага коллектива, при этом успех деятельности коллектива обуславливает их личный успех и, наоборот, общественная неудача отражается на благосостоянии каждого из них: «Кооператив является прекрасной школой для воспитания в людях чувств христианского альтруизма, христианской взаимопомощи»[33].

В публицистике конца XIX – начала XX веков проблема алкоголизма и борьбы с ним получила разностороннее освещение. Доктора в первую очередь пытались донести до людей мысль о том, какой вред приносят спиртные напитки организму, учителя настаивали на просвещении народа, экономисты и юристы доказывали, что бытовые условия являются одной их главных причин пьянства, священство начинало борьбу за душу алкоголиков. Тем не менее все они сходились в одном: почти в каждой работе одной из важнейших мер борьбы с алкоголизмом признается образование обществ трезвости, в рамках которых могут быть наиболее эффективно реализованы и все прочие методы борьбы с пьянством: повышение культурного уровня, организация трезвого досуга, распространение трезвеннической литературы, воспитание молодежи, материальная взаимопомощь и духовно-нравственное совершенствование членов общества. На мой взгляд, общества трезвости являются одной из необходимых мер для решения проблем с пьянством. Тот опыт образования и работы обществ может послужить сейчас для нас хорошим пример для борьбы с алкоголизмом.

Анна Кропоткина, Православие. Ру


 


[1] Булгаковский Д.Г. Горе горемычное. СПб., 1902. С. 5–6.

[2] Московские церковные ведомости. 1892. № 34. С. 436.

[3] Коровин А.М. Движение трезвости в России. СПб., 1900. С. 4.

[4] Бородин Д.Н. Профессор А.Форель по вопросу о борьбе с пьянством. СПб., 1903. С. 6.

[5] Озеров И.Х. Алкоголизм и борьба с ним // Атлас диаграмм по экономическим вопросам. Вып. VII. СПб., 1914. С. 6.

[6] Иоанн Кронштадтский. Слово против пьянства. Казань, 1893. С. 6.

[7] Владимир (Богоявленский), митрополит. Нельзя спастись своими силами // Трезвое слово. Екатеринбург, 2008. № 9. С. 25.

[8] Церковные ведомости. 1912. № 34. С. 1344.

[9] Макарий (Невский), митрополит. За что мы наказываемся? // Церковь и демократия. М. 1996. С. 60–61.

[10] Московские церковные ведомости. 1908. № 2. С. 51.

[11] Московские церковные ведомости. 1910. № 41. С. 772.

[12] Московские церковные ведомости. 1890. № 36. С. 432.

[13] Булгаковский Д.Г. Горе горемычное. С. 25.

[14] Там же.

[15] Московские церковные ведомости. 1911. № 2. С. 47.

[16] Озеров И.Х. Алкоголизм и борьба с ним. С. 68.

[17] Московские церковные ведомости. 1912. № 6. С. 173.

[18] Голос Церкви. 1912. № 9. С. 59.

[19] Голос Церкви. 1912. № 7. С. 64.

[20] Колосов Н. Отец Константин. Очерк из современной жизни духовенства. М., 1909. С. 40–41.

[21] Голос Церкви. 1912. № 9. С. 53.

[22] Голос Церкви. 1912. № 5. С. 49.

[23] Озеров И.Х. Алкоголизм и борьба с ним. С. 7.

[24] Бородин Д.Н. Профессор А.Форель по вопросу о борьбе с пьянством. С. 11–12.

[25] Озеров И.Х. Алкоголизм и борьба с ним. С. 29.

[26] Кони А.Ф. Избранное. К истории нашей борьбы с пьянством. М., 1989. С. 81.

[27] Вестник трезвости. 1909. № 179–180. С. 45.

[28] Коровин А.М. Движение трезвости в России. С. 8.

[29] Там же. С. 6.

[30] Мордвинов И.П. Алкоголизм и рабочие. Пг., 1916. С. 4.

[31] Голос Церкви. 1912. № 5. С. 52.

[32] Ветлин К., священник. Общества трезвости и кооперации. Тверь, 1913. С. 4.

[33] Там же.