О наркомании много говорят и пишут важных слов: о том, что этой беде особенно подвержена молодежь, причем настигает она школьников уже с 10 лет; что в крупных городах до сорока процентов подростков уже пробовали наркотики, и лишь ничтожный процент из пристрастившихся смог порвать с этой пагубной привычкой, а вызовы «Скорой помощи» к умирающим в наркотической коме в Москве по количеству сравнялись с вызовами по сердечно-сосудистым заболеваниям.

Но что же мы — родители, священники и педагоги — можем противопоставить этой беде и чуме XXI века кроме тревоги и отвращения? Что может сделать конкретный человек для спасения себя и своих детей от уз наркотиков?

Для начала стоит разобраться, что же представляет собой эта зависимость, и какими путями она стремится овладеть душами и телами людей.

С церковной точки зрения проблема тотальной увлеченности современной молодежи наркотиками имеет множество предпосылок, но основные из них нужно искать в духовной сфере.

«Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» — так говорится в Социальной концепции Русской•Церкви о причинах увлечения наркотиками.

Получается, что изначально наши дети выбирают не наркотик, а особую идеологию и стиль жизни, которую им навязывают СМИ, собственная семья и друзья.

Сегодня уже очевиден системный кризис, постигший наше общество. Налицо фактическое разрушение института семьи и выпадение подростков из сферы внимания взрослых. Десятки миллионов россиян находятся в стойкой зависимости от наркотиков и алкоголя.

Как и любая иная зависимость (алкоголизм, игромания или пристрастие к компьютеру) наркомания находит «благоприятную почву» в активно пропагандируемом культе наслаждения. Современный россиянин почти постоянно встречается с навязчивой рекламой: «Возьми от жизни всё!», «Почувствуй это прямо сейчас!», «Ты должен попробовать всё в этой жизни!».

В семейном воспитании творческое достижение целей сегодня в большинстве случаев стоит на втором плане, что культивирует в ребенке стремление получать «райское наслаждение» без особых усилий со своей стороны. «Люди хотят утолить жажду вечного блаженства соленою водою временных удовольствий, — говорит архим. Никон (Рождественский), — понятно, что жажда только еще более разгорается, но не утоляется». Ведь эти внешние по отношению к душе человека вещи дают ему не подлинные эмоциональные состояния, а их подделку.

«Наслаждение» становится внешним по отношению к внутреннему миру растущего человека. Не подвиг (т.е. «движение» к высшим целям) и деяние приносят ему теперь радость, а внутренние переживания и эмоции от потребления внешних источников: еды, музыки и… наркотиков. Здесь уместно вспомнить слова Вашингтона Ирвинга: «Великие люди ставят себе цели, остальные живут своими желаниями». К сожалению, массовое сознание сегодня больше ориентируется на выигрыш и сиюминутные потребности, чем на путь духовного роста и созидательного труда.

Для формирования «иерархии ценностей» у подрастающего поколения важно нам самим уметь отличать истинное благо от мнимого, и учить этому искусству детей. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», — так выражает церковное отношение к благам мира сего ап.Павел (1 Кор. 6:12). Настоящая радость естественным путем следует за добрым делом, за свершением, а попытка достичь счастья через пассивное потребление «запретного плода» является повторением ошибки Адама и Евы, пожелавших без подвига похитить возможность стать богами. Если такой перекос в процессе взросления человека не выправляется, его легко могут• увести с пути истинного любые соблазны, будь то наркотики или алкоголь.

Но как же найти христианину верный подход к благам мира сего? По слову иером. Серафима (Роуза), «тому, кто живет во Христе, могут быть даны многие блага мира сего, и он может наслаждаться ими, даже осознавая их мимолетность, но он не нуждается в них, они для него ничего не значат. С другой стороны, тот, кто не живет во Христе, уже живет в бездне, и все сокровища мира не могут заполнить его пустоты».

Однако духовно опустошенный человек всеми силами стремится компенсировать свое неумение жить полноценной жизнью и хоть как-то заполнить ту бесконечную тоску, которую может наполнить лишь Бог. Но нерелигиозная среда не предлагает душе потребной для нее пищи. Единственным выходом при этом видится бегство от проблем с помощью «суррогатов радости». Бегство от серости и бессмысленности жизни, от одиночества, вызванного неспособностью создать здоровые и искренние отношения со сверстниками или будущим супругом. Это стремление убежать от проблем этого мира и является причиной такого распространения компьютерных игр и веществ, способных вызвать «измененное состояние сознания».

Наши современники почти разучились радоваться Богу, Его творению и общению с близкими людьми. Поэтому подросток не боится потерять связь с этой безрадостной реальностью «мира сего», уходя в иную реальность — наркотическую. Этим шагом он как бы выражает свой протест против серости и рутинности окружающего его мира. Вернее против того образа существования, в котором мы сами пребываем, и который навязываем своим детям. «Жизнь несётся и проносится в нас как поток всевозможных ощущений, желаний и страстей; или как множество всяческих забот и занятий… В этом потоке, в этой мгле мы теряем себя и смысл нашей жизни», — так описывает это состояние русский философ Иван Ильин. А теряя себя, мы теряем и собственных детей.

Давайте задумаемся: чем увлечен ребенок, родители которого самоустранились от воспитания своего чада и «откупаются» от него лишь подарками? Самое доступное развлечение для него — телевизор и компьютерные игры, которые в душу человека в большинстве случаев стремятся вложить бесконечные сцены убийств, разврата и агрессии.

Какой «пример» подают ребенку сами родители? Бесконечные ссоры и разводы, курение обоих супругов и повальный алкоголизм. А ведь у курящего ребенка вероятность стать наркоманом в 50 раз выше, чем у некурящего.

А чем занимаются теперь подростки, с которыми станет дружить наш ребенок? К чему они могут приложить свои силы и смекалку? А ведь именно на их анти-ценности станет ориентироваться неукоренившаяся в добре душа ребенка. Лишь позже подростку станет ясно, что без денег он своим друзьям-наркоманам неинтересен.

Отдельного разговора заслуживают «перекосы» в семейном воспитании.

Наркоманом становится подросток, которого родители не научили мужественно смотреть в лицо жизненным трудностям и накапливать опыт собственных побед, а не поражений. Человек, у которого не было ни одного по-настоящему близкого друга, который не научился никому доверять — именно он подвержен наибольшей опасности попробовать наркотик.

Поэтому так важно в общении с детьми и подростками предлагать им в качестве примера образ благополучного человека, который в отличие от тяжелобольных стремится решать свои ежедневные задачи без употребления химических средств.

Но родители в наше время не готовы серьезному разговору с ребенком о том, что такое наркотики и наркомания вообще. Более того. В погоне за благами мира сего мы забываем, что каждый ребенок должен чувствовать, что он кому-то нужен. В первую очередь — родителям, затем родственникам и друзьям, педагогу или тренеру. И, конечно же — священнослужителю. Воспитание ведь касается не только питания в гастрономическом смысле. Ребенка нужно не только кормить и одевать, но и общаться с ним о его внутренней жизни, о его проблемах и радостях.

Но не только наша внутренняя отстраненность от ребенка толкает его в объятья наркотика. Не менее «действенна» в этом смысле гиперопека родителей и антипедагогическое стремление всё решать за ребенка. В итоге у таких горе-педагогов растет вполне податливый, тихий и угодливый «малыш». Он никогда не спорит с родителями и готов сделать абсолютно все, что от него требуют взрослые. Нерешительный и мнительный, он зачастую не может сам справиться даже с элементарными проблемами. Но эта идиллия продлится недолго: в подростковом возрасте авторитетом для него вместо родителей обязательно станут старшеклассники. И не удивительно, что теперь податливым он будет по отношению к их привычкам и соблазнам. Ведь он привык, что им так легко управлять, собственных убеждений он не сформировал, принимать решения не научился, а чтобы оставаться для всех «хорошим» достаточно просто выполнять все, что посчитают нужным окружающие. Вряд ли такой подросток сможет сказать «НЕТ» предложению старших друзей принять «замечательное средство» или поучаствовать в неблаговидном или даже криминальном действии.

При этом в ряде случаев подросток в наркотике ищет раскрепощения в общении со сверстниками. Не секрет, что в переходном возрасте ему бывает очень сложно выстраивать отношения с друзьями. Мешает и робость, и какие-то комплексы. А наркотик как будто сразу «решает» все эти проблемы и преграды безо всяких усилий, что также стимулирует его обращаться к наркотику в минуты недопонимания и конфликтов с друзьями или любимым человеком.

Иными словами, в ряде случаев наркотик является для нас сигналом, что подростку плохо, что иными способами он не справляется с навалившимися на него трудностями.

Удивительно, но факт увлечения собственных детей наркотиками родители подсознательно не замечают. «С кем угодно, но с моим замечательным ребенком такое уж точно не может случиться», — так успокаивают они сами себя. И теряют драгоценное время, пока не услышат из уста врача-реаниматолога: «Стойкая физиологическая наркозависимость».

Но даже учитывая всю важность разговора о проблемах воспитания, при столкновении с наркоманией подростка основная проблема заключается не в решении вопроса «кто виноват?», а в том, «что делать?»

Не привыкший над собой трудиться, молодой человек начинает употреблять наркотик постоянно, что приводит к физиологическому привыканию к его действию. В это время происходят очень важные перемены в организации человеческого тела: регулярное поступление внешнего «носителя радости» приводит к тому, что внутренние механизмы, отвечающие за эмоции и ощущение счастья, перестают работать. Такой человек становится зависимым от «внешних доз радости», которые очень скоро истощают его. Первоначальные ощущения оборачивается для него новым бегством от боли, от еще более усилившего чувства опустошенности и оторванности от мира. Зависимость мешает ему увидеть свет в окружающем мире, радость от общения с любимыми людьми.

Специалисты знают, что у каждого человека своя «доза привыкания»: для кого-то достаточно уколоться один раз, а кто-то подсаживается позже. При этом молодой человек убеждает сам себя, что уж его-то зависимость не коснется, и бросить он сможет в любой момент. Это странная убежденность и заводит его в угол.

Кстати, этот предрассудок разделяют и многие родители наркоманов, наивно полагающие, что бросить употребление наркотиков их чадо сможет сразу и навсегда.

Однако для спасения своего ребенка родителям когда-то придется меняться самим. День, когда они точно узнали, что их ребенок наркоман, по мнению большинства пособий для родителей наркоманов должен стать последним днём их безграничного доверия и опеки.

Главным принципом отношения к сыну или дочери в этой ситуации должна быть фраза: «Ты сам принял решение употреблять наркотики, теперь за все последствия ты отвечаешь сам». С этого момента ребенок не должны получать ничего из того, что он привычно получал ранее: никаких денег на личные расходы, отдых и развлечения с друзьями. Ведь молодые люди очень быстро привыкают к мысли, что деньги их родителей — это их деньги. Даже ценой истерик необходимо немедленно дать понять, что это не так.

При этом очень важно действовать твердо, без колебаний и с надеждой в исцеление чада, избегая при этом нравоучений и проклятий. Ведь наша цель помочь ребенку выйти из такой ситуации, не повредив его представление о себе как о нормальном человеке (чему очень способствует ярлык «наркоман»).

Как и любая страсть, наркотическая зависимость вместо обещанной радости приносит человеку лишь страдания. На этом этапе наши укоры или даже угрозы мало чем помогают человеку, повергая его в еще большее отчаяние в возможности хоть как-то изменить себя и вырваться из плена наркотика. Вместо обличения обуреваемого страстью человека намного полезнее указать ему на возможность исправления, на существование «пути, ведущего в жизнь» (Мф.7:14).

Сохранение ремиссии (воздержания от употребления наркотиков) требует огромных и многолетних усилий самого больного, его близких, врачей, всех людей, желающих восстановления падшего человека. Мечты наркоманов и их родителей о чудодейственных лекарствах или операциях, после которых исчезнет наркомания и все ее последствия, несбыточны.

Родственники почти любого наркомана подтвердят, что испробовали почти все средства спасения: больницы, наркологические клиники, консультации психологов и уговоры родных. Однако, возвращаясь из дорогостоящей клиники в свое старое окружение, человек возобновляет прием наркотиков. Ведь по большому счету больница не изменяет его внутренне, не приносит смысла в его жизнь.

Поэтому приходится признать, что Путь из наркотического мрака к Свету такой же, как и во мрак, только в обратном направлении.

Тот опыт, который уже накопили православные центры реабилитации, говорит о том, что для успешного выхода из мира наркотиков невозможно найти просто медицинскую или даже духовную «таблетку». Избавиться от душевных пороков, от невежества, наивности и потребительски-паразитического способа жизни, лекарства не помогут. По словам Святейшего Патриарха Алексия II, «без религиозной, без нравственной основы, только средствами современной медицины наркозависимость не преодолеть». И на этом Пути нужно восстановить нравственное здоровье, стать личностью, которой не нужны наркотические наслаждения.

Каковы же основные принципы православной реабилитации после наркотической и алкогольной зависимостей?

Первое. Для успешной реабилитации важно не просто преодолеть «ломку» и просто продлевать ремиссию. Главная цель состоит в изменении мировоззрения и отношения к жизни, чтобы бывший наркоман изнутри стал новым человеком. На этом пути «стать другим» помогает именно Церковь, которая по определению святых отцов является не обществом торжествующих святых, а скорее толпой кающихся грешников.

Второе. Наркоману нужно вырваться из его привычного круга общения и войти в коллектив единомышленников, которые уже давно выбрали стезю преодоления этой страсти. «Не оставайся на том месте, где согрешил ты пред Богом. Открывай свои помышления отцам своим, дабы покров Божий охранял тебя», — такой совет дают нам подвижники в Древнем Патерике. Вторая часть это совета показывает нам всю важность Таинства Исповеди и духовного окормления человека, борющегося со своей страстью. В этом душепопечении священникам очень помогают православные ребята, которые уже смогли порвать с наркотиками, а значит, не понаслышке знают о состоянии наркомана и о тех искушениях, которые ему придется преодолевать. О таких людях утешительно пишет преп. Иоанн Лествичник: «Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали; но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя свойства и виды каждого недуга, и своею опытностью спасая близких к падению».

Третье. Не стоит поддаваться ложному впечатлению, что бросить наркотики можно за неделю или даже месяц. Продолжительность реабилитационного периода не может быть меньше 12 месяцев.

Рассмотрение этих требований к реабилитации показывает, что самым эффективным средством борьбы с наркоманией являются стационарные Центры реабилитации, которые находятся в удалении от городов и мест распространения наркотиков. Жизнь в таком центре должна определяться православным мировоззрением и участием в Богослужении Церкви. В нашей стране уже создано множество подобных Центров, в которых успешно проходят реабилитацию люди, страдающие наркоманией, алкоголизмом и игроманией.

В настоящее время в Ростовской области успешно начала свою деятельность общественная организация «Ростов без наркотиков», деятельность которой базируется на описанных нами принципах православной реабилитации, и осуществляется по благословению Правящего Архиерея Ростовской-на-Дону епархии Архиепископа Пантелеимона. Консультативный прием для всех желающих бросить наркотики и их родителей осуществляется членами общества «Ростов без наркотиков» на подворье Ростовского Кафедрального Собора по пятницам в 18.00 в здании Воскресной школы. Все члены этого общества — это бывшие наркоманы, которые также когда-то проходили реабилитацию в Центре, кардинально изменили прежний образ жизни и добровольно приехали в Центр, чтобы помогать таким же, какими когда-то были они, не желая оставаться равнодушными к тем, кто еще в проблемах.

Вглядываясь в глаза и судьбы этих ребят, понимаешь, что есть выход из оков наркотиков и иных зависимостей, что у наших детей есть надежда на будущее.

Александр Усатов, иерей

Миссионер Дона — 17.12.2007.