Наиболее популярные мифы о Боге, вере, Церкви и духовной жизни:

1) Бога никто не видел.
2) Убедиться в существовании Бога можно только после смерти.
3) Для правильного Богопознания достаточно интеллектуального усилия.
4) Бог Отец старше Бога Сына. Бог Сын был когда-то рождён от Бога Отца.
5) Иисус Христос – наполовину Бог, наполовину – человек.
6) Богу требуется от человека вера в Его существование и исполнение религиозных обрядов.
7) Бог постоянно борется с дьяволом, это две равные силы.
8) Служат дьяволу только сатанисты и его почитатели.
9) Богу сложно понять трудности и проблемы простых людей.
10) Вселенная бесконечна, Бог в ней обитает.
11) Вера – это слепое принятие догм или просто уверенность в том, что Бог существует.
12) Понятие «Бог в душе» эквивалентно понятию «вера в уме».
13) Все религии ведут к одному Богу и отличаются лишь обрядами. Стены религий не достигают небес.
14) Духовный человек – это человек искусства, знаток литературы, эстет, интеллигент.
15) В церковь нужно приходить, когда в жизни проблемы или требуется покреститься, повенчаться или отпеть(ся).
16) Одна из задач Церкви – участие в политической борьбе.
17) Организационно Православие представляет собой Русскую Православную Церковь.
18) Понятия добра и зла – это нормы, принятые в конкретном человеческом обществе.
19) Убийство оккупанта в освободительной войне автоматически грехом не является.
20) Грех маньяка Чикатило больше, чем доброй женщины абортмахера, производящей аборты желающим.
21) Православие – религия русского народа. Николай Угодник – один из главных русских святых.
22) Христианство заключается в соблюдении постов, участии в церковных богослужениях, молитве.
23) Христиане – это те, кто крещён.
24) Христианство лишает человека свободы, но зато и избавляет от ответственности, гарантируя райские блага.
25) Цель церковных постов – неядение определённых продуктов.
26) Цель христианской жизни – борьба с грехами.
27) Христиане поклоняются иконам.
28) Святые – это только официально канонизированные Церковью люди.
29) Решение человеческих проблем распределено по определённым святым.
30) Среди людей, достигших святости, ближе всех к Богу мужчина.
31) Бог и святые нуждаются в наших молитвах и свечах.
32) Молитва без свечи – недостаточная молитва.
33) Молиться можно только по-церковнославянски и каноническими молитвословиями.
34) Христиане должны ограничивать себя во всём радостном.
35) Церковь должна быть сообществом святых, безгрешных людей.
36) Христианство отрицает мистику.
37) Церковь создали люди.
38) Глава Церкви – Патриарх.
39) Основной критерий правильности в Церкви – древность.
40) В церкви особо нечему учиться, главное – знать, к какой иконе по каким нуждам обращаться.
41) Догматы – это то, что противоречит разуму.
42) Деятельность Церкви, священников финансируется государством.
43) Священник – посредник между человеком и Богом.
44) Священникам проще спастись, чем мирянам.
45) Священника именуют «святой отец».
46) Священники являются начальниками для христиан без священного сана.
47) Священник является для мирянина экспертом в любых вопросах.
48) Мнения различных священников по любым богословским вопросам должны совпадать.
49) Ответственность за свою духовную жизнь христиане возлагают на духовника.
50) Молиться должны, главным образом, священники, это их работа, для этого им подают записки и оплачивают их прочтение.
51) Человек должен молиться главным образом в храме.
52) Основное назначение храмов – место установки свечей и совершения молитв.
53) Для спасения достаточно быть порядочным человеком (не воровать, не убивать).
54) Большинство людей спасутся.
55) Не согрешишь – не покаешься. Живи, как хочешь, только не забывай грехи вовремя смывать на исповеди.
56) Из 12 Апостолов отступил от Христа один Иуда.
57) Ни в одном православном храме невозможно получить всё необходимое для спасения бесплатно.
58) Святые – безгрешные люди.
59) Мощи – это только нетленные тела людей.
60) В Раю и аду будут находиться только души людей, без тел.
61) Отпевание – это практически пропуск в Рай.
62) В аду черти будут мучить грешников (в котлах, на сковородках).
63) В Раю люди будут бездельничать.
64) Все люди ответственны за грех Адама и Евы, все виновны в первородном грехе.
65) Человек, который не совершает тяжких (смертных) грехов, достоин блаженства Рая.
66) Покаяние состоит в том, что человек называет грехи вслух или подает бумажку с записанными на ней грехами, а священник их прощает.
67) Для распавшихся браков в Православии существует «церковный развод».
68) Обязанность жены – рабское повиновение мужу, так как в Библии написано: «да убоится жена мужа своего» (Еф. 5:33).
69) Креститься нужно для того, чтобы меньше болеть, защититься от проблем, стать настоящим русским.
70) Крещение – это церковный обряд.
71) Крещение даёт защиту в «энергетическом плане», любой крещёный уже защищён на всю жизнь.
72) Подготовка ко Крещению состоит в покупке необходимых принадлежностей и согласовании времени встречи.
73) Крёстным может быть любой знакомый. Роль крёстного подобна почётному гостю на празднике.
74) Именины – это день Ангела-Хранителя.
75) Ангелы имеют тело с крыльями.
76) Заповедей всего десять.
77) Существуют неверующие люди, но настолько хорошие, что соблюдают все 10 заповедей.
78) Заповеди ограничивают свободу человека.
79) Если какой-то христианин, а тем более священнослужитель, согрешил, то нужно избегать Церкви, считая, что там все такие.
80) Всё телесное, как и само тело, – греховно. Цель христианина – умертвить тело.
81) Главное в праздник Крещения Господня – набрать святой воды.
82) На Пасху и Троицу нужно постараться посетить кладбище, помянуть покойных.
83) Православный обязательно должен в праздник Крещения купаться в проруби, на Масленицу – печь блины, а на Пасху красить яйца и печь куличи.
84) В церковном календаре есть праздники: Масленица, Яблочный (Медовый, Ореховый) Спас, Красная Горка…
85) Экстрасенсы, знахари и белые маги, имеющие на стенах иконы, лечащие молитвами и посылающие в церковь, – делают угодное Богу.
86) Если отпеть живого человека или поставить за него свечу за упокой, то его ждут неприятности.
87) Святая вода приобретает необычные свойства из-за ионов серебра, исходящих от ёмкости или креста.
88) Антихрист – воплощённый сатана.
89) В монастырь уходят от житейских проблем и несчастий.
90) Еретики – это меньшинство, которое было подавлено большинством.

Комментарии 

1)Бога никто не видел.
а) Воплотившегося Бога – Богочеловека Иисуса Христа видели многие тысячи людей.
б) Сам Бог даёт любому желающему возможность Боговидения: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
в) Любому желающему доступен опыт Богообщения святых угодников Божиих, изложенный в Предании Церкви.
Подробнее см. статью: Кто видел Бога.

2) Убедиться в существовании Бога можно только после смерти.
а) Большую часть информации люди получают не из собственного опыта, а на основании доверия опыту других людей. Этот опыт зафиксирован во множестве источников и доступен всем желающим еще при жизни.
б) Основа христианства – опыт личного Богообщения. Внимательная, богоугодная жизнь позволяет явственно ощущать присутствие Господа, его Промысл.
в) Чаще всего Бог говорит с человеком языком обстоятельств, человек – отвечает языком поступков. Этот опыт есть у каждого из нас, но большинство склонно списывать его на волю случая.
г) Богом нельзя увлекаться, Богом нужно жить. У нас не вызывает сомнения реальность радиоволн и электричества, хотя мы и не видим их. Но мы имеем ежедневный опыт того, что они есть. Если мы ежедневно не обращаемся к Богу в молитве, не соединяемся с Ним в Таинствах, не синхронизируем свою жизнь с Его заповедями, Его волей, то Он будет казаться нам далёким и абстрактным. Если мы не будем заслоняться от Бога своим невниманием, не разменивать свою жизнь суетой, то Его действие в мире, в нашей жизни, станет для нас явственным, реальным.
д) Для Богопознания требуется собственное усилие. Бог не насилует человеческую волю и открывается тому, кому Он нужен, кто имеет жажду Его познать, кто стремится к Нему. Или тому, в чьей душе это может найти отклик.
См. Богообщение.

3) Для правильного Богопознания достаточно интеллектуального усилия.
а) Даже с точки зрения исполнения элементарных нравственных норм ум не является гарантом правильного выбора. Вспомним хотя бы диктаторов последних столетий, разве им откажешь в уме? Разве атеистов можно обвинять в недостатке интеллекта? Важно помнить, что в результате грехопадения были повреждены все силы души, в том числе и разум человека.
б) Познавать Бога возможно исключительно из Его откровения. Оно различается на естественное – видимый мир, история человечества, совесть в человеке, и на сверхъестественное – когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам (Пришествие на землю Спасителя) или через праведных людей – пророков, апостолов и святых отцов Церкви.
Поэтому в собственных умозаключениях необходимо учитывать оба эти откровения.
в) Особенность нашего времени – попытка собственного богомыслия, без хотя бы элементарных знаний вероучения. Причём это свойственно и людям, интеллектуально развитым, которые ни в одной другой сфере не позволяют себе подобного дилетантизма – делать выводы, не имея даже базовых знаний предмета.
г) Для размышления о Боге необходимо иметь смирение, осознавать хотя бы то, что мы не равны Богу, мы Его создания и потому можем познавать Творца лишь в определённых пределах, ограниченных тем, что Он посчитал нужным открыть нам, и уровнем нашей духовной чистоты, нашего духовного развития.
д) Теория без практики, как и во многих других областях человеческого знания, бесплодна. Можно выучить сальфеджио на отлично, но это не даст возможность порадовать игрой на скрипке даже ближайших родственников. Можно зазубрить теорию иностранного языка, но без практики общаться на нём не получится.
См. Ум.

4) Бог Отец старше Бога Сына. Бог Сын был когда-то рождён от Бога Отца.
Рождение Сына осуществляется вне условий времени, не было момента, когда не было Отца, Сына и Святого Духа.
См. Святая Троица.

5) Иисус Христос – наполовину Бог, наполовину человек.
Иисус Христос – Богочеловек. Можно сказать, что Он на 100% Бог и на 100% человек, подобный нам, но без греха. Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын (Слово, Логос) в определённый исторический момент воплотился (от слова плоть), стал человеком.
См. Богочеловек.

6) Богу требуется от человека вера в Его существование и исполнение религиозных обрядов.
Бог Всемогущ и Вседоволен (обладает высшей степенью блаженства). Он ни в чём не нуждается, всё, что исходит от Бога в отношении нас, – чистый дар. Жизнь – дар, спасение – дар. Мы – творение Бога, Он желает нам вечного счастья. Отец Небесный желает общаться с любящими детьми, ему не нужны роботы или автоматы.
Бог ждёт от человека верности и любви, всё остальное обретает совершенный смысл в качестве их выражения.
См. Любовь.

7) Бог постоянно борется с дьяволом, это две равные силы.
Весь мир является Божиим творением. Дьявол (греч. diabolos – клеветник) – падший ангел, восставший, по причине гордости, против Бога и утративший свое ангельское достоинство, допущенный Богом для искушения людей ради определения их свободной воли к добру. Дьявол совершает зло лишь в той мере, в которой ему попускает это делать Господь.
См. дьявол.

8) Служат дьяволу только сатанисты и его почитатели.
У человека всего два пути – исполнять волю Творца или не исполнять её. Второе соответствует воле дьявола и фактически является служением ему. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Лк. 11:23).
По словам Апостола и евангелиста Иоанна «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8).
См. О смысле жизни.

9) Богу сложно понять трудности и проблемы простых людей.
Бог, создатель человечества, обладает всеведением. Кроме того, вочеловечившись, Бог Сам жил на Земле среди людей более трёх десятков лет.
Сильно сказал об этом протодиакон Андрей Кураев: Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
См. Бог.

10) Вселенная бесконечна, Бог в ней обитает.
Бог бесконечен, не ограничен ни временем, ни пространством. Вселенная – Его творение, она конечна (даже по мнению современной науки).
См. Вселенная.
11) Вера – это слепое принятие догм или просто уверенность в том, что Бог существует.
В христианском понимании вера – это союз человека с Богом, доверие, верность Творцу. Любой союз подразумевает взаимность. Если не жить по вере, даже не знать заповеди, то не имеет значения, верить в глиняную статуэтку или в Творца Вселенной, потому что это будет бесплодная вера, её иллюзия.
См. Вера.

12) Понятие «Бог в душе» эквивалентно понятию «вера в уме».
Задача христианина – соединиться с Богом, ощутить Царство Божие в своей душе как реальное Божественное присутствие. Теоретически же быть христианином невозможно, так же, как невозможно быть студентом или водителем, лишь осознавая себя таким.
См. Зачем ходить в храм, если Бог в душе?

13) Все религии ведут к одному Богу и отличаются лишь обрядами. Стены религий не достигают небес.
Заманчивый тезис, которому поклоняется всё больше и больше людей… если не вдаваться в его суть. Получается, что Творцу вселенной безразлична цель жизни человека, принципы этой жизни, взаимоотношения людей между собой и с Ним. Ведь на принципиальные вопросы бытия различные религии имеют принципиально разные ответы, зачастую кардинально противоположные. Более того, и представления о Боге у них взаимоисключающие. Честертон иронично заметил про такую точку зрения, что « христианство и буддизм очень похожи, особенно буддизм».

Два принципиальных вопроса в сравнении религий: их источник и ихпрактика.

  • Религия может иметь своим источником только Бога, таково христианство; мусульмане верят откровению некоего духа некоему человеку; буддисты – духовным исканиям некоего человека. При этом не будем забывать, что в духовном мире есть и отпадшие от Бога, демонические сущности, стремящиеся отвратить человека от Бога.
  • Как мы уже отметили, вера – это не просто теория, вера выражается впрактической духовной жизни. В христианстве цель жизни – реальное Богообщение, соединение с Богом; в исламе – исполнение закона; в буддизме – безразличие.

Таким образом правильнее ставить вопрос о том, достигает ли та или иная религия небес?…
См. Чем отличаются религии.

14) Духовный человек – это человек искусства, знаток литературы, эстет, интеллигент.
Человек представляет собой единство тела, души и духа. В данной схеме душа – это психика, эмоции. В христианском понимании не каждый человек может именоваться духовным. Духовным можно назвать того, в чьём сердце живёт и действует Сам Бог, Который есть Дух.
Если же человек является деятелем искусства, знатоком литературы, эстетом, интеллигентом, однако не имеет Духа Божьего в сердце, то он не духовный, а душевный. 
Именно поэтому нелепо звучит название «Духовное управление мусульман», ведь ислам отрицает духовность Бога, утверждая, что у Него есть руки и ноги и Он не желает вселяться в человека. Хотя, с точки зрения христианского религиоведения, это название можно считать верным, исходя из того, какой дух явился источником исламского откровения и почему он требует именно покорности.
См. Человек.

15) В церковь нужно приходить, когда в жизни проблемы или требуется покреститься, повенчаться или отпеть(ся).
Существует порода христиан, которую англичане описывают так: христиане на четырех колесах. В коляске их привозят креститься, в автомобиле – венчаться и на катафалке – отпевать.
Бог создал нас по любви, мы Его дети. Бог настолько любит нас, что ради нашего спасения Он воплотился и восшел на Крест. Церковь – установление Божие, Сам Христос сказал: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её». Недаром Церковь называют кораблём спасения. Ошибочно воспринимать храм – дом Божий – как организацию по оказанию ритуальных услуг. Вполне естественно для человека просить что-то у Бога, но не унизительно ли выступать лишь как неблагодарный попрошайка у своего Отца Небесного?
В храме Господь нам даёт самый главный Дар – Таинство Святого Причащения, по выражению святых отцов, «лекарство бессмертия». Если человек избегает того, чтобы принять Дар, ради которого Бог стал человеком, то желает ли он общаться, соединяться с Богом? Нужен ли ему истинный, а не выдуманный им самим Бог?…
См. Духовная жизнь.

16) Одна из задач Церкви – участие в политической борьбе.
Предназначение Церкви – спасение людей. Отдельные миряне – члены Церкви Христовой – могут участвовать в политической жизни, но у Церкви иная задача. Сам Господь о Себе говорил «царство Моё не от мира сего».
Кроме того, не бывает партии, которую поддерживает 100% людей, значит, вольно или невольно эта деятельность оттолкнёт кого-то от Церкви, от спасения в вечности.
См. Церковь и политика.

17) Организационно Православие представляет собой Русскую Православную Церковь.
Русская Православная Церковь – одна из 15 поместных Православных Церквей.
См. Автокефалия.

18) Понятия добра и зла – это нормы, принятые в конкретном человеческом обществе.
Если у вселенной есть Творец и Законодатель, то именно Он – Бог – устанавливает её законы, в том числе нравственные и духовные. Падшее человечество может искажать или не замечать законы, волю Бога, но это не может отменить их. Ведь даже в человеческом обществе незнание не освобождает от ответственности…
См. О природе зла.

19) Убийство оккупанта в освободительной войне автоматически грехом не является.
Любая война – следствие грехопадения, искажения человеческой природы, отпадения от Бога. Не всякое убийство может являться личным грехом человека, в Священной истории Сам Бог давал военные приказы израильскому народу, ограничивая таким образом распространение на земле зла.
Но, с другой стороны, можно ли утверждать, что лётчик при бомбардировке уничтожает исключительно вооружённых врагов? А артиллерист? А минер: известно ли точно, кто подорвётся на заложенной мине? А шальная пуля из автомата не убивает невинных?
Теперь коснёмся нравственного и духовного состояния воинов. Все ли воины искренне ставят своей целью защиту ближних, все ли бесстрастно, без злобы, уничтожают врага?
Все эти вопросы показывают, что не нужно автоматически считать погибшего на войне деда-орденоносца святым, молитва за него будет не менее уместна, чем за погибшего в тылу от инфекции бухгалтера.
См. Отношение к воинской службе в ранней Церкви

20) Грех маньяка Чикатило больше, чем доброй женщины абортмахера, производящей аборты желающим.
Чикатило убил 56 человек за 12 лет. Абортмахер порой убивает больше за 1 месяц. При этом учтём, что Чикатило был психически больным человеком, а большинство абортмахеров к явным маньякам не относятся.
Когда-то я разговаривал с одним опытным священником и спросил его, может ли он вспомнить самую тяжёлую исповедь в практике его служения? Он ответил, что его сложно удивить каким-либо грехом, но больше всего его потрясла исповедь одной женщины-абортмахера, которая произвела около тысячи абортов. Он буквально услышал вопль этих младенцев и испытал ужас. Господь даёт священникам благодать, позволяющую не повредиться от выслушивания чужих грехов, однако он хорошо запомнил эту исповедь. Естественно, что никаких подробностей об этой женщине священник мне не сообщал, тайну исповеди он не нарушил.
См. Аборт. Человек или плод?

 

21) Православие – религия русского народа. Николай Угодник – один из главных русских святых.
Когда мы употребляем термин «восточные религии», то зачастую забываем, что к ним можно условно отнести и христианство (по месту воплощения и земной жизни его основателя – Богочеловека Иисуса Христа). Однако, христианство – транснациональная и транстерриториальная религия. В Россию благая весть о Спасителе была привнесена из Византии более через IX веков после Вознесения Христова. Фактически Православие и способствовало образованию Руси как самостоятельного единого государства, но пытаться монополизировать спасение рамками одной нации – грубейшее искажение Божественного замысла. Разве Христос желает спасения только русским?

Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, почитается всею Вселенскою Церковью. Родился свт. Николай (по-гречески его имя звучало как «Николаос» (Νικόλαος)) в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (совр. Анталия, Турция). Он служил епископом в г. Мира (совр. Демре).

22) Христианство заключается в соблюдении постов, участии в церковных богослужениях, молитве.
В данном тезисе смешаны цель и средства её достижения.
Хорошие мужья дарят жёнам цветы, общаются с ними, вместе гуляют, ходят в кино, театр, участвуют в воспитании детей, помогают им в домашнем хозяйстве. Но это всё не цель, а внешнее выражение любви, глубокого внутреннего чувства. Мы же не можем сказать, что цель брака – взаимные подарки и взаимопомощь, педагогика, цель брака – реализация любви, общения, единения с любимым человеком.

Цель жизни христианина – любовь ко Христу, стремление уподобиться Ему, пребывать в Его благодати, общаться с Ним. Средствами достижения этого и являются богослужения, пост и молитва.
Православие – это образ жизни. Не только учение, не только богослужения и молитвы, нравственные нормы и традиции Богопочитания, но вся жизнь целиком.

В заключение приведу слова прп. Серафима Саровского:
«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее».

23) Христиане – это те, кто крещён. 
Желающий управлять автомобилем, проходит курс обучения, затем получает водительские права. Получив их, он может стать профессиональным автогонщиком, а может спрятать права и забыть о желании управлять автомашиной. Права дают возможность, но не делают водителем автоматически.

Крещение – это важнейший этап воцерковления, которому предшествуют вера и покаяние и последует церковная жизнь. Крещение является духовным рождением, актом приобщения к Церкви. Для того, чтобы достойно прожить жизнь, реализовать себя, недостаточно просто родиться.Святые отцы сравнивают крещение с семенем, которое может вырасти и дать плод, а может засохнуть и умереть.
Благодать Крещения – это дар, который должен быть свободно усвоен (принят). Крещены были и Ленин, и Сталин, и Гитлер, и Берия, 70% россиян крещены, кто же тогда ворует, пьёт, изменяет? Крещение – начало пути преображения, перерождения, обожения, оно не происходит механически, это не индульгенция и не магический ритуал. Без духовной жизни крещение тщетно.
Таинство Крещения – залог вечной жизни, в нём человек омывается от скверны первородного греха и ему прощаются все предыдущие личные грехи, человеку даётся благодать для последующего духовного роста и Ангел-Хранитель, помогающий ему в духовной борьбе. Образно говоря, человек как бы выходит из тюрьмы на свободу. Однако зачастую люди стремятся обратно в темницу греха, отвергая дар вечной жизни. Во время Таинства новокрещёный (или восприемник (младенца)) отрицается от сатаны и всех дел его, если же человек не реализует это обещание своей жизнью, то это будет лишь пустая декларация…

24) Христианство лишает человека свободы, но зато и избавляет от ответственности, гарантируя райские блага.
Человек создан Творцом по Своему образу и подобию. Образ – то, что изначально вложено в нас Творцом, Его черты. Бог – Личность и мы личности, свободен – и мы обладаем свободой, разумен – и мы обладаем разумом, вечен – дал нам бессмертную душу и т.д. Подобие – возможность уподобиться Богу, обретать святость.

Одной из черт образа Божьего в человеке является свобода. Богу ничего не стоило создать людей в виде рабов, машин, марионеток, которые были бы лишены свободы выбора. Но Господь создал нас по любви и для любви, а любовь невозможна без свободы.
Духовную жизнь можно уподобить шествию по канату, даже в конце пути канатоходец не застрахован от падения, требуется непрестанное внимание и духовное трезвение.
Духовная жизнь человека строится при посредстве Божественной благодати и свободных человеческих усилий. От человека требуются желание и усердие воли в борьбе с грехом и стяжании добродетелей. От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в соработничестве Бога и человека. Духовная жизнь созидается в Церкви, поскольку в ней (в ее Таинствах и Богослужениях) пребывает и обильно изливается сама Божественная благодать.

В качестве примера приведём эпизод из жития преподобного Макария Великого:
Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:
– О, какой славы сподобился ты, Макарий!
Святой отвечал бесам:
– Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал.
Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили:
– Действительно избежал ты наших рук, Макарий!
Но он сказал:
– Нет, но надобно и еще избежать.
И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали:
– Избежал нас, избежал.
Тогда Макарий громким голосом ответил бесам:
– Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней.

См. Свобода.

25) Цель церковных постов – неядение определённых продуктов.
Пищевые ограничения – это лишь гастрономическая составляющая поста. По словам прп. Иоанна Дамаскина: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы».
См. подробнее:Посты.

26) Цель христианской жизни – борьба с грехами.
В аскетическом плане духовная жизнь христианина подразумевает два взаимосопряжённых аспекта:
– борьбы с грехами и
– возрастание в добродетелях.
Целью же христианской жизни является богоуподобление, богопознание и богообщение.
По словам игумена Петра (Мещеринова): «Христианство имеет определенную иерархию ценностей, и главное в нем – Сам Христос, Его божественная Личность. Он есть «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8); Он есть «Путь, Истина, Жизнь и Воскресение» (Ин. 14:6)(Ин.11:25); для верующего Христос – это всё (прп. Марк Подвижник). Цель жизни христианина — соединиться со Христом, жить Им и с Ним, и в Нем обрести спасение и мир, счастье и бессмертие. Именно для этой — ни для какой иной – цели Бог основал на земле Церковь, в которой через Таинства Духом Святым и происходит приобщение верующей души Христу Господу».
Целью церковной жизни в целом является приобщение к спасению, обретение Царства Божия (Лк. 17:21) и святости Христовой (Мф. 5:48), (1 Пет. 1:15-16).

27) Христиане поклоняются иконам.
Догмат иконопочитания гласит: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Т.е. мы поклоняемся личности, изображённой на иконе, а не доске и краскам. Так же как, рассматривая фотографии близких людей, мы используем саму фотографию как средство, а не как объект поклонения.
Чудотворные иконы – иконы, через которые Господь, по ведомым Ему причинам, особо преподаёт благодать.
См. Иконопочитание.

28) Святые – это только официально канонизированные Церковью люди.
По словам протодиакона Андрея Кураева, «канонизация – это не пропуск в рай (Господь туда сам зовет), а урок для нас». Кроме того, к канонизированным Церковью святым мы можем обращаться с просьбой о ходатайстве за нас перед Богом. Что, несомненно, не исключает возможность прямого молитвенного обращения ко Творцу.
Всех Своих святых знает только Бог, а Церковь свидетельствует о блаженной участи лишь некоторых из них.
См. Святые и святость.

29) Решение человеческих проблем распределено по определённым святым.
Всем известно, что, например, о благополучном морском путешествии молятся свт. Николаю Чудотворцу, о нахождении потерянной вещи – мученику Иоанну Воину, об успехах в учёбе – преподобному Сергию Радонежскому. Не нужно воспринимать это грубо-буквально, любому святому можно молиться в любых нуждах. Однако мы не можем исключить того, что Господь может даровать некоторым святым благодать помощи в особых случаях.

30) Среди людей, достигших святости, ближе всех к Богу мужчина.
Из всего сонма святых угодников Божиих только Пресвятую Богородицу мы именуем как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», то есть несравненно высшую даже двух ближайших к Богу ангельских чинов.
См. Богородица.

источник:Азбука веры