Преподобный Феодор Студит
Каким должен быть христианин в миру

Приветствую тебя, Нил, возлюбленное мое чадо. Получил твой подарок — рыбу. Чем отблагодарить тебя за то, что ты опять вспомнил меня от трудов рук своих? Не могу ничем, кроме своей грешной молитвы. Да вложит тебе в сердца Господь Свой страх в большей мере, чтобы и на земле, и на море ты Ему воздыхал, Ему работал. Ведь ты, чадо, знаешь, что мы все смертны, что в скором будущем расстанемся со своим телом, что дадим отчет за всю свою жизнь, даже за каждое свое слово и косой взгляд, до помышления включительно. Что я говорю? Господь обещал, что мы ответим даже за невольные и в неведении совершенные дела. Какими поэтому мы должны быть? Быть в страхе, трепете, готовыми к доброму ответу. Страшно судилище разбирательства! С одной стороны — огонь неугасимый, с другой — Царство небесное. Первый предназначен для грешников и отвергнувших заповеди Господа, а второе — для блюстителей закона.

Поэтому умоляю тебя, живи преподобно, чисто, ибо ты — перед Богом. Очищаешь ли сети, закидываешь ли удочку, тащишь ли рыбу, — все это, чадо, да будет во славу Божию. На ловли ли, на рынке не ведите себя, крестоносцы, как миряне, а по примеру апостолов, промыслом которых я и предложил вам заниматься, ведите себя со страхом и трепетом. Горе мне, если я не стану делать вам внушений. Да, сын мой возлюбленный, помни Благодетеля твоего Бога: где и в каком состоянии ты был некогда, и теперь каков ты и в какой славе! Прославь Бога в своей жизни, чтобы Бог прославил тебя вовеки.

Это тебе от меня. А ты уже вместо меня, утверди своих спутников и внуши им это, и мир от Господа да венчает вас в единомыслии. Молись и ты о моем смирении. Приветствуют тебя братья твои.
Наставление живущим в миру

Преподобный Амвросий Оптинский
Наставление живущим в миру

Пишете вы, что среди мира и семейства чрезвычайно трудно отрешиться от земного. Действительно, оно трудно. Но евангельские заповеди даны людям, живущим в мире, ибо тогда не было ни монахов, ни монастырей. Должно всем христианам помнить слово Господне: в мире скорбни будете; также сказанное в апостольских Деяниях: многими скорбями подобает нам внити в Царствие небесное. Не определено, какими скорбями, а вообще сказано, многими, ибо у каждого человека свои скорби, смотря по его внешнему положению, и внутреннему устроению, и душевным немощам. Сообразно со всем этим одному приходится испытывать одного рода прискорбия, другому — другого рода. Но для всех Господь положил одно общее правило: в терпении вашем стяжите души ваша; и: претерпевши до конца, той спасется.

Призываю на вас и на все семейство ваше мир и милость Божию, сердечно желаю вам от Господа всех благ и подкрепления в скорбях ваших.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Что читать тем, кто живет в миру

Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самим делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбуждается мечтательность духовного состояния, ему никак не идущего. Эта мечтательность будет временем лестно услаждать воображением высоких добродетелей, временем наводить на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; — всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом соделывать жизнь нашу пустою, безплодною. Христианину, которого жребий — проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное поприще для чтения! Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и тучности могут питаться словесные овцы Христовы!

Радуюсь и сорадуюсь вам, видя из последнего письма вашего, что здоровье сына вашего поправляется. Господь кого любит, кого приемлет, того бьет и наказует, а потом избавляет от скорби. Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель, сказали святые отцы, не добродетель! Если видите кого-нибудь, величаемого от людей православных добродетельным, а он живет без всяких искушений, преуспевает в мирском отношении, — знайте: его добродетель, его православие не приняты Богом. В них зрит Бог нечистоту, ненавистную Ему! На нечистоту человеческую Он взирает снисходительно, врачует ее различными средствами; в ком увидит нечистоту бесовскую — от того отвращается. Любя вас и сына вашего, приближая вас к Себе, Он попустил вам скорбь. В этом вы убедитесь из того, что по прошествии скорби как ему, так и вам «путь Божий сделался яснее, ближе». Это вижу я и из себя: прежде говорил я вам гораздо поверхностнее, легче; а теперь что-то понуждает меня говорить глубже, предлагать духовную пищу более крепкую, которая бы сообщала вам больше сил и движения. А вы, видя милость Божию к себе, старайтесь принять и сохранить ее как должно.

Призывающий на вас благословение Божие недостойный и прочее.

Святитель Феофан Затворник
В мире надо жить не по-мирски

Милость Божия буди с вами!

Вы загадываете выбраться из своей деревни, и перебраться в город, и взять исправление какой-либо должности и испрашиваете, сделать ли это? Спрашивая же, вы, конечно, имеете в мысли духовную жизнь свою и желаете знать, будет ли это для ней благопотребно и не будет ли вредно. Духовная жизнь не безусловно подлежит влиянию внешней обстановки и может цвести во всяком месте и при всяких положениях: ибо она вся во внутреннем строе и пред внешним не преклоняет выи, а, напротив, властвует над ним и его направляет. Потому, думаю, нет греха сказать вам: почему же не переменить места и занятий? Вы и сами много ожидаете от сей перемены для своего преуспеяния духовного, и если успеете так устроиться в своих занятиях и отношениях, чтобы ожидаемое исполнилось, то можно прибавить: переменяйте… Бог благословит… А если сие если не исполнится, тогда что? Ничего… Тогда получите опытное удостоверение, в какой мере совместима духовная жизнь с гражданскою службой и с службою городскою. Вреда же нечаемого всегда избежать можно, если смотреть на текущее открытыми глазами. Заключу так: можно, однако смотрите сами.

Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски…

Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! Отчего и вам не вступить в число их?

Мир — страсти, люди, живущие исключительно по страстям, и совокупность обычаев и порядков жизни, придуманных для удовлетворения страстей… Оставить все сие и есть оставить мир, хотя вокруг все живут по-мирски или пополам-то по-мирски то не по-мирски — смешанно.

Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, а бывает такою, когда в порядки такой жизни втесняются страсти и удовлетворение их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завесть эту жизнь, чтобы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь, Богом благословенная.

У нас по словоупотреблению мирянин не значит человек, по-мирски живущий, а человек, не принадлежащий к духовенству или монашеству.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Епископ Феофан 5 июля 1893 года

Афонский старец иеромонах Арсений Минин 
Как жить в миру богоугодной жизнью

Боголюбивый N. N. Вы пишете, что духом стремитесь к жизни уединенной; но заботы житейские и привычка к мирской жизни вас удерживают. Потому-то и сказано, что дух бодр, а плоть немощна. Очень немногие могут расстаться с миром, особенно из тех, кои пользуются достатком и благополучием жизни. Мир держит людей как своих пленников и очень неохотно освобождает их, что видим из слов Евангельских о тесном и широком пути в притчах о званных на вечерю. Знаем мы все, что эта жизнь суетна и маловременна и что час смертный разом разорвет все земные узы, но недостает решимости добровольно разорвать их, чтобы свободно работать Господу.

Если уже невозможно нам по обстоятельствам и немощи оставить мир, то надо жить в мире жизнью богоугодной: изменить прежней порядок жизни, удаляться от бесед светских и душевредных, посещать чаще храм Божий, читать душеполезные книги и чаще размышлять о вечной жизни; в пище соблюдать воздержание; быть ко всем, кроме себя, милосердным и снисходительным, особенно к нуждающимся в пособии или духовном утешении. О себе должно думать всегда, до самого исхода души из тела, что мы великие пред Богом грешники, а иначе, подобно фарисею, все потеряем. Как только человек станет исправляться в жизни, то искуситель внушает ему, что он уже святой стал, и указывает ему на других, греховно живущих. Этот злой недуг именуется в духовной жизни — ­самомнением. К сожалению, многие этим уловлены в монастырях и в миру. Надо стоять неусыпно на страже своего сердца и подобные бесовские внушения в самом начале отражать и уничтожать вспоминанием своих грехов и молитвой Иисусовой, о чем говорится и в 136-м псалме: блажен, иже имеет и разбиет младенцы твоя о камень. Здесь под младенцами можно разуметь внушения диавольские, а камень есть Христос.

Пишу вам по заповеди Божией, повелевающей любить друг друга. Если же не будем иметь любви, то все наши подвиги напрасны и безплодны будут.

Ваш богомолец и. Арсений.