Таинство Соборования, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом (Мк. 16, 18). Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всему миру, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию (Иак. 5, 14–15).

Из Византии Таинство Соборования перешло к нам в Русскую Церковь уже почти в таком виде, как оно совершается, в наши дни. С древних времен сохранился обычай преподавать его раз в год в Великом посту всем христианам.

В наше время удивительных технических возможностей все способствует возрастания интенсивности и напряженности побуждений на грех. Мы больше видим, слышим, ощущаем за одну неделю, чем наши прадеды за пять лет. От такого нагромождения чувств, мыслей и просто ощущений душа наша изнемогает. В Таинстве Исповеди нам и на мысль не приходит каяться в закоренелых, кажущихся нам невинных привычках. Мы не каемся в бесчисленных суевериях, которые приносят нам бесчисленные беды, ибо суеверие есть некое самопроклятие. Мы не каемся в забытых грехах, которые, однако, тяжелым бременем лежат на наших душах. Мы часто живем в атмосфере полной лжи, подделываясь под хорошее о себе мнение, которое ошибочно сложили о нас люди. Мы играем в жизни, как хорошие актеры, совсем не думая о ложности и греховности такогo состояния. Со всех сторон нас соблазняют «идти в страну далече», и эти соблазны принимают иногда невероятные, замысловатые формы, и мы, по грубости своеro сердца и невниманию, попадаем в капканы врага рода человеческого.

Перед таким сильным натиском наших страстей, нашего внутреннего и внешнего врага нужны сильные средства, и как желательно, что повсеместно воскресает в нашей Церкви древний обычай раз в году по милости Божией омывать всю эту тину грехов, разрывать тонкую паутину диавола и делать это именно в святые дни Страстной Седмицы, когда, очищенные постом и усиленной молитвой, мы приближаемся к самой цели всего домостроительства Божия, к нашему воскресению духовному вместе со Христом в той степени и с той силой, с которой мы очистим себя от всякой скверны плоти и духа.

Совершение Таинства

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Далее следует совершение самого Таинства. Порядок его такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы и всех святых.

Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 — 38), а крест и Евангелие — на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34).

Дары, посылаемые в Таинстве Елеосвящения

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 — 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молятся 7 священников и помазывают его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. (Допускается совершение таинства даже одному священнику силою всей Церкви). Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей.

Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его.

Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему. Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.

Велик дар — выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар — отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни.

* * * 

И молитва веры исцелит болящего

По сложившейся традиции, в дни Великого поста в храмах совершается одно из семи таинств Церкви — Таинство соборования, или, по-другомe  Таинство елеосвящения. О том, что такое соборование и для чего оно нужно, — наша беседа с руководителем отдела Петрозаводской и Карельской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, настоятелем Сретенской церкви микр. Соломенное протоиереем Леонидом Леонтюком.

 Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Кроме исцеления от болезней, во время соборования человеку прощаются грехи, совершенные по неведению, и грехи забытые (но не сокрытые сознательно).

Таинство соборования было установлено, как мы знаем из апостольских деяний, еще с древних времен. В Евангелии от Марка читаем, что апостолы, проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Господь в одной из Своих притч рассказал о милосердном самарянине, который сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34). «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему», — писал апостол Иаков в своем Соборном послании (Иак. 5. 15–15).

— Бытует мнение, что соборование совершается только над умирающими…

— Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию».

— Как оно совершается?

— Таинство совершается собором нескольких священников, отсюда и второе название — соборование, но допускается и одним. Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Если соборование общее, то нужно прийти немного пораньше, подойти к иконной лавке в храме, назвать свое имя, внести пожертвование. Если же в соборовании нуждается болящий человек, то его родственнику необходимо придти в храм и пригласить священника для совершения Таинства на дому или в больнице.

Таинство состоит из семикратного чтения Апостола, Евангелия и молитв. После каждого евангельского чтения и молитвенного обращения к Богу священники помазуют освященным маслом (елеем), смешанным с вином лоб, подбородок, щеки, грудь и кисти рук с двух сторон. Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи как свидетельство, что Христос — свет в нашей жизни. По окончании последнего чтения Священного Писания священник возлагает раскрытое (словно руку Спасителя) Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении им грехов. После можно взять освященное масло (для этого нужно заранее приготовить небольшой сосуд) и помазывать им больные места.

— Как правильно готовиться к соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством соборования не нужно, необходимо только до или после соборования поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Без особой необходимости участвовать в Таинстве соборования можно не чаще раза в год. Ведь есть Таинство исповеди, где мы можем покаяться в своих грехах, есть Таинство Евхаристии, где мы принимаем Тело и Кровь Христа во исцеление души и тела.

Беседовала Ирина Татарина

Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии