Т.В. Маркина

 



 

По милости Божией каждому православному христианину в течение всей его жизни подаются духовные дары. По слову святого Апостола Павла: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявления Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкования языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». (1 Кор. 12, 1–11). И каждый христианин имеет свободу выбора ревновать о данных ему Богом талантах.

В летопись Можайского Лужецкого монастыря вписаны имена и двух архимандритов родных братьев – Августина и Амвросия (Виноградских). Годы, отданные ими святой обители преподобного Ферапонта Можайского чудотворца, стали для каждого из них ступенью на пути земного служения. Архимандрит Августин (в миру Алексей Виноградский, 1766–1819), впоследствии архиепископ Московский, был настоятелем монастыря с 1798 по 1801 гг. Архимандрит Амвросий (в миру Александр Виноградский, 1767–1810) значился в монастыре всего один год – с 1806 по 1807.

Жизнь Преосвященного Августина интересна и поучительна для русской истории. Наше внимание к его личности ещё ранее было обусловлено тем, что в Бородинском музее хранятся две его книги по русской истории. На изданиях скромный книжный знак с надписью «Из библиотеки Августина Архиепископа Московскаго». О самой библиотеке известно немного. По словесному завещанию владельца книжное собрание было передано племянницами в 1823 г. в Московскую Духовную академию. В нем оказалось 494 наименования книг на разных языках: латинском, греческом, французском и русском[i]. 17 октября 1919 г. библиотека владыки вместе с библиотекой Лаврской академии влилась в фонды РГБ[ii]. В настоящее время в отделе книгохранения только начинается работа по выявлению книг и составлению каталога коллекции.

Духовный писатель, известный церковный деятель управлял Московской епархией во время испытания веры русского народа в грозный 1812-й год, когда Россия противостояла нашествию французов. Августин явился творцом сугубой «молитвы в нашествии супостат» и единодушно признан «златоустом 1812 года». Господь щедро наградил его даром слова и мудростью в назидание и утешение вверенной ему паствы. Творческое наследие Преосвященного Августина включает в себя ученые труды: курсы богословия, толкования на Апостольские послания, латинские трактаты, которые сохранились преимущественно в рукописях. А также слова и речи, произнесенные в разное время и по разным случаям. Среди них «Слово при совершении годичного поминовения по воинам за Веру и Отечество на брани Бородинской живот свой положивших» (26 августа 1813 г.)

Биографии Августина (Виноградского), его деятельности в 1812 году была посвящена работа «Преосвященный Августин и Отечественная война 1812 года»[iii]. Ныне же остановим внимание на периоде жизни архиепископа Августина, связанного с Можайским Лужецким монастырем. 21 ноября 1798 г. возведенный в сан архимандрита Августин получил в управление Можайский Лужецкий монастырь, став 53-м настоятелем святой обители. В фонде Можайского Лужецкого монастыря (ф. 574) в ЦГИАМ за период настоятельства Августина сохранились следующие архивные дела: указы Московской Духовной консистории, рапорты о получении и выполнении указов, реестр документов, поступивших в монастырьв 1800 г., ведомость учета штатных служителей монастыря (1798 г.), ведомость учета жалования служителям монастыря (1799 г.) и, наконец, послужной список архимандрита Августина (1798г.)[iv]. Просмотренные документы свидетельствуют о кратковременном пребывании в стенах монастыря настоятеля. Фактически же управление делами осуществлял казначей иеромонах Иоасаф. Как правило, указы Московской Духовной консистории направлялись «казначею монастыря Иоасаф» или «Управляющему вместо архимандрита монастыря иеромонаху Иоасаф», реже «Лаврской семинарии ректору архимандриту Августину». Это можно объяснить тем, что в это время архимандрит Августин состоял в должности ректора Свято-Троицкой лаврской семинарии. И, кроме преподавания богословия, по введенному тогда порядку, он излагал живое слово учения Христова по воскресным дням с церковной кафедры Троицкого собора.

Фрагментарный характер источников дает далеко не полное представление о жизни монастыря при архимандрите Августине. В 1799 г. из Можайского уездного казначейства на содержание монастыря поступило 1305 руб. Из этой суммы расход на жалование монашествующим составил: Августину – 185 руб., Иоасафу – 17 руб., иеромонаху Дорофею – 12, послушникам – 10 руб.[v] В том же 1799 г. за монастырем была закреплена мельница на Москва-реке, которая сдавалась в аренду по договору[vi]. Таким образом, у монастыря появляется еще один источник средств к его содержанию. В 1800 г. в монастырь поступил указ Московской Духовной консистории о порядочном благоустройстве обители[vii]. Сейчас трудно сказать – шла ли в данном случае речь о значительном или о плановом и постепенном благоустройстве. Среди многочисленных нужд заботились и об убранстве храмов Божьих. Так, 18 августа 1800 г. управляющим монастыря было подано прошение на имя Его Преосвященства митрополита Платона с просьбой вновь вызолотить иконостас в соборной церкви[viii]. И больше это дело по документам ф. 574 не прослеживается. Но когда митрополит Платон посетил монастырь несколько лет спустя, в 1804 году, то он нашел, что монастырь «хорошо отстроен» и «внутри церквей благолепие непостыдное»[ix]. Этими событиями и исчерпывается хроника монастырской жизни при архимандрите Августине.

Указом от 10 августа 1801 г. иеромонаху Иоасафу со братией было предписано перевести архимандрита Августина в Московский Богоявленский монастырь на «настоятельскую ваканцию»[x]. Святитель Платон, духовно окормлявший Августина, рекомендовал его в это время митрополиту Амвросию (Подобедову) «как человека предостойного, который требует ободрения»[xi]. Приведенная выше характеристика взята из переписки митрополита Платона с Августином, которая длилась 10 лет. Письма опубликованы[xii]. Кроме этого, имя Августина (Виноградского) встречается во многих исторических исследованиях по отечественной истории, составлена и издана его биография.

Иначе обстоит дело с жизнеописанием его брата Амвросия (в миру Александра Виноградского). Материалы к его биографии – кратки, немногочисленны и собирались из разных источников[xiii]. Попытаемся все же представить портрет этого духовного лица, его участие в церковной жизни Московской епархии, отметить его дарования.

Александр Виноградский получил образование в Троицкой Духовной семинарии, За годы учебы замечен был в нем педагогический дар. Поэтому по окончании курса в 1791 году он был направлен учителем в низший грамматический класс Перервинской Духовной семинарии, где обучал также и французскому языку. Через год Александр был переведен учителем высшего класса в Троицкую семинарию, свою Alma mater, для преподавания вспомогательных дисциплин: арифметики и географии. Только через несколько лет ему было доверено преподавать поэзию и риторику. Действительно, речь шла о большом доверии. Митрополит Платон смотрел на класс риторики с довольно строгой точки зрения. Он имел твердое убеждение, что именно в риторике ученик начинает мыслить и учится излагать свои мысли на бумаге. А это прочное основание для раскрытия других способностей личности. Поэтому не случайно он был очень разборчив и внимателен к подбору наставников по этому классу[xiv].

Следующая ступень – монашеский постриг. Это произошло 26 июня 1797 г. Александр принял ангельский образ с именем Амвросия, рукоположен в иеродиакона, а в следующем году причислен к соборным иеромонахам Московского Донского монастыря.

В декабре 1798 г. иеромонах Амвросий Виноградский был утвержден на должность проповедника в Московскую Духовную академию. Это важный период его жизни, о котором почти нет никаких свидетельств. Конец XVIII – начало XIXв.в. – благодатное время расцвета в России духовной проповеди. В «Обзоре русской духовной литературы» Филарета (Гумилевского), изданного в Санкт-Петербурге в 1884 году, среди духовных писателей мы не встретили имени Амвросия (Виноградского). Поиск продолжился. Удалось найти пока лишь одно его слово-поучение. И об этом стоит сказать подробно. Речь идет о «Слове на смерть княгини Елены Алексеевны Долгоруковой, сказанное при погребении в Богоявленском монастыре 30 января 1799 г.» Оно было напечатано в Москве в том же году. И этот факт говорит об интересе к творчеству 32-летнего проповедника.

Надо отметить, что отличительной чертой всех проповедей Августина (Виноградского) является преобладание поэтического элемента над требованиями логического ума, ни одна мысль не развита у него по правилам строгого логического мышления, а излагается как у поэта[xv]. Трудно дать оценку проповеднического искусства Амвросия (Виноградского) исходя из одной только проповеди. При внимательном вчитывании в текст слова поражают простота изложения, сила мысли, основанная на Священном Писании и твердая вера в спасение каждого христианина по милосердию Божию. Эту основную мысль и пытается донести проповедник до слушателей. Начинается поучение словами из Евангелия от Иоанна (Иоан 11, 25): «Аз есмь воскрешение и живот, веруяй в Мя, аще и умрет, оживет». Далее он вопрошает, обращаясь к каждому из нас: «Что наше на земли делание есть?». И отвечает, что обязанностью христианина во временной жизни является каждодневное благоугождение Богу. «Жертва Богу от духа есть живая вера, совершаемая Духом Святым. Жертва от сердца его есть истинное раскаяние. Жертва от имения его есть бескорыстная милостыня. Жертва за его мщение есть любовь, за его гордость – смирение. Сими-то жертвами благоугождается Бог» (Евр 13, 16). Таким образом, «он (христианин) во времени живя, уже начинает жить вечно». «Христианин твердо помнит свое Отечество. Он всегда слышит из уст Павловых: что наше житие на небесех есть» (Филип 3, 20–51)[xvi].

В звании проповедника Амвросий пребывал около пяти лет. В 1802 году последовало новое послушание. Теперь его ждали в только что утвержденной (в 1799 г.) Пензенской епархии. Иеромонах Амвросий исполнял обязанности ректора Пензенской Духовной семинарии и тогда же был возведен в сан архимандрита Пензенского Спасо-Преображенского третьеклассного монастыря, основанного в XVII в.

По одним источникам 16 мая, по другим – 4 июня 1806 года архимандрит Амвросий из Пензы был переведен в Можайский Лужецкий монастырь. Архивные дела ф. 574 не позволяют рассказать о хозяйственной и духовной жизни монастыря при архимандрите Амвросии. Известно лишь, что в этот период он участвовал в церковной жизни московской; о епархии, будучи назначен присутствующим в Московской Духовной консистории. В монастыре архимандрит Амвросий значился, как было сказано выше, всего лишь год, и 29 августа 1807 года он был переведен в Московский Данилов монастырь архимандритом, восьмым по счету с момента образования там архимандрии, где и закончил свою земную жизнь 11 ноября 1810 года. Похоронен на монастырском кладбище. Могила не сохранилась.

Завершая свой рассказ о земном служении братьев Августина и Амвросия (Виноградских), в утешение всем приведу слова подвижницы Можайской земли Рахили Бородинской. В них – суть подвига святой, но в то же время ее слова обращены к сердцам всех «труждающихся и обремененных» в этой земной жизни: «На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще Небо, куда должны стремиться все живущие». Аминь.


[i] О библиотеке Преосвященного Августина см.: Иваск У.Г. Описание русских книжных знаков. Вып. 1. М., 1905. С. 49–50; Смирнов С. История Московской Духовной академии. М., 1879; Иконников B.C.Опыт русской историографии. Т. 1. Кн. 1. Киев, 1891. С. 725; Речь и отчет, читанные в торжественном собрании Императорского Московского университета. М., 1904. С. 385; Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. Т. 1. Спб., 1900. С. 6–7.

[ii] Друганов И.А. Библиотеки ведомственные, общественные и частные и судьба их в советскую эпоху // Советская библиография: Сборник. Вып. 1–111. М., 1938. С. 185–214; Советская библиография. Вып. 2. М., 1934. С. 43–78; Советская библиография. Вып. 3–4. М., 1934. С. 127–167.

[iii] Маркина Т.В. Преосвященный Августин (Виноградский) и Отечественная война 1812 года //Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1997 г. М., 1997. С. 139–143.

[iv] ЦГИАМ, Ф. 574. Оп. 1. Д.Д 177–187; Д. 407.

[v] ЦГИАМ. Ф. 574. Оп. 1. Д. 180.

[vi] ЦГИАМ. Ф. 574. Оп. 1. Д. 179. Л. 28; Д. 181.

[vii] ЦГИАМ. Ф. 574. Оп. 1. Д. 185.

[viii] ЦГИАМ. Ф. 574. Оп. 1. Д. 185.

[ix] Преподобный Ферапонт Можайский Лужецкий чудотворец и основанная им обитель в ее прошлом и настоящем. М., 1908. С. 8.

[x] ЦГИАМ. Ф. 574. Оп. 1. Д. 186. Л. 3.

[xi] Письма Платона митрополита Московского (Левшина) к Преосвященному Августину. Б.м., б.г. С. 89.

[xii] Письма Платона митрополита Московского (Левшина) к Преосвященному Августину. Б.м., б.г.; Письма Платона митрополита Московского к Преосвященному Амвросию и Августину / Примечания С. Смирнова. М., 1870.

[xiii] Материалы к биографии Амвросия (Виноградского): русский биографический словарь. Т. 2 / Изд. А.А. Половцева. Спб., 1900. С. 82–83; Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. Т. 1. Спб., 1900. С. 54; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви / Сост. Павел Строев… Спб., 1877. Стб. 180; Стб. 957; Московский некрополь /Изд. вел. кн. Николая Михайловича. Т. 1 (А-И). Спб., 1907. С. 31; Можайский Лужецкий второго класса монастырь. М., 1888. С. 37; Смирнов С. История Троицкой лаврской семинарии. С. 513–514.; Снегирев И.С. Очерки жизни Московского архиепископа Августина. М., 1848. С. 2.

[xiv] Смирнов С. История Троицкой лаврской семинарии. С. 309.

[xv] Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы… Кн. 2. 1720–1863. 3-е изд., испр., и доп. Спб., 1884. С. 203.

[xvi] Амвросий (Виноградский). Слово на смерть княгини Елены Алексеевны Долгоруковой, сказанное при погребении в Богоявленском монастыре 30 января 1799 года.